Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 14 (40)
май 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Конференции и семинары
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в последнее время, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
И как всегда о событиях у наших друзей и партнеров, а также те новости, которые нас заинтересовали в музейном мире.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея




ВТОРОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ РОЖДЕНИЕ

Сайт 'Новости Радищевского музея'15 мая 2003 года в сети вышла новая версия сайта "Новости Радищевского музея".
К этому времени у музея появился свой домен "radmuseum.ru", где и разместился сайт. Провайдерами музея явилась компания Renet Com, технология построения новой версии сайта была разработана компанией "Tritec" г. Саратов, а структура доработана сотрудниками отдела по развитию Радищевского музея и Интернет-центра Саратовского государственного университета.
Новый сайт отличает от прежнего оригинальный современный дизайн (Никонова И. - Компания "Tritec", Гаврюшов М. - театральный художник), наличие поисковой системы, быстрой подписки, интерактивных и информативных рубрик.
Сайт оперативно отражает новости музея, его коллег и партнёров, других новостных информационных изданий, освещающих различные культурные события в России и за рубежом.
Сайт ждёт своих посетителей по адресу: http://www.radmuseum.ru, как их всегда ждёт сам музей имени А.Н. Радищева.



БЕРЕГ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СТИХИЯ.

Эта философская фраза взята из трактата Владимира Фабера "Берег". К открытию выставки Андрея Солдатенко в доме музее Павла Кузнецова".
Тема "Человек и река" является ведущей в деятельности музея уже почти год.
Об этом была выставка Н. Чечнева, этому посвящена выставка "Берег".
Андрей Солдатенко живёт и работает в Саратове - волжском городе - поэтому берег реки для него - это и творческое вдохновение, и реальное место паломничества, недаром славянская основа его работ обращает на себя внимание.
"Берега Волги - не только высокие берега, отгораживающие от буйства стихий, но и зелёные берега, вскармливающие скот...
Но среди прочих богатств, которыми обладает эта река, наиболее важным для современного человека является, пожалуй, то, что она и по сей день способна дать отдохновение души, вызвать чувство чистого восторга, восхищения миром, которое не позволяет погрязнуть в унынии, вызвать состояние, когда хочется творить без разрушения, созидать без уничтожения, и жить просто - жить…"
Выставка предлагает пристально вглядеться в очертания берегов на картинах и попробовать понять "смысл берега".



ПЕТЕРБУРГУ ПОСВЯЩАЕТСЯ...

