| В.Э. Борисов-Мусатов | Произведения автора | Музей-усадьба | "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" | Конкурс "Мир Мусатова" | О сайте | Borisov-Musatov |

"МИР МУСАТОВА"

В.Э. Борисов-Мусатов



"Мир Борисова-Мусатова. XXI век"

| Проект | Литература | Web-ресурсы | Video | Блоги | Google-Книги | Карта художника |

Проект

ПРОЕКТ "МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА. XXI ВЕК"

2005 год сотрудники музея-усадьбы Виктора Борисова-Мусатова ждали и планировали провести как год больших событий. Но прежде чем событиям воплотится в жизнь, был подготовлен проект, призванный объединить многих людей, любящих и ценящих историю родного города, края, страны. Проект принял участие в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» и стартовал в апреле 2005 года.
Недавно прошлое было будущим, и всё, что, должно было произойти, в начале года возникло на листе бумаги как теория и мечта. Проект прошёл часть своего пути, которая уже стал историей, как и сама история создания проекта.

Мир Борисова–Мусатова! Как часто сотрудникам музея, приходится слышать удивленные реплики посетителей, обнаруживших, что художник, создавший на своих полотнах мир волшебных грез, тонких элегий, старинных усадеб, прекрасных незнакомок жил в маленьком деревянном флигеле. В комнате, служившей ему мастерской, благодаря безграничной и светлой фантазии рождались замыслы, которые затем превращались в картины. Он не был потомком знатного рода, но еще при жизни создал о себе миф, в котором причудливым образом переплелись реальность и выдумка. Одной из таких выдумок стала его красивая двойная фамилия - Борисов–Мусатов. В родном городе он слыл чудаком, загадочным пришельцем. Аура таинственности, непонятности окружала его, рождая тем самым сильнейшее любопытство к личности. Мир Борисова–Мусатова – понятие, давно перешедшее за рамки событий одной жизни.
Ровно век отделяет нас от даты его смерти, и этот век – пронизан эстафетой сохранения этого мира, в котором незримо присутствие духа художника. Есть такое понятие – «место силы». Дом и усадьба, ставшие музеем, дают богатые возможности для фантазии, развития творческого начала, реализации самых неожиданных идей, тем самым, наполняя и развивая мощный энергетический поток - Мир Борисова–Мусатова в XXI веке

МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА. XXI ВЕК


- Проблема исследования творчества – XXI век заставляет по-новому взглянуть на представление о жизни и творчестве художника. На первый план выходят сюжеты, до сих пор нераскрытые. Создание летописи жизни и полного каталога работ позволят заполнить лакуны в мире его творчества.

- Проблема дома (музея) – музей-усадьба испытывает объективные трудности в насыщении экспозиционного пространства мемориальными вещами. Однако, многие материалы есть в архиве Радищевского музея и требуют предъявления для посетителя. Поэтому, музей-усадьба может и должен быть насыщен информационно и новые технологии должны играть основную роль в решении этой проблемы.


- Проблема усадьбы – усадьба, являющаяся памятником истории и культуры, требует своего восстановления и музеефикации. Кроме реставрации дома художника и наполнения его экспозицией, выставочным залом, информационной зоной, пространство усадьбы (двор и сад) - должно быть насыщено образами и объектами, связанными с местами творчества художника. Это позволит превратить ее в парк, от которого будут идти стрелочки–маршруты к Зубриловке, Хвалынску, Тарусе, побуждая посетителя расширить представление о мире художника и обогатить свой собственный мир.


- Проблема квартала – музей начинается с улицы. Примузейное пространство должно готовить посетителя к встрече с миром художника. Сохранившаяся часть исторической застройки, прилегающая к музею, неизбежно ветшает. Однако, она, являясь охранной зоной музея, должна стать настоящей зоной отдыха, удовлетворяющей разным потребностям посетителя и тяготеющей к своему центру – музею.


- Проблема города – заключается в мучительных поисках своих брендов. Музей, как хранитель культурных ценностей призван помочь решить эту проблему и оказывать свое влияние на формирование культурной среды города в целом.


- Проблема предъявления наследия – Творческое наследие художника – уникально! Но, оно разобщено и не может быть собрано в одном месте. Новым технологиям в XXI веке мы отводим основную миссию для полного раскрытия Мира художника и широкого его предъявления мировому сообществу


«Окно» - название одной из картин художника, в которой он выразил свой взгляд на окружающий его мир. Так и мы называем свой взгляд на Мир художника в XXI веке. Наш взгляд на художника через Windows (окна), пронизан широким использованием информационных технологий, которые помогут решить несколько поставленных выше проблем.


«Дом, удобный для вдохновения» - слова Павла Кузнецова, сказанные о маленьком флигеле художника. Флигель, ставший музеем, должен оставаться центром притяжения всех, кто испытывает потребность в раскрытии своего творческого потенциала. Сохранение этой ауры является основой данного вида деятельности, которая будет выражаться в выставках, акциях, вечерах творчества, конкурсах, концертах.




«Мастерская на Плац-Параде» - Так в XIX веке назывался уголок Саратова, где творил художник. Процесс творчества выплескивался за пределы комнаты и охватывал сад, который художник называл «зеленой мастерской». Действия, в виде перфомансов, пленэров, презентаций, создания арт-объектов на территории «зеленой мастерской» позволят возникнуть образам Зубриловки, Хвалынска, Тарусы и собрать их вместе в виде парка художника.




«Зеленый остров на Вольской, 33». Мир художника в XXI веке должен обрести не только свою территорию, но и невидимыми нитями протянуться в различные точки планеты. Зародившись в отчем доме, вырвавшись через распахнутое окно, охватив усадьбу, сад, квартал - этот мир насыщает своими поэтическими образами целый город и устремляется за его пределы, пронизывая все, что связано с именем художника в России и за ее пределами. Основная задача этого вида деятельности – сплетя невидимую паутину мира художника, не нарушить его гармонии и донести следующим поколениям

***

Здесь вы можете познакомиться с календарем проекта, а также фотохроникой событий 2005 года в музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова.




Элеонора Белонович, Игорь Пролеткин
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ ПРОЕКТА “МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА. XXI ВЕК”.

Март 2005 – Апрель 2006 гг.


