Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень № 4 (30)
февраль 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Конференции и семинары
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в последнее время, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
И как всегда о событиях у наших друзей и партнеров, а также те новости, которые нас заинтересовали в музейном мире.
Надеемся, что Вас с интересом прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея


ТОРЖЕСТВЕННАЯ ДАТА

Вручение подарков музеюЯнварь, 11, 1878 год - Саратовская Государственная Дума приняла предложение А. П. Боголюбова о создании музея и художественной школы при нем.
Январь, 31, 2003 год - Радищевский принимает поздравления - 125 лет со дня учреждения музея.
"Дата зачатия", так окрестили событие журналисты, отмечается впервые. И это не просто повод заявить о себе. Как важно в нужный момент принять правильное решение! Возможно, уже тогда, в 1878-мом, Саратов стал столицей Поволжья!
Около 200-сот гостей пришли на вечер, который открыла торжественной речью генеральный директор музея - Тамара Викторовна Гродскова.
Цветы, подарки и теплые слова дарили коллеги из музеев Константина Федина и областного краеведческого музея, художники, представители разных организаций, журналисты, партнеры и просто друзья…
А сколько было музыки! Ведущие музыканты Саратова. Заслуженный артист России - А. Катц (фортепиано), С. Майданов (вокал), С. Кузнецова (вокал), Струнный квартет солистов симфонического оркестра, "Трио соната", Губернский театр хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой. Концерт вела - мастер художественного слова Инга Мысовская.
Кстати, музейщики тоже приготовили гостям два сюрприза. Несколько дней работала уникальная выставка из фондов музея. Картины, архивные материалы, книги с автографами и расписная керамика из коллекции А. П. Боголюбова. А 1 февраля был "День открытых дверей".
Еще раз с праздником!



ДРУЖЕСКИЙ ПРИВЕТ "БОЛЬШОМУ" ОТ РАДИЩЕВЦЕВ

В залах музея 2 февраля в Саратовской областной филармонии им. А. Г. Шнитке состоялся концерт солистов Государственного академического Большого театра России (г. Москва).
Мастерам аккомпанировал наш симфонический оркестр, в программе - Н. К. Римский-Корсаков "Моцарт и Сольери", Александр Чайковский пародийная плеса "Мотя и Савелий".
Сергей Гайдей (тенор), Александр Цилинко (бас) и Василий Щербаков (фортепиано) в Саратове не первый раз. Но посмотреть город им удалось только сейчас. И конечно главным местом паломничества стал Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. Экскурсию по залам провела старший научный сотрудник музея Боровская Марина.
Наша коллекция произвела неизгладимое впечатление на мастеров. А "Большой" получил дружественный привет от "Радищевского".



БЕЗ ПОДПИСИ - 2003 Г.

Акция "Без подписи" становится ежегодной! В прошлом году новое начинание музея В.Э. Борисова-Мусатова и художников, акцию поддержавших, было воспринято на "Ура!" жителями города и его гостями. Это не удивительно. Почерпнув идею из Лондонской ежегодной благотворительной распродажи, организаторы акции в первую очередь обращают внимание на колоссальный художественный потенциал, сложившийся в нашем городе. Участники акции как заслуженные художники России, известные художники, так и учащиеся художественного училища, воспитанники художественных школ и студий, художники-любители.
Акция проходит весьма демократично: небольшой формат, отсутствие подписи на лицевой стороне работы и единая цена на все шедевры -50 рублей! Зритель - покупатель, если он дока в художественной жизни Саратова, может угадать автора, но наверняка узнает об этом только после того, как работу приобретет. Хочу напомнить, что такая акция в России - единственная. В немалой степени она направлена на формирование спроса на художественные работы, на востребованность обществом профессии художника.
Все вырученные от акции средства пойдут на развитие молодого музея.




АНОНСЫ ВЫСТАВОК

11 февраля 2003 г. в 16 часов состоится открытие выставки Николая Гущина и Валентина Юстицкого "Круг жизни и колесо истории".
Сегодня их имена возвращены истории отечественного искусства и широкому кругу зрителей: их работы входят в состав престижных зарубежных выставок.
Судьбы двух художников пересеклись в Саратове, осенью 1947 года, когда Гущин вернулся на родину. По воле случая он поселился по соседству с Юстицким. Так эти два художника оказались вместе. Их жизни осветило и окрасило почти ежедневное общение в течении четырех лет.
Два сложившихся и состоявшихся художника были разными, но оказались близки друг другу романтической верой "в лучшее человека"… Это искусство философского осмысления мира несущее в себе идею Космоса и Бога.

СВЕТЛЫЙ ЛИК ТВОЙ

15 февраля 2003 в 16 часов в Большом зале Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится вечер посвященный Преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу. К 100-летию канонизации святого. В Программе Духовные песнопения в исполнении Саратовского Губернского Театра Хоровой Музыки под руководством Людмилы Лицовой. Слово о житии Преподобного Серафима. Иконописные изображения.


