Сайт Музей Волги - Саратовский регион
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень № 6
февраль 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Конференции и семинары
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Мы благодарим наших партнёров и коллег, которые откликнулись и заинтересовались деятельностью музея.
Надеемся, что следующие выпуски покажутся Вам не менее информативными и интересными.
Сегодня, мы предлагаем Вам познакомиться с шестым номером Информационного бюллетеня.
В него вошли:
- новости музея;
- информация о подготовке чтений, приуроченных к 178 - летию со дня рождения А.П. Боголюбова;
- информация о событиях, происходящих у наших партнеров и друзей;
- информация о событиях в музейном и культурном мире, которая нас заинтересовала, и которой мы хотели бы поделиться с Вами.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея

ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е.В. ЕГОРОВА.

А.В.Юстицкая и организаторы выставки на открытии15 февраля 2002 года в залах Саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, открылась выставка живописных и графических произведений Евгения Васильевича Егорова, приуроченная к 100-летию со дня рождения мастера. В экспозиции представлено двадцать картин художника, половина которых - из частных собраний. Также экспонируется более двадцати графических листов.
Евгений Васильевич Егоров родился в Саратове в 1901 году. Он учился в Саратовском художественном училище в бурное и интересное время (1920-1923 гг.). В эти годы в училище преподают замечательные и очень разноплановые художники. Сначала Е. Егоров занимается в мастерской В.М. Юстицкого, который командирован А.В. Луначарским в Саратов "создавать пролетарское искусство". В. Юстицкий в начале 20-х годов организует авангардный театр ПОЭХМА (поэты, художники, музыканты), шумовой оркестр, придумывает проект движущегося моста через Волгу, оформляет улицы города в праздники. Егоров принимает самое активное участие во всех начинаниях В. Юстицкого, педагога и друга. До последних дней жизни Евгений Васильевич поддерживает с ним близкие отношения. Картина с выставки. Столбичи Второй учитель Е. Егорова - Петр Саввич Уткин, тонкий живописец, мастер лирического пейзажа. Именно благодаря наставничеству столь разных мастеров творчество самого Егорова содержит разнообразные стилистические и образные искания. В экспозиции соседствуют экспрессионистская графика из серии "Старый Саратов", примитивистские живописные работы ("В саратовской пивной", "Чайная Феди Курчавова") и реалистические, спокойные и умиротворенные, волжские пейзажи.
Безусловно, привлекут внимание зрителей картины и графические листы, посвященные Саратову времен НЭПа. Пожалуй, никто так гротескно и иронично не описал жизнь нашего города и нравы его обитателей тех лет. С 1922 года художник начинает участвовать в саратовских выставках, а с 1925 года является экспонентом выставок в Москве и Ленинграде. Е. Егоров, наравне с В. Юстицким и А. Сапожниковым, называется столичными критиками одним из самых интересных художников - саратовцев.
С 1934 года он живет в Москве, участвует в выставках и много работает, но, тем не менее, в 1940-м году пишет следующее: "Если бы я был на Волге и работал меньше, чем сейчас, я знаю - все сделанное было бы значительнее, потому, что это главное, мое, то, что я люблю и хочу".
Выставка произведений Е. Егорова уже экспонировалась в Саратове в 70-е годы, и новая экспозиция даст возможность современным зрителям и искусствоведам открыть творческий мир художника.





ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ "ХУДОЖНИК В ТЕАТРЕ".

