Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 7 (33)
март 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. О суевериях музейных работников
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Этот выпуск мы посвящаем очень необычной, на наш взгляд, теме - теме суеверий и мистики в музейной среде. В данном бюллетени мы приводим материалы, в которых собраны различные подобные истории, с целью систематизации "мифологии музея". Будем очень благодарны коллегам, если материал найдёт отклик в Вашей среде.
А его актуальность и инновационность мы определим по количеству историй, присланных нам.
Свои "страшные истории", если таковые имеются, просим направлять Надежде Анатольевне Гришиной по адресу radmuseum@renet.ru
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.



О СУЕВЕРИЯХ МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ


Н.А. Гришина. Суеверия музейных работниковВ настоящее время, по выражению Жореса Алферова, начинается тяга к таинственному и мистическому, что является одним из необходимых и повторяющихся признаков любого смутного времени, времени идеологического кризиса. Постоянные публикации в газетах о привидениях в музеях позволило обратиться к этой теме.
Доклад "Суеверия музейных работников" был написан Надеждой Анатольевной Гришиной, научным сотрудником художественного музея имени А.Н. Радищева, в 2002 году и прозвучал на VIII Боголюбовских чтениях в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. При написании доклада были собраны материалы по саратовским музеям, а также слухи и отдельные записи, встречающиеся в литературе.
Следует отметить, что к суевериям можно отнести не только повествования о привидениях, хотя, безусловно, говоря терминологией М. Веллера, в "байках из музея" эти рассказы в количественном отношении занимают самый большой процент. Публикация в "Комсомольской правде" от 28 января 2003 года подтверждает это. Там приводятся следующие факты.
Во дворце Хэмптон Корт появляются призраки двух первых жен короля Генриха VIII - Екатерины Говард и Джейн Сеймур.
Виндзорский дворец посещает сам призрак короля Генриха VIII. Кроме него Принцесса Маргарет встречалась с призраком Чарльза I и Елизаветы.
Самый известный призрак Кремля - Иван Грозный. Перед путчем 1990 года тень Лжедмитрия путешествовала по Кремлевской стене. Встречается на кремлевских стенах и призрак Ленина.
К московским привидениям можно отнести призрак кота Бегемота, выходящего из стены Большого Афанасьевского переулка.
В Доме-музее Волконских в Иркутске постоянно с утра оказывается сдвинутым со своего места бюст Пушкина.
В 1974 году, находясь на экскурсии в Познани, в резиденции польских королей, о "Даме в белом" кисти неизвестного художника экскурсоводом было сказано, что (цитата) "от глаз этой женщины нельзя уберечься, если вы оказались в этом зале". И далее: "Фигуру этой женщины, гуляющей по саду и по залам, видели очень многие". Познанский музей является историческим памятником, и приведенное суеверие выглядит олицетворением этой памяти.
Вот рассказ о Павле I и его резиденции - Михайловском замке: "Навечно прописанный в Михайловском замке, Павел и сегодня, как уверяют его обитатели, постоянно напоминает о себе. Его тень бродит по мрачным переходам и появляется в высоких окнах. И тогда на неожиданный скрип паркета, случайный стук двери или легкий шорох ветра люди оборачиваются и с трепетом произносят "Добрый день, Ваше величество" .