Конференции и семинары

СЕМИНАР ПЕДАГОГОВ

Во время проведения семинара5 февраля в здании музея имени А.Н. Радищева состоялся семинар педагогов Детских художественных школ и школ искусств Саратова и Саратовской области в рамках подготовки к 2-ому Областному конкурсу детского рисунка и конкурсу юных искусствоведов "Мир Мусатова". Сами конкурсы будут проходить в марте - апреле 2003 года в филиале музея имени А.Н. Радищева - музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова.
2003 год - год столетнего юбилея со времени создания одного из шедевров В.Э. Борисова-Мусатова: картины "Изумрудное ожерелье". Знаменитое полотно находиться в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской Галереи. Часть вопросов искусствоведческого конкурса будут посвящены теме Хвалынска, где художник писал свою работу, а само полотно "Изумрудное ожерелье" станет одной из тем детских рисунков.
Вниманию участников семинара был представлен фильм о В.Э. Борисове-Мусатове "Прогулка при закате", мультимедиа-презентация об Усадьбе Зубриловка, в которой художник работал в 1901-1902 гг., обзор литературы, посвященный Мусатовской теме.
Впоследствии будет проведён Круглый стол, посвящённый обсуждению положений о конкурсах. Завершила работу семинара экскурсия в музей-усадьбу В.Э. Борисова-Мусатова.



ПРОЕКТ "ХОЧУ НА ВОЛГУ!" УДАЧНО ЗАВЕРШИЛСЯ КАТАНИЕМ С ГОРЫ К ВОЛЖСКОМУ БЕРЕГУ


1 и 2 февраля завершился летний проект "Хочу на Волгу!". Проект был завершён Круглым столом "Фестиваль музейных проектов "Хочу на Волгу!": итоги реализации сетевого проекта и перспективы межрегионального сотрудничества".
Участниками Круглого стола стали члены Содружества музейных работников Поволжья - участники межрегионального проекта "Волжский сплав" из Астрахани, Самары, Тольятти, Саратова, Энгельса, Ярославля.
Очень важным для Круглого стола стало то, что вновь произошла встреча давних друзей, которых сблизил и объединил проект "Волжский сплав".
Просматривая фильмы, мультимедиа-презентации, фотоматериалы фестиваля, участников охватило щемящее чувство тоски по празднику, лету, жаре, Волге. И в тоже время вновь возродилось чувство гордости за то, что фестиваль состоялся, масштабно, тепло, в общем праздничном единении.
Ведущая Круглого стола Тамара Петровна Фокина подняла очень острый вопрос, касающийся проекта - сетевой он или не сетевой?
На что, после обсуждения, был дан ответ: попытка создать сеть была, но всё-таки, в большей степени, проект прошёл в форме фестиваля.
Все участники проекта отметили, что желание попасть на Волгу объединило все музеи Саратова и Энгельса, такие разные с точки зрения своих ресурсов и такие одинаковые в своём оптимизме, интересу к новым идеям.
Большой удачей проекта, по общему мнению, стала выставка-акция на Судоремонтном заводе. И если с этой моделью работать дальше, то акция сможет заинтересовать властные структуры города, туристические агентства и самих волжан, ради которых и был задуман и реализован весь проект.
Необычной также признана акция Энгельсского музея Л.А. Кассиля "Путешествия на Пилюльские острова". Сюжет и качество туристического маршрута, показанного "кассилевцами", уже готов для использования туристическим рынком.
В заключении были предложены дальнейшие перспективы работы над проектом: продвижение его как модели на Культурной столице 2003 в городе Чебоксары, развитие его ресурсов с позиций информационных технологий.
И закончилось всё замечательным проектом Игоря Сорокина (в рамках проекта "Хочу на Волгу!") - катанием с ледяной горы к волжскому берегу.
В рамках Круглого стола были подведены итоги и Межрегионального проекта "Волжский сплав". С этими материалами можно ознакомиться на сайте Содружества музейных работников Поволжья http://www.abcvolga.ru