21 февраля торжественно закрылась выставка "Художник в театре", работавшая в течении двух месяцев в музее имени А.Н. Радищева, организованная Союзом Театральных деятелей Саратова.
За время своей работы выставка собирала своих посетителей не только на интересные экскурсии, но и на театрализованные действа для детей, на Театральные встречи для любителей театра.Елена Слухаева и Сергей Болдырев
На закрытии присутствовали организаторы и гости выставки. В зале царила праздничная непринуждённая обстановка. Высокопоставленные гости выставки сидели прямо на ступеньках сцены большого зала. Вёл мероприятие председатель Саратовской организации Союза Театральных деятелей Валерий Райков, который начал свою речь с благодарности своим коллегам - театральным художникам и музею, открывшему свои залы для выставки. На закрытие выставки был приглашён заместитель Председателя Союза Театральных деятелей города Москвы Алексей Аркадьевич Молобродский. В своём выступлении он подчеркнул насколько актуально и малоизученно творчество театральных художников. Свою благодарность коллегам и сотрудникам музея выразили и другие участники выставки: Анатолий Учаев - народный художник России, Юрий Ошеров - режиссёр Саратовского ТЮЗа, Сергей Болдырев - председатель секции театральных художников СТД Саратова.
Автор экспозиции "Художник в театре" Елена Слухаева, определила, что главную задачу, которую ставили музейщики для этой выставки, они выполнили: "Перед экспозиционерами была задачаМихаил Гаврюшов - автор буклета - показать ощущение театра, сцены театральным зрителям, чтобы они могли себя представить на пустой сцене, после окончания спектакля, пожить в этом загадочном пространстве, почувствовать в себе дух театральных героев."
В этот же день состоялась презентация буклета "Художник в театре". Его авторы Михаил Гаврюшов - театральный художник, с которым музей тесно сотрудничает, и Ольга Харитонова - автор вступительной статьи, представили в нём информацию обо всех театрах Саратова, обо всех театральных художниках, чьи работы принимали участие в выставке.
В заключении, организаторы, участники и гости выставки получили в подарок "театральный" буклет и выпили по бокалу шампанского за здоровье друг друга и за новые творческие успехи.



ВЫСТАВКА "ОТ АКАДЕМИЗМА К МОДЕРНИЗМУ".

Афиша выставкиВ середине февраля сотрудники музея - усадьбы В.Э. Борисова - Мусатова успешно провели инновационную акцию "Без подписи", о которой мы писали.
Новая выставка, открывшаяся в этом музее 22 февраля, вновь удивила своей оригинальностью коллег и посетителей.
"Проникновение в мир Врубеля" - часть проекта по организации своеобразного исследовательского центра художественной культуры. В его рамках предполагается сделать ряд попыток анализа связи скрытого внутреннего плана произведений известных мастеров XX века с их внешним оформлением. Эти попытки предпринимает группа саратовских художников: А. Кашин, С. Лопухова, Е. Слыщенко, Е. Панфёрова, Н. Леонтьева, Г. Панфёров, которые входят в "школу пластического формообразования" при "хвалынском движении". Художники этой группы систематически совершают поездки в Хвалынск на родину К. Петрова-Водкина. Творческое кредо этой группы, по определению В. Мошникова, её руководителя - "постимпрессионизм на русской почве".
Выставка "Проникновение в мир Врубеля" - итог совместной творческой работы этой группы с мая по ноябрь 2001 года. Характер выставки не привычен саратовскому зрителю. Ее результаты выходят за рамки студийных вспомогательных упражнений. В ней отражаются попытки рассмотреть на новом этапе развития искусства опыт построения формы знаменитого русского художника конца XIX - XX века М. Врубеля.
Этот мастер в своем творчестве отталкивался от принципов педагогической системы своего учителя П. Чистякова. Учебные установки Чистякова дали толчок к созданию собственной художественной формы у Врубеля.
В творчестве Врубеля художников этой группы привлекает актуальное для нашего времени балансирование на участке пространства художественной культуры от академизма до модернизма, неразгаданность его тайны, а также то влияние, которое он оказал на искусство XX века, в частности, на творчество П. Пикассо.
Тематика новой экспозиции музея позволяет не только созерцать представленные работы, но и проводить в залах мастер-классы для юных художников, интересующихся этой творческой проблемой. Источник информации: "Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова".




ТВОРЧЕСКИЙ УСПЕХ МОЛОДОГО МУЗЕЯ.

