Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 10 (36)
апрель 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. "Мир Мусатова"
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Очередной выпуск бюллетеня мы посвящаем нашему земляку, выдающемуся художнику конца XIX - начала XX в.в. В.Э. Борисову-Мусатову, 133 день рождения которого мы все будем отмечать 14 апреля с.г.
Надеемся, что Вы с вниманием прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.



Мир Мусатова

В.Э. Борисов-Мусатов


Виктор Эльпидифорович Борисов-МусатовСоздатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности.
В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище, где его учителя обращают внимание на его способности. Однако, вскоре оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. В эти годы он много рисует (чаще всего - сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно, изображая уголок сада с окном своего дома.
В августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.
Весной 1893 года после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в училище.
Лето Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в основном - пейзажными. Все это отразилось в картине "Майские цветы"Майские цветы (1894, ГРМ). В этом солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ художника той поры.
Осенью 1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли. Среди французов ему больше других близок Пюви де Шаванн.
Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно композиционное построение картины - центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Автопортрет с сестрой В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, "это просто красивая эпоха", как говорил сам художник.
ГармонияВслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А.В. Гордона). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного - управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 - 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, ГТГ) и другие.
ВеснаНачалом нового творческого этапа явилась картина "Весна", давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.
Летом 1901 года Борисов-Мусатов посещает Зубриловку - поместье князей Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине "Гобелен". Среди декоративных растений парка две женские фигуры, - застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем. Водоем
Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.
Изумрудное ожерельеВ 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно "Изумрудное ожерелье" (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Природа и человек так органично слиты, что возникает ощущение особой естественности, первозданности бытия.
Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции.
Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Реквием
В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение - большую акварель "Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович - жены известного писателя. "Реквием" звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.
Волею судьбы, это был реквием и самому автору. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на высоком берегу, над Окой.



Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова

Мусатовский флигель. Фото А.В. и В.В. Леонтьевых. 1930-40 годыРечь о создании мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской 33, где жил художник, зашла еще в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. Флигель и двухэтажный дом - городская усадьба В.Э.Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А.Н. Радищева, инспекторами по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевыми. Именно им мы обязаны фотографиями Мусатовского флигеля начиная с 20-х и до начала 50-х годов.
Работа на мемориальном мусатовском флигеле. Фото В. Ефимкина. 1989 г.Но в 30-е годы имя художника официально было предано забвению, а его творчество названо "буржуазным и декадентским". Долгие годы о создания музея не могло быть и речи. В бывшей усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры. Чудом уцелел маленький деревянный флигель. В 30-е годы началось строительство крупного промышленного предприятия - мебельной фабрики, стены которой вплотную подступили к флигелю, уничтожив квартал старой застройки и Мусатовский сад.
Во времена "оттепели" имя Мусатова возвращается, и интерес к личности и творчеству художника растет. В 1970 году художнику исполнилось 100 лет со дня рождения. В 1973 г. в Москве и в Саратов проходят крупные выставки его работ. Улица Белоглинская в Саратове была переименована в улицу имени В.Э. Борисова-Мусатова. Но о создании музея речи никто не ведет. В 1979 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга Константина Шилова "Мои краски, напевы…", рассказывающая о жизни и творчестве художника. Мусатовский флигель. Фото В. Ефимкинаю 1992 г.В немалой степени благодаря активной деятельности писателя флигель, пришедший к тому времени в полную ветхость, был спасен от сноса.
В 1984 году решением Городского исполкома Совета народных депутатов флигель был передан на баланс музея имени А.Н. Радищева. Зашла речь о реставрации флигеля и открытия мемориального Музея В.Э. Борисова-Мусатова как филиала музея имени А.Н. Радищева. Сотрудники музея Людмила Ефремова, Елена Савельева, Галина Лукьянова начали активную деятельность по собранию материалов о жизни художника. С 1989 года Елена Савельева возглавляла все работы касающиеся реставрации музея. Но в годы перестройки, крушения Советского Союза, отсутствия реставрационной базы в самом Саратове дело с восстановлением усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова сильно затянулось. Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова. 2001 г.Работы то начинались, то прекращались в самое неподходящее время. Городскими властями не был решен вопрос первостепенной важности - отселение жильцов из 2-х этажного дома, принадлежавшего семье Мусатовых.
В итоге из предполагаемого музейного комплекса в апреле 2000 года в год 130-летия со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова был окрыт мемориальный флигель. Имея еще ряд недоделок молодой музей активно включился в работу с посетителями и выставочную деятельность. Тем не менее сейчас самым актуальным вопросом остается отселение жильцов из 2-х этажного дома и восстановление Городской усадьбы Мусатовых - музейного комплекса в полном объеме, как это задумывалось изначально.



100-летию "Изумрудного ожерелья" посвящается...

Конкурс 'Мир Мусатова'Конкурс детского рисунка и конкурс юных искусствоведов "Мир Мусатова" проходит в музее - усадьбе В.Э. Борисова - Мусатова уже второй год.
Подведение итогов конкурсов - 14 апреля - в день рождения выдающегося саратовского художника В.Э. Борисова - Мусатова.
В этом году он посвящён 100 - летию со дня написания им работы "Изумрудное ожерелье", хранящейся в Третьяковской галерее.
Как и в прошлом году, конкурс юных искусствоведов включает в себя реферативную и художественную части.
Участники искусствоведческого конкурса пишут рефераты на тему жизни и творчества В. Борисова - Мусатова, а участники художественного конкурса рисуют вариации произведений художника. В этом году, по словам организаторов конкурса, появились очень хорошие детские копии его работ, которые, несомненно, отметили члены жюри.
Всего на конкурс было подано более 50 рефератов и более 400 рисунков.
Конкурс в этом году пользуется большой популярностью не только среди детей Саратова и Энгельса, но и среди юных любителей искусства районных школ и Домов культуры.
Так участниками настоящего конкурса стали ребята из Ртищева, Балашова, Балаково, Аткарска, Татищева, Озинок, с. Звонаревка Марксовского района, Красного Кута и т.д.
И конкурс детского рисунка и искусствоведческий проходили в два тура.
Авторы лучших рефератов съехались на заключительный очный тур, который проходил в нашем музее 6 апреля. Ребят ожидали викторины, головоломки, интеллектуальные игры. Финалисты конкурса детского рисунка будут работать в музее-усадьбе художника 12-13 апреля. Тема рисунков - "Мусатовские музы". А кто станет победителем, скажут члены жюри 14 апреля, в день награждения участников призами и подарками.
В период отбора работ на конкурс некоторые члены жюри много общались с ребятами, пытаясь понять, чем интересен художник XIX столетия современным детям. И выяснилось, что романтизм его картин, красивые таинственные барышни (очень много работ посвящено именно этой тематике) очень близки детям. И конечно одно из главных достоинств таких конкурсов - это оказание внимания, увлечение к прекрасному наших ребят.
С положением о конкурсе Вы можете познакомиться на сайте "Мир Мусатова".



Сайт Мир МусатоваБолее подробную информацию о В.Э. Борисове-Мусатове и музее-усадьбе его имени, познакомиться с галереей Вы можете на сайте "Мир Мусатова", который был недавно открыт Радищевским музеем, совместно с Поволжским региональным центром новых информационных технологий Саратовского госуниверситета. Адрес сайта - http://www.sgu.ru/ogis/newsrad/musatov/index.html



Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.



Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'