Март 2005 года

Открытие Интернет-рубрики «Мир Борисова-Мусатова. XXI век» на сайте «Новости Радищевского музея»

14 апреля 2005 года

135-летие со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова

18 мая 2005 года

«Майские цветы». Открытие сезона художественных пленэров

21 июня 2005 года

«Центр современного искусства на базе реконструкции музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова». Защита дипломного проекта на кафедре архитектуры Саратовского Государственного Технического Университета

28 июня 200 года

«Виктор Борисов-Мусатов и Общество любителей изящных искусств». Открытие выставки к 120-летию Радищевского музея

15-16 июля 2005 года

«Зубриловская Атлантида». Экспедиция творческой группы в усадьбу Прозоровских-Голицыных Пензенской области

Август 2005 года

Музей и СМИ. Начало совместного проекта по подготовке передач к 100-летию памяти В.Э. Борисова-Мусатова с ГТРК «Саратов» и открытие рубрики в газете «Земское обозрение»

16 сентября 2005 года

Музей-усадьба на Доске почета Октябрьского района г. Саратова

17 сентября 2005 года

«От «Майских цветов» до «Осеннего мотива». Праздничное закрытие сезона художественных пленэров.

22 сентября 2005 года

«Дом, удобный для вдохновения». Открытие выставки Анны Герасимчук Саратов-Цинциннати (США)

7 октября 2005 года

«Мир Мусатова. XXI век. Зубриловская Атлантида». Открытие выставки по итогам творческой поездки

29 октября 2005 года

«В мире грёз и фантазий». Участие саратовской группы в Днях памяти В.Э. Борисова-Мусатова. г. Таруса

Ноябрь 2005 года

«Мир Мусатова. XXI век. Сто лет спустя…» Открытие выставки-посвящения художнику в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова.

Январь 2006 года

«Quand les lilas refleuriront…» (Когда вновь расцветет сирень…). Выставка, посвященная матери и сестрам В.Э. Борисова-Мусатова.

14 апреля 2006 года

«Зелёный остров». Открытие новой мемориальной экспозиции, посвящённой художнику в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова

14 апреля 2006 года

«Окно». Открытие виртуальной экспозиции в музее-усадьбе художника.

14 апреля 2006 года

«Отсюда и в вечность». Мусатовский вечер в Радищевском музее.



НОВЫЕ ПОДХОДЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТЕ “МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА. XXI ВЕК”


В преддверии конференции АДИТ-2007, которая состоится в Саратове с 4 по 9 июня 2007 года, сайт "Новости Радищевского музея" продолжает знакомить читателей с тезисами некоторых докладов, которые прозвучат на различных секциях конференции.
Предлагаем Вам ознакомиться с опытом работы сотрудников музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова по использованию информационных технологий в проекте "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".

Мир Борисова-Мусатова! Как часто сотрудникам музея-усадьбы художника приходится слышать удивленные реплики посетителей, обнаруживших, что мастер, создавший на своих полотнах мир волшебных грез, тонких элегий, старинных усадеб, прекрасных незнакомок, жил в маленьком деревянном флигеле. В комнате, служившей ему мастерской, благодаря безграничной и светлой фантазии рождались замыслы, которые затем превращались в картины. Он не был потомком знатного рода, но еще при жизни создал о себе миф, в котором причудливым образом переплелись реальность и выдумка. В родном городе он слыл чудаком, загадочным пришельцем. Аура таинственности, непонятности окружала художника, рождая тем самым сильнейший интерес к его личности.
"Мир Борисова-Мусатова" - понятие, давно перешедшее рамки событий одной жизни. Чуть больше века отделяет нас от даты его смерти. Век - эстафета сохранения мира художника, в котором незримо присутствует дух мастера.
Есть такое выражение - "место силы". Дом и усадьба, ставшие музеем, дают богатые возможности для фантазии, развития творческого начала, реализации самых неожиданных идей, тем самым, наполняя и развивая мощный энергетический поток, который мы называем "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".
Рождение проекта и начало его реализации произошло в 2005 году. Для музея-усадьбы художника это был год больших событий: 135 лет со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова, 100-летие памяти художника и 5-летие работы музея-усадьбы в постоянном музейном режиме.
За эти пять лет работы сотрудники музея продолжили пополнение многочисленных материалов о художнике, собранных несколькими поколениями музейных работников. На основе этих материалов была создана первая экспозиция, накоплен опыт проведения различных выставок, организации конкурсов детского творчества и разнообразных акций и мероприятий в пределах музея-усадьбы. В 2003 году был положен процесс освоению и использованию информационных технологий, созданы первые электронные базы данных живописных работ художника, совместно с ПРЦ НИТ СГУ открыт web-сайт “Мир Мусатова”. Однако, за это же время выявился и комплекс проблем, связанных с дальнейшим развитием музея-усадьбы, которые требовали своего неотлагательного решения.
Всё вместе взятое и стало причиной рождения и отправной точкой реализации проекта "Мир Борисова-Мусатова. XXI век", который опирается, во-первых, на сложившиеся в Радищевском музее традиции проектного мышления и, во-вторых, на активное использование новых информационно-коммуникационных технологий.

Проект начал свой путь, практически одновременно, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. 14 апреля 2005 года в День празднования 135-летия художника был объявлен старт проекта, а чуть раньше в конце марта на сайте "Новости Радищевского музея" открылся Интернет-проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век", где стали помещаться материалы о текущих событиях проекта, а также статьи о жизни и творчестве художника, подготавливаемые сотрудниками музея-усадьбы и Радищевского музея.

Цель проекта:

Органичное соединение имени художника, пространства музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате которого предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.

Задачи проекта:

Исследование материалов о художнике и создание разнообразных музейных продуктов.
Создание удобных инструментов для информационного сопровождения деятельности музея.
Создание на базе музея-усадьбы центра притяжения, для всех, кто испытывает потребность в раскрытии и предъявлении собственного творческого потенциала.
Освоение территории, прилегающей к музею, с помощью разнообразных форм и видов деятельности.
Распространение влияния музея на городскую среду.
Предъявление с помощью новых технологий изученного и систематизированного материала сообществу.

В проекте были поставлены к своему решению следующие проблемы:

- проблема исследования творчества художника, так как XXI век заставляет по-новому взглянуть на его жизнь и творчество;
- проблема дома (музея), испытывающего объективные трудности в насыщении экспозиционного пространства мемориальными вещами;
- проблема сохранения усадьбы художника - являющейся памятником истории и культуры и требующей своего полного восстановления и музеефикации;
- проблема развития квартала, окружающего дом и усадьбу, который, являясь охранной зоной музея, может стать местом отдыха, удовлетворяющей разные потребности посетителей;
- проблема города, который находится в неустанных поисках своей идентичности, своих брендов, но, к сожалению, до сих пор ещё не повернулся лицом к тем собственным ресурсам, давно известным на просторах мира;
- проблема предъявления наследия выдающегося русского художника, которое разобщено и в силу разных причин и факторов не может быть собрано в одном месте.

И именно информационным и проектным технологиям мы отвели важную миссию: целостного раскрытия Мира художника и широкого его предъявления мировому сообществу.