"Красуйся, град Петров…". Так называется выставка, посвящённая трёхсотлетию Санкт-Петербурга, открывшаяся 27 мая в залах Радищевского музея. Её экспозицию можно характеризовать и точнее: "Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград - Санкт-Петербург в изображениях русских художников 18-20 веков". Ибо "гранитный город славы и беды" запечатлён ими в самые различные моменты его исторического бытия: и пышные торжества с фейерверками, и трупы блокадников на заснеженных улицах, и парадное величие замечательных памятников архитектуры и скульптуры, и уютные домики городских окраин. Каждый найдёт здесь свой Петербург.
Отношение к молодой столице в России всегда было неоднозначным. Полярные оценки намечены уже у Пушкина - от "люблю тебя Петра творенье" до "скука, холод и гранит". Сотни писателей и поэтов, композиторов живописцев и графиков запечатлели в своих произведениях прекрасный и страшный облик "северной Пальмиры".
Решительный поворот в осмыслении роли этого города в культуре страны был сделан художниками "Мира искусства". В 1902 году на страницах этого журнала появилась программная статья Александра Бенуа "Живописный Петербург" - "знаменитый крик его о красоте Петербурга", по словам мемуариста. Она стала идейным обоснованием полотен и графических листов, посвящённых архитектурному пейзажу северной столицы. Согласно Бенуа, "окно в Европу" находилось всё в том же русском доме, и оно этот дом освещало. И само оно, конечно же, было русским.
Различные европейские влияния, пройдя плотный фильтр национального восприятия и вкуса, пересекаясь и наслаиваясь друг на друга, рождали памятники самобытной культуры. Синтезируя ценности европейского архитектурного наследия с национальными традициями, строился вполне европейский город, какого не могло быть ни в московской Руси, ни в какой-либо конкретной стране Европы.
Историю Петербурга на этой выставке можно проследить от момента зарождения петровского замысла будущей столицы ("Здесь будет город заложён …") в эффектном листе Александра Бенуа "На берегу пустынных волн", до Петербурга сегодняшнего в живописи и графике саратовского художника Александра Козинцева. Здесь и гранитные набережные, и величавые дворцы над широкой полноводной Невой, и воспетый поэтами Летний сад, и Академия художеств, и Исакиевская площадь, и фальконетовский памятник Петру, и Публичная библиотека, и Стрелка Васильевского острова, и Поцелуев мост, и вид Смольного монастыря и много других прекрасных и гармоничных сооружений, возникших в разные времена, но не разрушивших то удивительное чувство единого ансамбля, которым не случайно так славится этот замечательный город. Прекрасны и образы петербургских пригородов - великолепных дворцово-парковых ансамблей, запечатлённых в графике А.Г. Ухтомского, И.В. Чесского, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумовой-Лебедевой. Имперский Петербург в экспозиции заметно усилен живописными и скульптурными портретами представителей династии Романовых - от Петра 1 до Александра 111, а также сильно уменьшенной копией знаменитого "Медного всадника", исполненной Е.А. Лансере.
В истории Петербурга ХХ столетия было два огромной значимости события, ставших неотъемлемой частью и мировой истории - это революция и блокада. Революционные и первые послереволюционные годы в коллекции музея представлены немногими графическими листами ("Аврора в Октябрьские дни" Н.Н. Кострова, "Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала" Н.А. Павлова, "Штурм Зимнего" В.В. Пакулина, изображением революционных праздников). Тематически к ним примыкают гравюры П.А. Шилинговского начала 1920-х годов из серий "Виды Петербурга" и "Петербург. Руины и возрождение". Верный традициям старой гравюры на дереве этот "маг безупречно вырезанных линий" культивировал отточенное, несколько суховатое мастерство.
Богатая подборка графики военной поры позволяет наглядно представить себе реальную трагедию блокадного города, упорно сопротивляющегося врагу. Это же ощущение рождают листы Л.И. Гагариной из серии "Ленинград в блокаде", иные из которых, как и листы И.С. Астапова или А.В. Каплуна, Н.А. Платунова, создавались как раз в эти чёрные дни. В блокадном городе скончались от голода, холода и других невзгод талантливые живописцы А.Е. Карев и В.В. Суков, представленные ленинградским пейзажами 1920-х годов.
Особый раздел на выставке составляет Петербург литературный. Здесь автолитография Н.А. Павлова "Пушкин на Неве" - образ почти набоковский: "Нева, лениво шелестя, как Лета льётся. След локтя оставил на граните Пушкин". Здесь замечательная книжная графика М.И. Полякова: иллюстрации к "Медному всаднику" и "Пиковой даме" Пушкина, к "Петербургу" Андрея Белого, выразительные иллюстрации Ф. Константинова и С. Мочалова, портрет Александра Блока Г.Н. Бурмагиной и её же иллюстрация к его "Двенадцати", серия иллюстраций Андрея Ушина к роману Ф.М. Достоевского "Идиот", убеждающе передающих напряжённо-гнетущую атмосферу повествования.
Литературный Петербург оказался на выставке более мрачноватым, чем другие её разделы, не исключая блокадный. В графических листах Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейского, Н.А. Павлова, С.Б. Юдовина, Л.И. Гагариной привлекает прозрачная ясность, гармония и торжественная строгость архитектурных ансамблей, то, что именуют "ампирным великолепием Петербурга". Знаком возрождённого и празднично-прекрасного города стала на выставке огромная картина Ю.С. Подляского "Ленинград" - яркий образец радужного оптимизма времени хрущёвской оттепели.
Красота и яркость художественных инсталляций находится в гармонии с художественными работами разных эпох и жанров, давая зрителю как можно глубже проникнуть в ауру "петербургской" выставки.