Во многих мемориальных музеях бытует предание о призраке, чаще всего человеке, умершем рано или же насильственной смертью, или же самоубийце, призрак которого, не успокоившись, продолжает тревожить мемориальный дом. К мифологии подобного рода можно отнести:
1. Рассказ о призраке в одежде XVIII века, бродящем по аллеям Спасского-Лутовинова;
2. Факт, что в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина в бытовой экспозиции, посвященной семье Ульяновых, боялись ночевать сторожа. По свидетельству экскурсовода Ларисы Богдан, каждое утро одеяло было слегка сдвинуто в результате посещения комнаты или духом Марка Елизарова, или самого Владимира Ильича.
3. Повествование о призраке прапорщика Котляревского в Музее усадьбе Н. Г. Чернышевского (г. Саратов), умершего молодым от тифа. Его вдова, родная сестра матери Н. Г. Чернышевского вскоре вышла замуж за Пыпина. У нее родилась двойня. По семейному преданию призрак прапорщика явился к ней и сказал, который из ее детей умрет. На следующий день так и случилось.
4. Повествование о призраке дочери А.Л. Куща, работавшей в городской библиотеке, занимавшей часть помещений Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, и покончившей жизнь в подвалах музея. По свидетельству охраны, дежурящей по ночам, иногда в проходе виден ее силуэт, а временами слышатся шаги или дыхание.
5. Рассказ о своеобразном полтергейсте мемориального музея А. М. Горького в Нижнем Новгороде. По словам дежурной музея, расположенного в доме купца Киршбаума, где писатель проживал со своей семьей в 1901 году, "ночью на втором этаже кто-то ходит в тяжелых сапогах, двигается мебель, открываются ящики столов".
Не менее странные явления наблюдали сотрудники домика Каширина. Они уверены, что встречались с привидениями: сухоньким старичком, пересчитывавшим деньги и молодой женщиной, поднимающейся по лестнице.
6. Самое большое количество рассказов о суевериях связано с музеями восковых фигур. Так во время выставки восковых фигур из Санкт-Петербурга охранники слышали стук каблучков княгини Голицыной, прототипа графини из пушкинской "Пиковой дамы". Вызывали даже экстрасенса, который подтвердил этот факт (сведения В. Н. Сорокина, зам. директора по развитию Алабинского краеведческого музея)
Восковые фигурыВо время выставки этого музея в Миассе, директор Миасского краеведческого музея отчетливо слышал шаги на лестнице. А когда без постороннего вмешательства упала и разбилась фигура Марлен Дитрих, директор музея был убежден, что, может быть, выставка не нравится бывшему хозяину дома, в котором музей размещен - Симонову Егору Митрофановичу, золотопромышленнику и меценату, почетному гражданину города Миасса.
7. В Красноярском музее В. И. Ленина, превращенного в гигантский информационный центр, как-то раз случилось следующее происшествие. Сотрудники музея, сидящие за компьютерами на значительном возвышении от пола и двери в кабинет увидели, как в кабинет вошел небольшой лысый человек. "Выключите все немедленно", - сказал он. А ты кто такой?" - спросили его. "Я здесь хозяин", - ответил вошедший.
Сотрудники центра, уверенные в том, что сменилось начальство, послушались гостя и отключили оргтехнику. Как оказалось вовремя. На Красноярской ГЭС в этот день была авария, в городе была обесточка и много информации в компьютерных центрах было потеряно.