Содержание деятельности в рамках проекта:

Решение поставленных проблем нами было определено через разнообразную деятельность музея, которая помогла выявить основные проектные линии. Каждая из этих линий получила своё имя из названий картин художника, исторических фраз, и сложившихся слоганов музея-усадьбы:

Проектная линия "Окно". «Окно» - название первой дошедшей до нас картины В.Э. Борисова-Мусатова. Так и мы назвали свой взгляд на Мир художника в XXI веке: взгляд через Windows (окна). Этот взгляд основан на профессиональном использовании информационно-коммуникационных технологий, способных решить поставленные проблемы.
В данную проектную линию были включены несколько видов работ.

Первый вид работ заключается в изучении разнообразных опубликованных материалов, связанных с именем Борисова-Мусатова и его ближайшего окружения – родных и близких, друзей, сподвижников, учеников. Он включает выявление и последующее накопление наиболее полной электронной базы изображений произведений мастера, электронной базы доступных архивных материалов, документальных и художественных фотографий и способствует составлению полного каталога работ художника. Созданные на базе этих материалов разнообразные информационные ресурсы будут использованы в дальнейшем для организации информационной зоны музея-усадьбы.

Второй вид также напрямую связан с первым. Он заключается в проведении с помощью поисковых систем постоянного мониторинга Интернет-ресурсов, связанных с жизнью и творчеством художника, которые также необходимы для создания виртуальной зоны музея. И новые материалы найденные при помощи Интернета открывают неизвестные нам странички.
Приведем только несколько примеров.
Так большим открытием для нас стало нахождение в 2005 году на сайте Калужского художественного музея группового портрета с Борисовым-Мусатовым работы художника Михаила Демьянова (1873-1913 года). Этот портрет стал интересным сюжетом для новых исследований сотрудников музея-усадьбы.
В 2006 году на сайте галереи “Арт-салон” было найдено изображение ранее нам неизвестной пастели художника «Последний день», выставленной на торги и проданной на аукционе Сотбис в мае 2006 года. Эта находка сама по себе была удачей.
Каково же было наше удивление, когда в конце 2006 года на сайте Чувашского художественного музея была обнаружена так называемая “картина в картине”. Работа Зинаиды Серебряковой «Портрет М.Г.Направник», в которой последняя изображена на фоне произведения «Последний день». Надо ли пояснять, что это готовый сюжет для целого исследования!
И таких открытий и сюжетов в Интернете было сделано огромное количество.

Третий вид работ с информационными ресурсами заключается в постепенной модернизации существующего с марта 2003 года сайта "Мир Мусатова" и создание на нем не только виртуальной галереи произведений художника, но и отражение полной летописи жизни автора и деятельности музея-усадьбы.

Четвертый вид предполагает создание в пределах музея-усадьбы специально выделенной информационной зоны с виртуальной экспозицией, посвященной жизни и творчеству Борисова-Мусатова и предъявление ее реальным посетителям. Для решения этой задачи необходимо не только создание различных информационных и мультимедиа ресурсов, но и подбор и приобретение необходимого демонстрационного оборудования. Это довольно трудоемкий и затратный процесс, и его выполнение напрямую зависит от финансовых возможностей музея.

Проектная линия "Дом, удобный для вдохновения". Когда-то известный живописец Павел Кузнецов назвал маленький деревянный флигель Борисова-Мусатова «Домом, удобным для вдохновения». По прошествии века флигель, ставший музеем, продолжает оставаться центром притяжения всех, кто испытывает потребность в раскрытии своего творческого потенциала.
Основой данной проектной линии является выставочная деятельность музея.
За время проведения проекта на площадках музея-усадьбы было организовано порядка 20 выставок. Среди них особое место занимают тематические выставки произведений художника из собрания Радищевского музея «В.Э. Борисов-Мусатов и Общество Любителей Изящных Искусств», «Мелодии грусти старинной. Усадебные впечатления в творчестве художника». Темы выставок современных авторов, так или иначе, связаны с Миром Мусатова. Например «Зубриловская Атлантида», «Сто лет спустя… Памяти В.Э. Борисова-Мусатова», персональные выставки В. Успенского, В. Челинцевой, Б. Глубокова, А. Трубецкова, Н. Никифоровой, С. Лопуховой.
Отличительной особенностью этих выставок, является новый, более технологичный подход, разработанный и успешно внедренный в Радищевском музее. Этот подход стал рабочим инструментом и для нашего филиала.
Любая выставка, проводящаяся в музее, рассматривается как выставочный проект, со своими целями и задачами, календарным планом и этапами проведения, командой кураторов и исполнителей, применяемыми информационными технологиями, партнерами и спонсорами, и, безусловно, целевой аудиторией, на которую та или иная выставка направлена.
При этом такой подход опирается на определенные принципы организации и в нем выделяется несколько этапов проведения выставочного проекта, каждый из которых характеризуется своим набором применения информационных технологий.
За последнее время мы стараемся также придерживаться этих подходов, принципов и этапов, а также активно использовать ИТ-технологии при организации и продвижения выставок.
Из сложившегося опыта у нас они применяются наиболее успешно на этапе продвижения выставки - в нашем случае Интернет-поддержке выставочного проекта. Этот этап мы рассматриваем одним из наиболее важных в выставочной деятельности. Именно он позволяет нам формировать и воздействовать на потенциального посетителя музея, предоставляя ему широкий спектр актуальной и разнообразной информации о проводимой выставке.
Для этого нами используется сайт “Новости Радищевского музея”, где отражается информация по выставке в самых разнообразных жанрах:
- Анонс, новость
- Пресс-релиз
- Фоторепортаж
- Тема дня
- Интернет-журнал
- Интернет-каталог
- Интернет-проект
- Виртуальная галерея
- Информационный бюллетень
- Тематический сайт
Выбор и набор жанров продвижения, зависит от каждой конкретной выставки и определяется теми целями и задачами, которые мы ставим перед собой.
При соблюдении такого подхода, любая выставка по завершении своей работы остаётся “жить” в Интернет-пространстве и объективно играет роль «сухого остатка» после совершённого действия, позволяя более объёмно представлять деятельность музея в прошлом и настоящем.

Эти же подходы и технологии используются и в проектной линии "Мастерская на Плац-Параде". Её основу составляет проведение ежегодных художественных пленэров в приусадебном саде - "зелёной мастерской" Борисова-Мусатова. Участниками пленэров за прошедшее время стали профессиональные художники и фотографы, а также любители, студенты, воспитанники детских художественных школ и студий.
На сайте “Новости Радищевского музея” линия «Мастерская на Плац-параде» ярче всего представлена Интернет-проектом Валерия Кузьменко «Мир художника глазами фотографа».