Заведующий отделом русского искусства музея имени А.Н. Радищева Е.И. Водонос


Конференции и семинары

Научно-практическая конференция «Технологии ИНТЕРНЕТ – на службу обществу»

Конференция проводится как составная часть Всероссийского Фестиваля интернет-проектов "Новая реальность ХХI века". На конференции предлагается обсудить научные и практические результаты достижений Интернет-технологий, их использования и влияния в различных сферах человеческой деятельности – бизнесе, образовании, управлении административными образованиями, науке, культуре, медицине и т.д.

В рамках научно-практической конференции предполагается работа по следующих секций:

- проблемы и перспективы INTERNET в России (стратегия развития Интернет в России, анализ рынка провайдеров, перспективы развития телекоммуникаций и др.);
- наука, инновации, образование в INTERNET (информационное пространство научно-инновационной деятельности, дистанционное образование, виртуальные университеты, развитие системы научно-технической информации и др.);
- электронное правительство, Региональная информатика, информационное пространство муниципальных образований (программа Электронная Россия, интегрированные информационные системы управления правительства, электронный документооборот органов власти, информационные системы и ресурсы управления отраслями; муниципальные заказы, средства массовой информации, муниципальные информационные ресурсы в Интернет);
- экономика, бизнес, СМИ, медицина, культура и социальная сфера в INTERNET (электронная коммерция, модели B2B электронных площадок, Интернет в малом бизнесе, информационные системы на базе Интернет в медицине, культуре, благотворительной деятельности, развитие общественных организаций и субкультур через Интернет);

Информация о конференции имеется на сайте фестиваля: www.real.mdc.ru и на сайтах: www.conf.sstu.ru, www.conf.renet.ru

Конференция состоится 11 июня 2003 г. в СГТУ.

Сотрудники отдела по развитию Радищевского музея заявили несколько докладов на данную конференцию, а также подали новую версию сайта "Новости Радищевского музея" на конкурс Интернет-проектов фестиваля.
Мы думаем, что как конференция, так и конкурс помогут нам найти нужные координаты в безбрежном пространстве Интернета!


У наших партнеров и друзей



ВЕРНИСАЖ САРАТОВСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ

Художница Лада ВальковаС 15 по 30 мая в Москве в галерее "Пересветов переулок" работала выставка саратовской художницы Лады Вальковой "О радостях души". Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева не раз принимал художницу и хорошо знаком с её творчеством, поэтому сотрудники музея первыми поздравили свою землячку с открытием вернисажа в Москве.
Лада Валькова родилась в семье известных саратовских художников. Ее дед Александр Никитович Чечнев, график, был одним из учредителей Саратовской организации Союза художников. Ученик голуборозовца, уроженца Саратова и преподавателя Саратовского художественного училища, Петра Уткина, а также и Валентина Юстицкого, известного далеко за пределами родного Саратова, А.Н. Чечнев поддерживал и продолжал традиции "Саратовской школы" начала ХХ века. Мать Лады Наталья Александровна Чечнева, также работает в традициях Саратовского пейзажного пленэра. Поэтому неудивительно, что Лада, воспитываясь в такой семье, стала художником, идущем по тому же творческому пути. Учеба на театральном отделении училища и в Полиграфическом институте дали Ладе прочную основу декоративного отношения к плоскости холста, не перешедшую в яркость цветовых отношений. Основания для этого были серьезные и не только из-за профессионального образования, но и из-за многолетнего страстного увлечения фольклором, народными песнями, народным искусством. Видимо, природная женственность, мягкость в сочетании с тонкостью восприятия, развили в ней художника цветовых нюансов, полутонов, оттенков.
Пейзажи саратовской земли в творчестве Лады имеют важное значение. Ее привлекают места, где леса почти нет. Это граница со степью. Широта, простор, эпичность - вот то, что художница стремится понять и передать в своих картинах. Ее потрясает в этих местах, что и "тысячу лет назад здесь было то же самое, ничего не изменилось". Но, тем не менее, Ладе удается передать изменчивость мгновения в тысячелетней неизменности пейзажа. Красивые голубоватые, розовые тона создают в ее работах мелодичный звуковой тон. В пейзажах, выполненных в средней полосе России на Академической Даче, природа была почувствована не сразу. Она потрясала, но не открывалась. Отсюда жестковатость форм и колорита ранних работ. В поздних весенних пейзажах ощущение Подмосковья очень сильно и вызывает в памяти работы Жуковского, Виноградова, Петровичева начала XX века, но опять с присущей ее творчеству сиренево-лиловой дымкой.
В натюрмортах Лады чувство декоративности в построении холста проявляется более открыто, чем в пейзажах. Но тонкая нюансировка цвета и в этих работах позволяет художнице добиться той же трепетности, которая отличает ее пейзажи.