Афиша выставки После выставки - акции "Без подписи" её организаторы Белонович Э., Посохина М. проанализировали свою работу и пришли к следующим выводам.
Проведение выставки-ярмарки "Без подписи" в мемориальном флигеле В.Э. Борисова-Мусатова было не случайным. Музей недавно открылся для посетителей, причем сотрудники пошли по трудному и даже не всем понятному пути: держать музей открытым и одновременно продолжать ремонтно-восстановительные работы, не говоря уже о том, что первая мемориальная экспозиция, в силу ряда причин, будет открыта только в апреле 2002 года. Сложилось определенное и стабильное число посетителей в месяц.
С июня 2001 года были открыты и работали три выставки. Но, тем не менее, требовалось такое мероприятие, которое бы привлекло широкое внимание общественности к молодому музею. Поэтому, взяв за основу всем известную лондонскую благотворительную выставку, сотрудники музея решили провести такую же на своей территории. Во время проведения акции
Первая и самая главная цель была достигнута: накануне телефон начал обрываться от звонков и не умолкал все три дня, что проводилась выставка. С учетом результатов прошлого года в план посещаемости музея было заложено 2 500 человек, учитывая, что его общая площадь 72 квадратных метра.
За эти три дня здесь побывало около 1000 человек. Художники, в целом положительно откликнувшиеся на участие в этой акции (Мусатовский домик пользуется особой любовью), все же не ожидали, что их небольшие, в основном графические работы будут до такой степени востребованы. Музей собрал около 500 работ, из которых 448 были куплены, причем, как и требовалось по законам жанра, яркие и сочные работы воспитанников Детской художественной школы г. Саратова были так же востребованы, как и карандашные наброски признанных мастеров палитры. Зав. филиалом музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова Элеонора Белонович с посетителями
Эта выставка специально была ориентирована на определенный слой населения: студенчество, интеллигенцию и проведя необходимый предварительный опрос, какова должна быть цена работ на первом таком мероприятии, установилась единая цена в размере 30 рублей. За три дня в благотворительный фонд музея поступило примерно 13 000 рублей. Эти деньги пойдут на подготовку мемориальной экспозиции, в частности, на покупку антикварной мебели для Музея В.Э. Борисова-Мусатова.
Для художников, особенно молодых, участие в таком деле, послужило еще и достаточно серьезной рекламой.
Среди участников и среди посетителей выставки сложилось общее мнение о том, насколько сближают такие мероприятия: нельзя живя бок о бок друг с другом в то же время существовать чуть ли не в параллельных мирах.
Источник информации - Музей - Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова



ФЕСТИВАЛЬ "ХОЧУ НА ВОЛГУ!"

Вид Волги. ОтмелиВ середине февраля 2002 года, в нашем музее прошли очередные рабочие встречи участников проекта "Фестиваль "Хочу на Волгу!".
Были вновь обсуждены вопросы организации различных музейных акций, проведения согласованной PR-кампании, отработки фирменного стиля фестиваля, создания сайта проекта и выпуска рекламной продукции.
Кроме этого, у проекта появились новые партнеры, с которыми были проведены переговоры, по их участию в летних акциях.
Фестиваль "Хочу на Волгу!" нацелен на привлечение внимания к проблеме отчуждения реки от горожан, на соединение усилий различных организаций и фирм города и области в проведении подобных акций.
Совместные действия организаций культуры, туристических фирм, промышленных предприятий и властных структур должны сделать фестиваль "Хочу на Волгу" основой саратовского целевого туризма, содействовать обогащению городской среды и решению социально-культурных проблем города.
Фестиваль является составной частью крупного сетевого проекта "Волжский сплав" общественного межрегионального объединения "Содружество музейных работников Поволжья". Он стал победителем ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов - 2001" и поддержан грантом Института Открытое Общество (фонд Сороса).
Желающие принять участие и поддержать данную акцию, могут обращаться к координатору проекта - Спиридоновой Светлане Ивановне - первому зам. генерального директора Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, 410031 Саратов, ул. Первомайская, 75, тел. (845-2) 24-03-24, E-mail: radmuseum@renet.ru


Конференции и семинары


А.П. Боголюбов - основатель Радищевского музеяСО 2 ПО 5 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМЕНИ А.Н. РАДИЩЕВА СОСТОЯТСЯ VIII БОГОЛЮБОВСИЕ ЧТЕНИЯ.

В нашем музее продолжается подготовка к проведению VIII Боголюбовских чтений, приуроченных к 178-летию со дня рождения А.П. Боголюбова.
На них предполагается рассмотреть тему "Радищевский музей: история, настоящее, будущее".
Нас интересует опыт всех, кто занимался в последние годы:
- созданием художественных и мемориально - художественных экспозиций;
- музеефикацией зданий;
- организацией музейных объединений;
- перспективным планированием деятельности музеев.
По материалам "Боголюбовских чтений" предполагается издать сборник.
Оргкомитет:
Спиридонова Светлана Ивановна, первый заместитель Генерального директора музея;
Пашкова Людмила Васильевна, заместитель директора по научной работе;
Савельева Елена Константиновна, учёный секретарь.
Заявки принимаются по адресу: 410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75,
тел.: (8452) 24-12-09, 24-03-24
факс: (8452) 24-12-09
E-mail: radmuseum@renet.ru
В данный момент в отделе по развитию музея, совместно с сотрудниками отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ ведется разработка специального Web-сайта чтений, с помощью которого будет налажена связь с теми участниками, которые не смогут очно участвовать в них, но могли бы следить за ними с помощью Интернета.
Приглашаем Вас на Боголюбовские чтения и наш сайт, адрес которого мы сообщим в самое ближайшее время.