В качестве второго пласта, связанного с суевериями можно назвать байки, связанные с музейными экспонатами.
Зал искусства Древнего Египта в ЭрмитажеВот два повествования связанных с Эрмитажными вещами касаются зала искусства Древнего Египта. Первое, лично услышанное автором статьи, зимой 1990 года. Смотрительница зала искусства Древнего Египта говорила другой: "Моя-то опять ночью ходила. Я с утра пришла, стала пыль стирать, вижу: крышка криво лежит. Значит, опять вставала, опять гуляла". Речь идет о мумии, экспонирующейся в этих залах.
В другом зале выставлена статуя древнеегипетской богини Мут-Сохмет. По древнеегипетской мифологии львиноголовая богиня войны и палящего зноя решила уничтожить все человечество. В ее замысел вмешались боги. Ночью, когда Мут-Сохмет спала, они разлили вокруг нее подкрашенное в красный цвет пиво. Наутро богиня выпила пиво, приняв ее за человеческую кровь, и успокоилась. Эскимос с луком в рукеСовременная эрмитажная легенда рассказывает, что богиня успокоилась не совсем, и угроза человечеству не исчезла. "Раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях богини появляется красноватая лужица. Но к утру, незадолго до появления первых музейных посетителей бесследно исчезает" .
В музее этнографии в Санкт-Петербурге есть экспонат - муляж эскимоса с луком в руке. Нет нужды говорить о том, что и его одежда, и оружие подлинны и обладает качеством старины. Два раза за время экспонирования лук, который держит эскимос в руке, стрелял. Оба выстрела предшествовали важным событиям в жизни страны. Одним из этих событий было начало Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады.
Каждый музейный работник свято верит, что "вещи - хозяева музея, а мы их слуги". И как хозяева они обретают индивидуальные характеры и способность эти характеры проявлять. Думается, что этим, как раз и объясняется неизбежность и закономерность антропоморфизма вещи в системе музея. Поэтому изображения портретов способны оживать, мумии двигаться, вещи перемещаться и жить отдельной от музея и выставочного пространства жизнью.
И последний аспект музейных суеверий - это приметы. В стенах музея, в котором нам посчастливилось работать, существуют две приметы. Одна из них звучит следующим образом. "Если картина во время закупки упала, то она будет куплена". Эта примета пришла в музейную среду от художников. Рассказывают и конкретный факт закупки в советское время картин репрессированного художника В. Юстицкого. Управление не давало разрешения на покупку картин, и каждый день, продолжая убеждать чиновников, главный хранитель музея имени А. Н. Радищева в 1970-е годы Альбина Трофимовна Симонова, с горечь повторяла: "Придется возвращать коллекцию дочери" (дочери В. Юстицкого - А. В. Юстицкой). Как правило, в этот момент картина падала со стены, выражая тем самым желание остаться в музее.
Факт падения картины толкуется в суеверии как определенное проявление ее желаний. Истоки суеверия коренятся в стародавних повествованиях об иконах, которые, сами "выбирали" себе место, где висеть, и, оказавшись не в том храме, "сходили" со стены и висели в воздухе. Наделение предмета свойствами живого существа, то есть тот же антропоморфизм здесь очевиден.
Несколько иная природа у другой приметы. Она связана со временами года и касается вещей и материалов, из которых вещь сделана. По словам главного хранителя музея имени А. Н. Радищева Л. Е. Дальской, "если год начинается с серебра, он будет удачным". Серебро - понятие широкое. Это может быть закупка серебряного изделия или выставка серебряной утвари. Главное, чтобы в начале календарного года возникло серебро, и тогда год будет удачно профинансирован.
Суеверие о власти металла восходит к глубокой древности, когда серебро и золото были самыми знаковыми металлами мифологий всех народов. С золотом в сознании фактически всех народов связаны идеи постоянства, достоинства, превосходства, богатства, но также и упадка, тленности, ревности, предательства. Эти образно-символическое звучание металла воплотилось в парадигматической антитезе "золотой век" - "золотой телец".
Серебро несет другую информацию: идея мздоимства, заложенная в понятии "сребролюбия" и обозначение предательства, связанное с "тридцатью сребрениками", затмевается тем значением доброго и прекрасного, который несут образы, связанные с серебром. Серебро воплощает способности, красноречие, радость, деньги. Словосочетание "серебряная связь" означает связь между преходящим и вечным, что, в целом, призван осуществлять музей. Идиома "серебряная ложка во рту" в английском языке означает удачу, успех и везение.
Четвертая разновидность музейных баек касается неких вымышленных сюжетов, разыгрываемых в стенах музея. Наиболее известным повествованием подобного рода является рассказ о том, как первый секретарь Ленинградского горкома партии Романов просил в Эрмитаже сервиз на свадьбу своей дочери и о том, что происходило поздним вечером в стенах самого знаменитого музея Санкт-Петербурга. Этот сюжет подробно описан в цикле рассказов М. Веллера "Легенды Невского проспекта" и в книге Н. Синдаловского "Фольклор Санкт-Петербурга". Поэтому на этом рассказе останавливаться не будем.
Таков очень небольшой круг суеверий, который нам удалось вычленить и проанализировать. Их природа та же, что и у всех остальных суеверий и мифологического сознания, которое, как показывают факты, никуда не исчезло в начале третьего тысячелетию. Мифологическому мышлению присуще метафорическое сближение природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей среды, в том числе одушевление вещей, среди которых довелось жить и работать. Ему свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, но перемена их местами, разграничение предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. При этом оно всегда безразлично к противоречию и причинно-следственным связям. Объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, близости в пространстве и времени и выступают в качестве знаков других предметов и событий.
Современному городскому фольклору в целом свойственно снижать пафос происходящего. Музейная мифология нарушает качество элитарности, познавательности, заложенное в учреждении, делает его более открытым и демократичным.

По материалам доклада Н.А. Гришиной, зав. редакционно-издательским сектором Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева,
"Суеверия музейных работников"



Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.



Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'