Е.В. Слухаева, искусствовед Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева



КАРНАВАЛ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Логотип карнавала16-18 мая 2003 года информационный партнер Радищевского музея - компания "Трайтек" принимала участие в организованной корпорацией Intel совместно с компаниями BMW, Microsoft и Samsung выставке "Карнавал цифровых технологий - развлечения для всей семьи", которая продолжила серию крупномасштабных программ корпорации, направленных на популяризацию новейших достижений ИТ-индустрии в России.
За три дня работы выставки, проходившей 16-18 мая во Дворце спорта, с новейшими достижениями в области компьютерной техники ознакомились более 26 тысяч жителей города.
Вот как отозвался об этом проекте коммерческий директор компании "Трайтек" Александр Павлович Турлов: "Карнавал цифровых технологий Intel" стал первым мероприятием такого рода в нашем городе и продемонстрировал серьезное отношение корпорации к домашним пользователям компьютеров. Мы в очередной раз убедились в правильности нашей стратегии сотрудничества с корпорацией Intel. "Карнавал" показал высокий уровень интереса потенциальных покупателей к современной компьютерной технике, построенной на базе продуктов и технологий Intel, в частности к компьютерам марки Quartis, представленным нашей компанией на выставке. Мы надеемся, что это событие станет мощным толчком к развитию регионального розничного компьютерного рынка".
Одновременно с выставкой в Саратове стартовала программа "Мощный компьютер - в каждый дом!".
Главная цель этой новой инициативы корпорации Intel состоит в том, чтобы предоставить максимально широкому кругу российских семей возможность использования передовых компьютерных технологий в домашних условиях.
В ходе выставки компания "Трайтек" представила свою последнюю разработку - дополнение к линейке компьютеров QuartisTM: Quartis DeskMate Home Edition на базе процессора Intel® Pentium® 4. Корпоративные клиенты "Трайтек" хорошо знакомы с компьютерной техникой торговой марки "Quartis", сервера NetCore и рабочие станции DeskMate, которой отлично зарекомендовали себя как надежный компонент информационной структуры предприятия.
Совместно с банком "Экспресс-Волга" компанией "Трайтек" разработано специальное предложение для организаций и частных лиц г. Саратова, которое предусматривает выгодные условия кредита при покупке компьютера Quartis DeskMate Home Edition.

Источник информации - Компания "Трайтек"


События, которые вызвали наш интерес



САМАЯ ДРЕВНЯЯ КНИГА В МИРЕ ВЫСТАВЛЕНА В МУЗЕЕ СОФИИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ В РОССИИ МУЗЕЙ ДЕНЕГ
В ОМСКЕ В ИЮНЕ ПРОЙДЕТ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СОВРЕМЕННЫМ МУЗЕЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
КАРТИНА КУСТОДИЕВА "КРАСАВИЦА" ПРОДАНА НА SOTHEBY'S ЗА РЕКОРДНУЮ СУММУ - 1 МЛН 200 ТЫС. ДОЛЛАРОВ
В ГАЛЕРЕЕ ОСЛО АЖИОТАЖ: ВСЕ ХОТЯТ УВИДЕТЬ ФАЛЬШИВОГО ВАН ГОГА
АКВАРЕЛИ ИЗ СОБРАНИЯ НИКОЛАЯ II ВОЗВРАЩАЮТСЯ В РОССИЮ
НА SOTHEBY'S ПРОДАЮТ ВЕЩИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ШАЛЯПИНА
ХУДОЖНИК ИЗ СИНГАПУРА СОЗДАЛ БАТИК ДЛЯ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА
В МОСКВЕ ОТКРЫТ МУЗЕЙ ШОЛОХОВА
РАССЕКРЕЧЕНО ФРАНЦУЗСКОЕ ДОСЬЕ "ТАК НАЗЫВАЕМОГО ХУДОЖНИКА" ПИКАССО
МУЗЫ НА ПРОДАЖУ