Проектная линия "Зеленый остров на Вольской, 33". Мир художника в XXI веке должен обрести не только свою территорию, но и невидимыми нитями протянуться в различные точки планеты. Зародившись в отчем доме, вырвавшись через распахнутое окно, охватив усадьбу, сад, квартал - этот мир насыщает своими красивыми и поэтическими образами любимый город и устремляется за его пределы, пронизывая все, что связано с именем художника, оставаясь при этом небольшим зеленым островом на огромном пространстве нашей планеты. Основная цель: сплетя воедино реальную и виртуальную паутину мира художника, не нарушить его гармонии и донести следующим поколениям.
Попытка решения этих проблем, так или иначе, осуществляется путем постоянного отражения и продвижения в Интернете деятельности сотрудников музея-усадьбы и их партнеров по данному проекту, как на сайте “Новости Радищевского музея”, так и на других новостных и специализированных сайтах и порталах России. С начала выполнения работ по проекту на сайте было опубликовано 220 различных анонсов, новостей, пресс-релизов, фоторепортажей, заметок, эссе, статей и материалов других жанров, практически все из которых были многократно транслированы в других Интернет-изданиях. Все это позволило ознакомить с Миром Мусатова огромное число различных людей из многих городов России и зарубежных стран.
Кроме этого, сотрудники музея-усадьбы с партнерами из ПРЦ НИТ СГУ проводят постоянный мониторинг Интернет-ресурсов тех материалов, которые отражают отношение к Мусатову людей никогда не бывших в его музее-усадьбе, но для которых он интересен, близок и дорог.
С помощью Интернета, например, удалось установить связь с Еленой Станюкович, внучкой близкого друга Борисова-Мусатова Владимира Станюковича. Родившись уже после кончины своего замечательного деда, Е.К. Станюкович, работая в Государственном Эрмитаже ведёт научно-исследовательскую работу, посвященную своему известному предку.
На проектную линию “Зеленый остров на Вольской, 33” также работает и уже упомянутый выше сайт “Мир Мусатова”. За время проведения проекта на сайте нашли отражение многие новые материалы, связанные с проведением конкурса детского творчества “Мир Мусатова”, довольно полный каталог опубликованной литературы о художнике, многочисленные ссылки на Интернет-ресурсы и виртуальные галереи, как российские, так и зарубежные, отражающие творчество Борисова-Мусатова.
С августа 2005 года проект нашёл отражение на страницах еженедельника "Земское обозрение", где ежемесячно помещаются печатные материалы под рубрикой "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".
Летом и осенью 2005 года сотрудники музея-усадьбы явились организаторами двух творческих поездок-экспедиций по Мусатовским местам России: в усадьбу Зубриловка и город Тарусу. В поездках приняли участие художники, фотографы, архитекторы, музейщики Саратова.
В это же время творческая группа ГТРК "Саратов" приступила к созданию передачи "Сто лет спустя…", куда вошли материалы поездки в Зубриловку, Тарусу, а также музейных выставок "В.Э. Борисов-Мусатов и ОЛИИ", "Зубриловская Атлантида", "Сто лет спустя…".
Решение проблемы обоснования брендов города и поисков самоидентичности продолжилось в 2006 году при сотрудничестве с профессором ПАГСА Т.П. Фокина. Т.П. Фокина - эксперт, много лет, работающий над темами метафизики Саратова, не могла не заметить нашу деятельность и не отнестись к ней. Ею была проведена экспертная оценка эффективности проекта и сделан ряд ценных замечаний. Ярким событием стал спектакль одной судьбы "Мы вернемся в эти долины, когда вновь зацветут сирени…", посвящённый Виктору Борисову-Мусатову. Постановка была осуществлена силами Народного артиста России Григория Цинмана, заслуженного артиста России Ильи Володарского и актрисы Татьяны Родионовой 20 мая 2006 года в Большом зале Радищевского музея во время проведения масштабного мероприятия "Ночь музеев". Созданный спектакль предъявил публике и специалистам новый подход и новую форму творческого сотрудничества двух крупных структур: музея и театра.

Результаты применения новых подходов и новых технологий в проекте:

1. Проект “Мир Борисова-Мусатова. XXI век" стал основным движущим механизмом в деятельности музея-усадьбы Борисова-Мусатова.
2. Применение новых подходов и новых технологий во многом перестроили эту деятельность, выработав ее определенную систему.
3. Проектный и информационный подход существенно расширил круг и привлек к музею новых партнеров из сферы культуры, науки, образования, бизнеса, средств массовой информации, как в Саратове, так и за его пределами.
4. Предложенный Интернет-мониторинг информационных ресурсов позволил постоянно отслеживать любую актуальную информацию, которая касается избранной темы и искать пути решения остростоящей современной проблемы - музей и общество.
5. Накопленный во время проведения проекта материал еще ярче высветил насущность модернизации сайта "Мир Мусатова", посвящённого жизни и творчеству художника и призванного предъявлять эти материалы широкому кругу пользователей.
6. Проект сгенерировал новые перспективные проектные решения: "Мир художника глазами фотографа", "Соцветие красок - созвездие имён", "Сто лет спустя… Прогулки с Мусатовым".
7. Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" и полученные результаты объективно должен быть взяты за основу разработки стратегической концепции развития музея-усадьбы на ближайшее будущее.

Э.Н.Белонович, И.В.Пролеткин

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА “МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА. XXI ВЕК”


1 ноября 2006 года в Радищевском музее во время проведения X Боголюбовских чтений Элеонора Николаевна Белонович -зав.филиалом "Музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова" выступила с докладом “Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век". Проблемы и перспективы”.

Это второе представление проекта и проблем и перспектив его реализации для широкой общественности. Впервые оно прошло в г.Казани в Национальном музее Республики Татарстан осенью 2005 года на конференции “Современный музей как важный ресурс развития города и региона”.
В этот раз, авторским коллективом, состоящим из сотрудников музея-усадьбы (Э.Н.Белонович) и ПРЦ НИТ СГУ (И.В.Пролеткин), были раскрыты цели и задачи проекта, подробно рассмотрен комплекс проблем, поставленных к своему решению, приведено содержание деятельности в рамках проекта по завершении полуторагодичной работы над ним и обозначены дальнейшие перспективы его развития.
В самом начале своего выступления докладчиком было отмечено, что проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" - опирался на складывающиеся в Радищевском музее традиции проектного мышления. Не случайно рождение проекта и начало его реализации произошло в 2005 году. Для музея-усадьбы художника это был год больших событий: 135 лет со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова, 100-летие памяти художника и 5-летие работы самого музея-усадьбы в постоянном музейном режиме.

Цель проекта:
Органичное соединение имени художника, пространства музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате которого предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.

Задачи проекта:
Исследование материалов о художнике и создание разнообразных музейных продуктов.
Создание удобных инструментов для информационного сопровождения деятельности музея.
Освоение территории, прилегающей к музею, с помощью разнообразных форм и видов деятельности.
Распространение влияния музея на городскую среду.
Предъявление с помощью новых технологий изученного и систематизированного материала сообществу.