26.03-28.03.2002 г. СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ С УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ МОСКВЫ, САНКТ-ПЕРЕРБУРГА, УЛЬЯНОВСКА, ПЕРМИ, НИЖНЕГО НОВГОРОДА.СЕМИНАР ПО ВОПРОСАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Саратовская региональная общественная организация "Социум" и Энгельсский краеведческий музей приглашают принять участие в работе семинара в рамках проекта "Толерантное творчество".
Цель семинара - определить наиболее современные пути формирования творческих коммуникаций, в том числе, средствами арттерапевтии.
Семинар адресован специалистам в области образования, культуры, медицины и соцзащиты на территории Поволжского Федерального Округа.
Слушатели семинара получат возможность обменяться опытом и расширить свои знания и навыки в области арттерапии при работе с детьми и подростками.
Это позволит:
· сделать более эффективной работу по развитию толерантного мышления детского социума;
· помогать разрешению личностных проблем и конфликтов детей наиболее органичными для них средствами;
· научиться создавать коммуникативные площадки для развития творческих возможностей детей в соответствии с актуальными проблемами целевых групп.
По замыслу авторов проекта семинар должен обратить внимание участников на развитие гуманитарных тенденций в современных общественных отношениях.
По итогам работы семинара будет выпущен сборник.
Специалисты, желающие принять участие в работе семинара, должны прислать тезисы своих выступлений до 10 марта 2002 г. (е-mail: socium@engels.san.ru)
Руководитель проекта "Tолерантное творчество" - Швецова Е.В., сотрудник Энгельсского краеведческого музея.
Семинар будет проходить в г. Энгельсе Саратовской области при поддержке Фонда CАF по гранту Мегапроекта "Ярмарка социо-культурных проектов "Саратов-2001".
Контактные тел.: (845-11) 6-70-73, 6-72-87.


У наших партнеров и друзей

САРАТОВ. АТЛАС КУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ ПОВОЛЖЬЯ.

Атлас культурных ресурсов ПоволжьяЦель разработки "Атласа культурных ресурсов Поволжья", осуществляемого по проекту "Волжский сплав" под эгидой "Содружества музейных работников Поволжья" - создание интерактивной навигационной Web-системы, где объединена различная информация о культурных ресурсах региона, которая может послужить развитию туризма в Поволжье.
Для достижения поставленной цели Атлас должен решать следующие задачи:
1. Отображать на общегеографических и тематических картах пространственное размещение культурных ресурсов в виде учреждений культуры, культурно-исторических и природных достопримечательностей, туристических организаций и фирм, туристической инфраструктуры, а также социально-исторических и природных факторов и условий развития культуры.
Расположение музеев в Саратовской области2. Осуществлять сбор, обработку и отображение с помощью геоинформационных технологий информации о вышеуказанных объектах и явлениях.
3. Поддерживать средствами Интернет-технологий и Web-картографии коммуникационную среду для связи между источниками информации о культурных ресурсах, туроператорами и потребителями турпродукта.
4. Быть постоянно доступным в режиме удаленного доступа.
5. Иметь возможность наращиваться за счет обновления информации заинтересованными сторонами - региональными музеями и другими учреждениями культуры, государственными органами в области культуры и туризма, туроператорами.
Структура Атласа, которая отрабатывается в данный момент в пилотном режиме в отделе геоинформационных систем Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского госуниверситета, отображает распределение культурных и иных ресурсов и состоит из четырёх разделов: Расположение музеев в г. Саратове
· "Содружество" - как корпоративный элемент системы, связанный с "Содружеством музейных работников Поволжья",
· "Музеи" - как основной вид объектов учреждений культуры региона,
· "Пространство" - как территории, в которой развиваются объекты культуры,
· "Общество" - как носителя и потребителя тех или иных культурных ресурсов.
Предполагается, что структура Атласа может быть дополняема за счет включения в нее и других элементов, связанных с туризмом, как одним из практических приложений разрабатываемой системы. С помощью интерактивных гиперссылок любой Интернет-пользователь, может получить подробную информацию о них и увидеть их взаимное расположение.
В перспективе в Атласе будут показаны культурно-исторические ландшафты, знаковые для Поволжья пейзажи, места выдающихся исторических и культурных событий и т.д. Кроме этого, пользователю самому будет доступна возможность отображать разные уровни визуализации информации, например переход от уровня региона, на уровень конкретной области или города.
Расположение музеев в г. ЭнгельсеВиртуальное путешествие по данному разделу должно показать Интернет-посетителю не только отдельные места и достопримечательности, но и увидеть всё Поволжье или какой-то его регион в целом, во всём его многообразии.
Такой подход должен способствовать выработке привлекательного образа Поволжья.
"Атлас культурных ресурсов Поволжья" представляется авторам как современный инструмент развития культурной политики и экономики в регионе, позволяющий с помощью информационных технологий создавать и продвигать новый образ Поволжского региона.
Презентация пилотного варианта Атласа прошла в начале февраля во время проведения семинара "Современные информационные технологии в музейном деле" в Саратове, где специалистам из различных регионов Поволжья были продемонстрированы его возможности и рассказано о дальнейших перспективах развития.