Музеи Европы и мира



ФИНЛЯНДИЯ. ХЕЛЬСИНКИ. ФИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. МУЗЕЙ АТЕНЕУМ

Вайно Бломштедт (1871-1947). 'Франческа'Атенеум - ядро Финской национальной галереи. Изначально Атенеум мыслился как своего рода «храм искусств», где под одной крышей встречались бы искусства изящные и прикладные. В XIX веке Финляндия, воодушевленная движением национального подъема, охватившем многие страны Европы, видела в Атенеуме символ национального возрождения.
Здание Атенеума было торжественно открыто 18 ноября 1887 г. Оно с самого начала служило оплотом самым различным направлениям в искусстве. Ассоциация изящных искусств разместила там свои коллекции и школу рисунка. Здесь же располагались Финское общество ремесел и декоративного искусства, а также школа прикладного искусства. Отсюда - идея архитектора поместить на фронтоне в центре здания изображение богини искусств, увенчанной лавровым венком, которой поклоняются изящное и прикладное искусства.
Украшение Атенеума было поручено Теодору Хойеру - одному из самых значительных архитекторов Хельсинки. Вместе с ним работал Карл Энеас Сьостранд, которого называют «отцом финской скульптуры». Скульптурные портреты Браманте, Рафаэля и Фидия украшают фасад Атенеума. Вскоре в здании стало тесно. Музей Финского общества ремесел и декоративного искусства покинул Атенеум, вслед за ним переехал музей прикладного искусства (ныне располагающийся в собственном здании). Остались функционировать школы искусств и музей живописи и скульптуры. Начиная с 1990 г., музей этот стал ядром Финской национальной галереи.
Атенеум не ограничивает себя финским искусством. Уже один перечень художников, представленных в его экспозиции, внушает уважение: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Франсиско Гойя, Эдгар Дега, Ле Корбюзье, Фернан Леже и другие европейские мастера украшают главный «храм искусств» Финляндии.
Магнус Энкель.(1870-1925). 'Причесывающаяся женщина'Экспозиция финской живописи методично разделена на части согласно эпохам и стилевым направлениям. Первые залы - эпоха рококо и эра короля Густава - шведского просветителя. Далее следуют залы, посвященные романтизму и бидермайеру - так называют пришедшее на смену неистовствам романтизма художественное направление, процветавшее в североевропейской живописи 1820-30-х гг. Его специфически «буржуазный» характер культивирует семейный уют, радости частной жизни, домашние увлечения. Бидермайер сменяют национальный реализм, символизм, годы «чистой палитры» и экспрессионизм. Далее следует живопись 20-30-х, 40-50-х, 60-х гг. С искусством Финляндии последних тридцати лет знакомит Кьясма.
Все залы Атенеума по-своему интересны. Но на русского зрителя самое большое впечатление, вероятно, должны произвести работы художников, живших в эпоху русского «серебряного века». Среди них - жутковато-сказочные образы Хуго Симберга, будто навеянные стихами Блока о «болотных чертенятках» или ранним А.Н.Толстым, упоительный декаданс Вайно Бломштедта, мрачный урбанистический экспрессионизм Маркуса Коллина. «Причесывающаяся женщина» Магнуса Энкеля вызывает в памяти «За туалетом» Зинаиды Серебряковой, а его же «Фантазия» и «Прогулка смерти» кажутся связанными с мотивами Сологуба.

Источник информации -
Контора Кука.



Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Благодарим компанию РЕНЕТ КОМ за предоставление провайдерских услуг связи.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.



Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'