Проект поставил к своему решению комплекс проблем:
- проблема исследования творчества художника, так как XXI век заставляет по-новому взглянуть на представления о его жизни и творчестве;
- проблема дома (музея), испытывающего объективные трудности в насыщении экспозиционного пространства мемориальными вещами;
- проблема сохранения усадьбы художника - являющейся памятником истории и культуры и требующей своего полного восстановления и музеефикации;
- проблема развития квартала, окружающего дом и усадьбу, которая, являясь охранной зоной музея, может стать местом отдыха, удовлетворяющей разные потребности посетителей;
- проблема города, который находится в неустанных поисках своей идентичности, своих брендов, но, к сожалению, до сих пор ещё не повернулся лицом к тем собственным ресурсам, которые давным-давно известны на просторах мира;
- проблема предъявления наследия выдающегося русского художника, которое разобщено и в силу разных причин и факторов не может быть собрано в одном месте.
И именно новым информационным и проектным технологиям в XXI веке отводится важная миссия: целостного раскрытия Мира художника и широкого его предъявления мировому сообществу.

Решение поставленных проблем было определено через деятельность музея, которая выявила основные проектные линии. Каждая из линий получила своё имя из названий картин художника, исторических фраз, и сложившихся слоганов музея-усадьбы:

"Окно" - название первой дошедшей до нас картины художника, в которой он выразил свой взгляд на мир. Так и авторы назвали свой взгляд на Мир художника в XXI веке: взгляд через Windows (окна). Этот взгляд основан на освоении и профессиональном использовании информационных и коммуникационных технологий, которые помогают решить несколько поставленных проблем.
"Дом, удобный для вдохновения" - слова известного живописца Павла Кузнецова, сказанные о маленьком флигеле Борисова-Мусатова. И флигель, ставший музеем, по прошествии 100 лет должен оставаться центром притяжения всех, кто испытывает потребность в раскрытии своего творческого потенциала.
"Мастерская на Плац-Параде". Так в XIX веке назывался уголок Саратова, где творил художник. Процесс творчества выплескивался за пределы комнаты флигеля и охватывал сад, который художник называл "зеленой мастерской". На этой территории авторами предложено символическое слияние других пространств, также служивших художнику своеобразными огромными мастерскими. Действия, в виде перфомансов, пленэров, презентаций, создания арт-объектов позволят в пределах усадьбы представить образы Зубриловки, Хвалынска, Тарусы и собрать их вместе в виде своеобразного "парка" художника.
"Зеленый остров на Вольской, 33". Мир художника в XXI веке должен обрести не только свою территорию, но и невидимыми нитями протянуться в различные точки планеты. Зародившись в отчем доме, вырвавшись через распахнутое окно, охватив усадьбу, сад, квартал - этот мир насыщает своими красивыми и поэтическими образами любимый город и устремляется за его пределы, пронизывая все, что связано с именем художника, оставаясь при этом небольшим зеленым островом на огромном пространстве нашей планеты. Основная цель: сплетя виртуальную паутину мира художника, не нарушить его гармонии и донести следующим поколениям.

Э.Н.Белонович подробно охарактеризовала основные события выполнения проекта, начиная с 14 апреля 2005 года – дня празднования 135-летнего юбилея В.Э.Борисова-Мусатова и до ноября 2006 года, когда пройдут Памятные дни 101 годовщины со дня его смерти.
Все приведенные события укладываются в ту или иную проектную линию, иногда совмещая несколько из них.

"Окно". Это работы по созданию информационной зоны музея-усадьбы, которые состоят из нескольких этапов.
На первом этапе сотрудники музея-усадьбы и ПРЦ НИТ СГУ постоянно ведут мониторинг Интернет-ресурсов, который необходим для создания виртуальной зоны музея. Он заключается в создании наиболее полной электронной базы изображений известных произведений художника, электронной базы доступных архивных материалов, документальных и художественных фотографий и способствует составлению полного каталога работ художника.
На втором этапе работы с информационным ресурсом проходит модернизация существующего с марта 2003 года сайта "Мир Мусатова" и создание на нем не только виртуального каталога работ художника, но и отражении летописи жизни автора и деятельности музея-усадьбы.
На третьем этапе готовится к открытию виртуальная экспозиция на площадях музея-усадьбы и предъявление ее реальным посетителям.

"Дом, удобный для вдохновения". Прошедшие выставки произведений художника из собрания Радищевского музея "В.Э. Борисов-Мусатов и ОЛИИ", "Мелодии грусти старинной. Усадебные впечатления в творчестве художника" были задуманы сотрудниками музея-усадьбы и реализованы в летний сезон 2005-2006 годов. Они непосредственно погрузили посетителей в истоки явления. В пространстве родных стен работы художника ведут с ними постоянный диалог, позволяя делать различные предположения и открытия. И встреча посетителей с работами Борисова-Мусатова, проходит на фоне воссозданной атмосферы непрерывного творческого поиска художника.

Творческая атмосфера "Дома, удобного для вдохновения" оказывает непосредственное влияние и на современных художников. Как следствие возникают выставочные темы, связанные с Миром Борисова-Мусатова.

Октябрь 2005 года: выставка "Зубриловская Атлантида", по итогам поездки в Усадьбу Зубриловка.

Ноябрь 2005 года: выставка-посвящение "Сто лет спустя…Памяти В.Э. Борисова-Мусатова", языком живописи, графики и фотографии, рассказывающая о современном мире Саратова, Зубриловки, Хвалынска, Тарусы, непосредственно связанных с именем Мусатова.

Персональная выставка А. Трубецкова "Продолжение сна", открывшаяся 1 ноября 2006 года в музее-усадьбе - непосредственный отклик на участие в музейных поездках, размышления, рефлексия на творческие методы Мусатова, диалог с ним и даже спор.

"Мастерская на Плац-параде". Проведение ежегодных художественных пленэров - основа работы в "зеленой мастерской художника". Их участниками за прошедшее время стали профессиональные художники (А. Трубецков, Б. Глубоков, Н. Дубовов, Е. Мальцева, Н. Леонтьева, Н. Никифорова, С. Лопухова) и фотографы (В. Кузьменко, В. Викторова, А. Леонтьев), а также любители, студенты, воспитанники детских художественных школ и студий. Для каждого из них процесс работы в "зелёной мастерской" имеет свой "сухой остаток" - написанные работы и участие в музейных мероприятиях.

Этот же процесс способствует созданию авторских арт-проектов. Ярким примером может служить проект В. Кузьменко "Мир художника глазами фотографа".
Художественные пленэры развивают такие "усадебные" выставки - акции как "День города в зеленой мастерской", "Дорога в мир художника" и т.д.