ТОЛЬЯТТИ. ВЫШЕЛ ТРЕТИЙ НОМЕР ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ "СОДРУЖЕСТВА МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ ПОВОЛЖЬЯ".

Познакомьтесь с архивом Информационного бюллетеня Содружества В феврале вышел третий номер Информационного бюллетеня "Содружества музейных работников Поволжья".
В нем дана информация о программе "Культурная столица ПФО", Московском международном форуме художественных инициатив, рассказывается о семинаре "Музей как ресурс развития территории", который был проведен специалистами КБ-АРТ в Ульяновске. Кроме этого, приведены данные о проектах-победителях грантового конкурса "Память XX века в музейном пространстве", проводимого фондом Сороса и конкурса "Окно в Россию".
Желающие познакомиться с информационными бюллетенями "Содружества" могут найти их на сайте "Музей Волги - Саратовский регион".
Адрес редакции Информационного бюллетеня: splav2000@inbox.ru


События, которые вызвали наш интерес

ПЕРВОМУ ПУБЛИЧНОМУ МУЗЕЮ РОССИИ - НОВОМУ ЭРМИТАЖУ - ИСПОЛНИЛОСЬ 150 ЛЕТ

Здание Эрмитажа
Теребеньевская лестница Нового Эрмитажа. Отсюда 150 лет назад начиналось знакомство с музеем первых его посетителей, обычных петербуржцев.
Директор Государственного Эрмитажа открыл две выставки, приуроченные к юбилею. Одна из них посвящена Николаю I, чья роль в создании музея и эрмитажной коллекции до сих пор оставалась недооцененной.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Он старался быть похожим на Екатерину, хотя Екатерину, конечно, трудно переплюнуть, тем не менее, множество шедевров Эрмитажа приобретено как раз им. Покупались из частных коллекций. И он безумно любил этот свой Новый Эрмитаж. Приходил проводить здесь время, когда ему было плохо. Такая романтическая душа жестокого императора - тоже история Эрмитажа".
Николаю I Эрмитаж обязан коллекцией лучших картин Тициана и итальянской скульптуры, император лично заказывал статуи у виднейших мастеров Рима, Флоренции и Болоньи. Благодаря Николаевскому указу, который предписывал образцы всех отчеканенных в России монет, медалей и орденов передавать Эрмитажу, нумизматический отдел музея может похвастаться коллекцией, насчитывающей полмиллиона экземпляров.
Наиболее интересные из них представлены еще на одной выставке, открывшейся сегодня в Эрмитаже. Это событие удостоил вниманием и Московский монетный двор, изготовив для Эрмитажа 200 бронзовых памятных медалей.
Торжественная часть празднования не обошлась без упоминания о знаменитом немецком архитекторе Лео Кленце, спроектировавшем знаменитое здание с атлантами.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "Сейчас это признается главным шедевром мировой строительной практики. Нас умоляют: только не модернизируйте его. Это единственный музей XIX века, который остался в мире".

Источник информации: Общественное Российское телевидение



РЕСТАВРАТОРЫ ЦАРСКОГО СЕЛА ПРЕДСТАВИЛИ ПУБЛИКЕ ВОССТАНОВЛЕННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ЗНАМЕНИТОЙ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ

Фрагмент Янтарной комнаты В Екатерининском дворце под Петербургом завершен важный этап в воссоздании Янтарной комнаты. Журналисты первыми из посетителей дворца увидели восстановленные панели Южной стены.
Открытие полностью восстановленного янтарного убранства, пропавшего во время Великой отечественной войны, должно стать одним из главных событий празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Источник информации: Общественное Российское телевидение



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'