В 2006 году их участниками стали студенты Саратовского Художественного Училища имени А.П. Боголюбова под руководством преподавателей А. П. Чусляева и Н. В. Дрожжиловой.

"Зелёный Остров на Вольской, 33". Попытка решения многих поставленных проблем, так или иначе, осуществляется путем активных партнёрских и творческих контактов с участниками проекта.

Вариант решения проблем усадьбы и исторического квартала был предложен в июне 2005 года на защите дипломного проекта "Центр современного искусства на базе реконструкции музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова" на кафедре архитектуры Саратовского Государственного Технического Университета. Автором проекта Е. Рузановой и её научным руководителем А. Кашаниным была разработана архитектурная концепция восстановления музейного квартала с угла улиц Вольской и Бахметьевской. Ими были учтёны поставленные проблемы по охранной зоне музея, которая должна стать местом отдыха, способной соответствовать разным потребностям посетителя.

Решение проблемы обоснования брендов города и поисков самоидентичности продолжилось в 2006 году при сотрудничестве с профессором ПАГСА Т.П. Фокина. Т.П. Фокина - эксперт, много лет, работающий над темами метафизики Саратова, не могла не заметить нашу деятельность и не отнестись к ней. Ею была проведена экспертная оценка эффективности проекта и сделан ряд ценных теоретических замечаний.

Летом и осенью 2005 года сотрудники музея-усадьбы явились организаторами двух творческих поездок - экспедиции по Мусатовским местам России: в усадьбу Зубриловка и город Тарусу. В поездках приняли участие художники, фотографы, архитекторы, музейщики Саратова.

С августа 2005 года проект нашёл отражение на страницах еженедельника "Земское обозрение", где ежемесячно помещаются печатные материалы под рубрикой "Мир Борисова-Мусатова. XXI век". В это же время творческая группа ГТРК "Саратов" приступила к созданию передачи "Сто лет спустя…", куда вошли материалы поездки в Зубриловку, Тарусу, а также музейных выставок "В.Э. Борисов-Мусатов и ОЛИИ", "Зубриловская Атлантида", "Сто лет спустя…".

Ярким событием, позволившим завершить проектный год стал спектакль одной судьбы ""Мы вернемся в эти долины, когда вновь зацветут сирени…", посвящённый Виктору Борисову-Мусатову. Постановка была осуществлена силами Народного артиста России Григория Семеновича Цинмана, заслуженного артиста России Ильи Борисовича Володарского и актрисы Татьяны Родионовой 20 мая 2006 года в Большом зале Радищевского музея во время проведения масштабного мероприятия "Ночь музеев".

Созданный спектакль предъявил публике и специалистам новую форму творческого сотрудничества двух крупных структур: музея и театра.

В заключении своего выступления Э.Н.Белонович отметила следующее:
Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" сгенерировал новые перспективные проектные решения: "Мир художника глазами фотографа", "Соцветие красок - созвездие имён", "Сто лет спустя… Прогулки с Мусатовым". Эти проекты будут продолжать, и развивать, но на другом уровне и другими средствами, те идеи и мысли, которые были заложены в начале 2005 года.
При выполнении проекта сформировалась позиция планирования дальнейшей выставочной деятельности в музее-усадьбе, путем проектирования (заказа) конкретных выставок, которые отвечают определенным проектным линиям.
Выявилась потребность и возможность обмена различными передвижными выставками с другими музеями и учебными заведениями - партнерами музея-усадьбы.
Предложенный Интернет-мониторинг информационных ресурсов позволяет постоянно отслеживать любую актуальную информацию, которая касается избранной темы и искать пути решения остростоящей современной проблемы - музей и общество.
Проводимый проект и накопленный материал еще ярче высветил насущность модернизации сайта "Мир Мусатова", посвящённого жизни и творчеству художника и призванного предъявлять эти материалы широкому кругу Интернет-пользователей.
Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" объективно должен быть взят за основу разработки стратегической концепции развития музея-усадьбы в ближайшем будущем.

Более подробно с докладом “Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век". Проблемы и перспективы” можно ознакомиться на сайте “Боголюбовские чтения в Радищевском музее” на страничке - http://www.sgu.ru/ogis/bogo/mat10/mat10-2.html



"МИР БОРИСОВА-МУСАТОВА" В ЖУРНАЛЕ "МУЗЕЙ"


Московский журнал "Музей" в шестом сентябрьском номере за 2007 год опубликовал совместную статью заведующего музеем-усадьбой В.Э.Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) Э. Белонович и начальника отдела ГИС ПРЦНИТ СГУ И. Пролеткина "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".
Так называется, как указывается в анонсе номера, успешный саратовский проект, задачей которого является решение многих проблем музея с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Целью проекта, который был начат саратовскими специалистами в марте-апреле 2005 года, явилось органичное соединение имени художника, пространства музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате которого предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.
В статье подробно приведены все характеристики выполняемого уже несколько лет проекта, а также новые подходы и новые технологии, которым авторы отвели важную миссию: целостного раскрытия "Мира художника" и широкого его предъявления мировому сообществу.
Для этого авторами был изучен и систематизирован разнообразный опубликованный материал, связанный с именем Борисова-Мусатова и его ближайшего окружения – родных и близких, друзей, сподвижников, учеников и создана наиболее полная электронная база изображений произведений мастера и доступных архивных материалов, документальных и художественных фотографий. Кроме этого, была поставлена задача проведения постоянного мониторинга Интернет-ресурсов, связанных с жизнью и творчеством художника.
Полученные результаты были невозможны без совместной работы музея-усадьбы с сотрудниками ПРЦ НИТ СГУ.
C помощью различных поисковых систем и набора поисковых слов в Интернете (Yandex, Google, Yahoo!, Rambler) был проведен поиск различных документов, которые в той или иной мере касаются художника. Чтобы охватить как можно больший объем источников информации поиск велся по имени и фамилии художника, а также по различным словосочетаниям. Например – “Мусатовские музы”, “Символизм”, “Художники саратовской школы живописи” и т.д. на нескольких языках.
Объектами поиска явились статьи, текстовые сообщения, новостные материалы, изображения произведений художника, материалы интернет-блогов, с высказываниями и впечатлениями о художнике и его картинах, а также любые иные материалы.
Отличительной стороной проводимого исследования, со временем стало то, что оно из разового действия по выявлению необходимых материалов, вылилось в постоянную, практически еженедельную систему мониторинга Интернет-ресурсов по заданной проблематике, который совместно ведется уже почти три года.
В статье приведены и другие интересные факты и материалы, которые касаются выполняемого совместного проекта.
Выход данной статьи в столичном журнале и доведение результатов проекта до широкого круга российских специалистов еще раз подтвердил актуальность использования новых подходов и новых технологий в музейной деятельности и интерес к выбранному направлению саратовских исследователей.


МИР "БОРИСОВА-МУСАТОВА" ГЛАЗАМИ СТУДЕНТА

О многочисленных точках соприкосновения музея и образования, взаимообогащающем сотрудничестве музейных организаций и учебных заведений писали и не раз. Известно, что все теоретические постулаты вытекают с одной стороны из уже накопленного опыта, с другой стороны, они же предсказывают дальнейшие возможности для сотрудничества.

Обозначив свои проблемы в концепции проекта «Мир Борисова – Мусатова. XXI век», (разработка и начало реализации март-апрель 2005 года) музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева) накапливает опыт работы с преподавателями и студентами Саратовских вузов по различным направлениям.
Первым законченным опытом следует считать защиту дипломного проекта «Центр современного искусства на базе реконструкции музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова» (научный руководитель Алексей Кашанин), в июне 2005 года на кафедре архитектуры Саратовского государственного технического университета.
Автор проекта Елизавета Рузанова проделала серьёзную исследовательскую работу и представила свой вариант полного восстановления усадьбы художника, а также развития прилежащего к музею исторического квартала. Ее дипломный проект соответствовал современным требованиям и получил высокую оценку.

Связи и контакты музея, позволяют использовать методику индивидуального сотрудничества музея и преподавателя+студента по широкому кругу проблем, поставленных в проекте «Мир Борисова-Мусатова XXI век».
Поиски решения одной из них: обоснования брендов Саратова и поисков самоидентичности продолжились в 2006 году при сотрудничестве с профессором Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина Тамарой Петровной Фокиной. Т.П. Фокина выдвинула предложение разобраться в современных культурных символах и брэндах Саратова будущему молодому специалисту Светлане Зайцевой.
Предоставляем слово Светлане:
«Разрешите представиться.
Меня зовут Светлана Зайцева. Я студентка 5 курса Поволжской академии государственной службы им П.А. Столыпина, факультета политикоправового управления, специальности «Связи с общественностью».
Мое сотрудничество с Музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова началось в июле 2006 года. В это время я начала писать научную работу на конкурс Римские стипендии на тему «Символы Саратова и возможность их применения в рекламных и PR кампаниях». В этой работе я поставила следующие цели:
• выяснить, какими символическими ресурсами располагает Саратов;
• оценить, какие из них могут стать туристическими брендами Саратова;
• показать, какую роль могут сыграть PR-технологии в превращении, трансформации символа в бренд.
Саратов сосредоточил в себе «целый букет» памятников культуры, которые являются его символами. Чтобы определить, какие из них жители города хорошо знают, а какие – плохо, мной были проведены беседы, по результатам которых получилась классификация символов.
Рассмотрев ее, я решила остановиться на Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова, и предложила свой проект по трансформации имени художника В.Э. Борисова-Мусатова в один из брендов города Саратова. Мой выбор связан в значительной мере с тем, что сотрудники музея предпринимают значительные шаги по популяризации имени художника и органичному внедрению его музея-усадьбы в городское пространство. При подготовке проекта я опиралась на материалы музея, консультировалась с сотрудниками. Отмечу также, что этому способствовали некоторые «внешние» обстоятельства. В 2005 году Институт муниципального управления г. Обнинска выпустил в свет книгу Т.П. Фокиной «Саратов: повторение и различие». Издатели книги выбрали для ее обложки картину В.Э. Борисова-Мусатова «Окно», тем самым, признав имя этого художника как маркирующее Саратов.
Итоги конкурса были подведены в середине октября, по которым я стала одним из его победителей. На этой счастливой ноте моя работа с музеем не закончилась, а только набирала обороты.
В ноябре 2006 года я приступила к написанию новой работы в рамках учебного процесса. Она была посвящена визуальному имиджу музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова. Мной были проанализированы сложившийся имидж музея, его целевая группа и внутренние ресурсы, и сконструирован желаемый имидж. А также был предложен проект PR - кампании по формированию визуального имиджа музея.
В декабре 2006 года проект был представлен преподавательскому составу, удачно защищен и получил высокие баллы.
На сегодняшний момент, я пишу дипломную работу, в практической части которого будет предложен очередной проект для Музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова».

В свою очередь сотрудники музей-усадьбы выступил инициатором организации прохождения преддипломной практики Светланы на базе мусатовского музея.
Такая практика отличается от традиционной музейной практики входящей в обязательную программу некоторых гуманитарных факультетов различных вузов. Скорее здесь поощряется индивидуальный выбор студента работать над актуальными проблемами родного города, исследовать их и разработать собственные стратегии их решения при тесном взаимодействии с выбранной организацией.
Остаётся добавить, что Светлане предстоит интересная работа в музее, где во время двух месяцев практики предстоит решить следующие задачи:
- попробовать себя в роли специалиста по связям с общественностью и на практике применить полученные теоретические знания, получить реальный опыт работы в этой сфере;
- выступить в роли независимого эксперта по соответствию реального и желаемого имиджа музея-усадьбы и представить свои наблюдения и рекомендации.

Элеонора Белонович


ХУДОЖНИК В.Э.БОРИСОВ-МУСАТОВ КАК ИНТЕРНЕТ-ГЕРОЙ


Информационные технологии со своими многочисленными возможностями открывают перед исследователями и музейными работниками новые пути по изучению и представлению тех или иных культурных ресурсов. Попытаемся проиллюстрировать это на возможности оперативного поиска и знакомства с теми или иными документами, представленными в Интернете, их анализе, оценке и использовании в музейной работе, а также на возможности создания новых информационных ресурсов и их дальнейшего продвижения.
С весны 2005 года в музее-усадьбе В.Э.Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) проводится проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век". Целью проекта является органичное соединение имени выдающегося русского художника, уроженца Саратова, пространства его музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате которого предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.
Естественно, поставив перед собой такие цели, музейные сотрудники начали искать для их решения партнеров, которые могли бы помочь им в их достижении.
Их выбор пал на сотрудников ПРЦ НИТ СГУ, которые уже имели определенный опыт и наработки в этой проблематике, а также давние партнерские связи, как с Радищевским музеем в целом, так и с музеем-усадьбой Борисова-Мусатова, в частности.
Совместно, проработав известные опубликованные материалы по художнику, нами были поставлены несколько задач проекта, в решении которых мы предложили применить самые передовые Интернет-технологии - исследование с помощью новых технологий материалов о художнике и дальнейшее предъявление изученного и систематизированного материала сообществу.

Метод исследований

Для решения поставленных задач в Интернете с помощью различных поисковых систем и набора поисковых слов было предложено провести поиск различных документов, которые в той или иной мере касаются художника. Поиск предложено было производить с помощью нескольких поисковых систем - Yandex o Google o Yahoo! o Rambler o Апорт! по имени и фамилии художника, а также по различным словосочетаниям. Например - "Мусатовские музы", "Символизм", "Художники саратовской школы живописи" и т.д., чтобы охватить как можно больший объем источников информации.
При этом, проводимый поиск не ограничивался только самим Борисовым-Мусатовым, мы предложили включить в него круг родных и близких, друзей и соратников, учителей художника, а также тех людей, которые в той или иной мере пересекались с ним на жизненном пути.
Поиск был организован и проводился на площадке ПРЦ НИТ СГУ по словам и словосочетаниям, как на русском языке, так и других языках мира (английском, французском и немецком).
Объектами поиска явились статьи, текстовые сообщения, новостные материалы, изображения произведений художника, материалы блогов, с высказываниями и впечатлениями о художнике и его картинах, а также любые иные материалы.
Получаемые в результате Интернет-поиска материалы сначала фильтровались в зависимости от прямой или косвенной принадлежности к указанному автору, их повторяемости или уникальности, и затем пересылались по электронной почте сотрудникам музея-усадьбы для дальнейшей их систематизации. Сотрудники же музея-усадьбы после внимательного изучения полученных в результате выборки страниц и документов, проводили их систематизацию и анализ для возможности дальнейшего использования в проекте, а также в экскурсиях, тех или иных выступлениях и лекциях, и для выявления новых путей и направлений исследования.
Отличительной стороной проводимого исследования, со временем стало то, что оно из разового действия по выявлению необходимых материалов, вылилось в постоянную, практически еженедельную систему мониторинга Интернет-ресурсов по заданной проблематике, который совместно ведется уже более двух лет.

Выявленные Интернет-ресурсы

Всего за два года найдено, просмотрено и изучено более 30000 страниц и документов, так или иначе касающихся художника и его окружения.
Необходимые страницы были найдены на следующих Интернет-ресурсах, перечисленных ниже по рейтингу встречаемости имени.
1. Информационные сайты
2. Развлекательные сайты
3. Интернет-магазины
4. Музейные сайты
5. Сайты виртуальных галерей
6. Сайты конференций
7. Персональные сайты художников
8. Прочие сайты
При этом, явное преобладание из всех ресурсов, касающихся имени художника, составили первые три типа - информационные и развлекательные сайты и интернет-магазины.
Именно на них расположены страницы, дающие основные представления о художнике и его творчестве.
Специализированные сайты (музейные, виртуальных галерей, конференций и т.д.) к сожалению, в данном ряду носят подчиненный характер.
Найденные страницы и документы затем сгруппировались по нескольким видам (в порядке убывания встреченного ресурса):
1. Упоминания о художнике
2. Биография художника
3. Отдельные картины художника
4. Книги и альбомы о художнике
5. Постеры произведений художника на продажу
6. Виртуальные галереи или сайты, посвященные художнику
7. Научно-исследовательские статьи о творчестве художника
8. Воспоминания о художнике
Как видно, наиболее распространены в сети Интернет отдельные упоминания об имени Виктора Борисова-Мусатова, его биографии и некоторые из его художественных произведений. При этом, можно отметить, что большинство информации в основном, дублирует друг друга, используя порой один и тот же первоисточник. Эти информационные ресурсы являются практически доминирующими (до 80%) из всех встреченных Интернет-документов. Остальные ресурсы носят подчиненный и спорадический характер.
Отрадно, что данные о Борисове-Мусатове можно найти не только на многочисленных русскоязычных сайтах, но и на зарубежных сайтах и виртуальных галереях, что говорит о популярности и известности художника за пределами России. Кроме этого, во время проведения двухлетнего мониторинга Интернет-ресурсов по заданной проблематике, было отмечено постоянное увеличение его объема (в разы) и выявлена тенденция увеличения интереса у Интернет-сообщества к мастеру.

Интернет-ресурсы Радищевского музея по Борисову-Мусатову

Безусловно, сотрудники Радищевский музей и музея-усадьбы Борисова-Мусатова не должны стоять в стороне от проблемы использования имеющихся возможностей по созданию и продвижению разнообразных Интернет-ресурсов по одному из самых ярких представителей "саратовской школы" живописи.
И надо отметить, что на сегодняшний день в музее существует несколько специализированных музейных сайтов и электронных web-каталогов, в которых в той или иной мере отражен этот выдающийся художник и его творчество.
Во-первых, это электронные каталоги "Русская живопись XV - начала XX веков в экспозиции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева", опубликованные в Интернете на русском и английском языке, где представлены и охарактеризованы 13 работ В.Э.Борисова-Мусатова.
Во-вторых, сайт "Боголюбовские чтения в Радищевском музее", на котором отражены материалы всех прошедших до этого чтений и в том числе VII Боголюбовских, которые специально были посвящены 130-летию В.Э.Борисова-Мусатова и проходили под девизом - В.Э.Борисов-Мусатов и "саратовская школа". Данный сайт включает немалое количество исследовательских статей сотрудников музеев, в которых в той или иной мере отражается жизнь и творчество Борисова-Мусатова.
В-третьих, в марте 2003 года совместно сотрудниками Радищевского музея и музея-усадьбы Борисова-Мусатова был создан сайт "Мир Мусатова", на котором по возможности полно был отражен материал как по самому художнику, его творчеству, так и по истории и деятельности мемориального музея-усадьбы.
И сейчас, когда в музее уже несколько лет существует сайт "Новости Радищевского музея", на его многочисленных страницах отводится немало места информации по деятельности музея-усадьбы Борисова-Мусатова и его герою.
Отдельно надо сказать об Интернет-проекте "Мир Борисова-Мусатова.XXI век", на котором отражаются материалы о текущих событиях, а также статьи о жизни и творчестве художника, подготавливаемые сотрудниками музея-усадьбы и Радищевского музея. Этот виртуальный проект стартовал одновременно с реальным весной 2005 года и на его страницах нашло отражение уже более 220 различных материалов.

Выводы

1. Собранный и обработанный материал, который представлен в виде базы данных ссылок на различные Интернет-документы, используется сотрудниками музея для дальнейшей исследовательской работы по проекту "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".
2. Результаты анализа должны явиться составной частью модернизированного сайта "Мир Мусатова", в котором предполагается отобразить как летопись жизни художника, его фотохронику, так и наиболее полную виртуальную галерею произведений мастера. Кроме этого, данный материал, совместно с другими уже имеющимися материалами может послужить основой для презентационного CD-диска художника.
3. Методика проведенного Интернет-поиска и дальнейшего анализа может быть распространена в изучении других культурологических ресурсов и конкретных музейных героев.

Пролеткин Игорь Викторович
Сайт Новости Радищевского музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2003 - 2010 г.г.



Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'