У наших партнеров и друзей

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

5 февраля в Саратовском Государственном музее К.А. Федина открылась выставка В. Лопатина.В.В. Лопатин. Автопортрет
Вячеслав Владимирович Лопатин (род. в 1936 году) - художник непростой творческой судьбы. Обвиненный в формализме, он долгие годы был непризнан и до 80-х годов не имел возможности выставляться, однако, много работал и в графике и в живописи. Мощным импульсом в формировании его творческой индивидуальности стало знакомство с Николаем Гущиным, а затем тесная дружба с художниками, которые своим творчеством утверждали возможность существования искусства, живущего лишь по законам самого искусства - М. Аржановым, В. Чудиным, В. Соляновым, Ю. Машковым.
На выставке представлено около 150 работ Лопатина 1956-2002 годов, которые позволяют судить о яркой творческой индивидуальности художника, обладающего высокой художественной культурой.
Уже ранние графические работы 50-60-х годов - портреты и жанровые зарисовки поражают свободой композиционных решений, смелостью рисунка.
Лопатина - живописца отличает неповторимое видение мира. Сумев сохранить непосредственность взгляда, художник пытается очистить прекрасный лик мира от поздних наслоений наших представлений о нем, постигнуть и воссоздать образ мира в его исконных, глубинных взаимосвязях.
Донгуз, Саратов, Энгельс - Лопатин пишет родные, знакомые места, открывая их заново для себя и зрителя.
Органичный для художника способ познать мир во всем его богатстве и многообразии последовательно запечатлеть его мгновенно меняющийся лик. В работах Лопатина мир не разъят на составные части. Воздух, вода, земля - нерасторжимые стихии. Люди и животные, появляющиеся в пейзажах - неотъемлемая часть природы, они словно проступают, "проявляются" в общей картине мира. Каждое дерево, сугроб, цветок таит в себе все многообразие жизни; богатство цвета и движения. Весь мир - единое живое пространство. Цветок и ваза, дерево и дом, .небо и земля "дышат в такт", единым дыханием.
В лучших работах художник достигает гармонии цвета, линии, фактуры. Тонкое колористическое чутье позволяет художнику использовать разнообразные живописные средства и приемы. Тонкие отношения тонов одного цвета, богатство цветовых рефлексий и фактуры, смелые контрасты - все служит созданию образа.
Незамутненность, первозданность цветового восприятия мира характерна для работ из цикла "Формула цвета", над которой Лопатин работает со средины 1960-х годов. При видимой "экспериментальности" этих картин, им присуща та же, что и в натурных вещах, страсть к познанию первооснов мира.
Художнику свойственна жесткая самооценка, основанная на глубоком осознании своего места в искусстве, чувстве "неотдельности" существования. Глубокое знание и личностное переживание истории культуры позволяют Лопатину ощутить единое пространство мировой культуры, осознавать настоящее как звено между прошлым и будущим в живом, непрерывном потоке времени.

Ирина Кабанова, зам. директора по научной работе музея К.А. Федина



ОЧЕРЕДНЫЕ НОМЕРА ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ СОДРУЖЕСТВА

ИБ СодружестваВ конце января вышел в свет десятый, а в самом начале февраля одиннадцатый номер электронного Информационного Бюллетеня "Содружества музейных работников Поволжья".
В них приведена информация по последним событиям в музейной и культурной среде Поволжья и определены перспективы развития "Содружества" на 2003 год.
Адрес сайта "Содружества музейных работников Поволжья" - http://www.abcvolga.ru


События, которые вызвали наш интерес


В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА "РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЮГОСЛАВИИ"
К ЮБИЛЕЮ СТАЛИНГРАДСКОГО СРАЖЕНИЯ ПОЯВИТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НАЧАЛСЯ КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ ГОДА
ВОРЫ УКРАЛИ ИЗ МУЗЕЯ ДЕНЬГИ ВРЕМЕН ПЕТРА ВЕЛИКОГО
НА ДОНУ СОЗДАНА СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НОВЫЕ РУССКИЕ КОЛЛЕКЦИИ
В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОД УГРОЗОЙ ЗАКРЫТИЯ ОКАЗАЛСЯ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
В ЛОНДОНЕ ПОКАЗЫВАЮТ ОДНУ ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ КАРТИН МИРА
РУССКИЙ АРИСТОКРАТ ОКАЗАЛСЯ РЕМБРАНДТОМ


Музеи Европы и мира


НИДЕРЛАНДЫ. РОТТЕРДАМ. МУЗЕЙ БОЙМАНС - ВАН БЕЙНИНГЕН.

Анонимный мастер. 'Портрет юноши' (ок.1490)
Во время Второй мировой войны, в результате нескольких дней непрерывной бомбежки с земли Голландии, где каждая пядь напоена историей и каждый город представляет собой историческую и архитектурную жемчужину, был почти полностью стерт Роттердам - один из самых старинных и прекрасных городов. Он вырос заново, но уже в новом облике - как один из важнейших индустриальных центров Европы и самый крупный речной порт на континенте. Роттердам стал полем деятельности самых дерзких современных архитекторов. Ныне облик его определяет причудливое сплетение остатков старинных кварталов и вызывающих современных районов, спроектированных лучшими архитекторами и дизайнерами.
Музей Бойманса - ван Бейнингена как в зеркале отражает своеобразие облика Роттердама. В названии его сочетаются имена двух крупных голландских меценатов и коллекционеров искусства. Первый из них собирал преимущественно живопись и графику старых европейских школ. Интересы второго, напротив, лежали в области модерна.
Эти две коллекции и составили основу нынешней экспозиции музея - одной из самых значительных в Голландии.
Рембрандт. 'Портрет сына художника Титуса за столом' (1655)
Экспозиция музея Бойманса - ван Бейнингена имеет четыре раздела: живопись старых мастеров, кабинет рисунка и графики, декоративное искусство и искусство модерна.
Как и другие голландские музеи, роттердамское собрание старинной живописи концентрируется преимущественно на наследии художников Нидерландов.
Однако в отличие от собраний Амстердама и Гааги, в центре которых находятся произведения XVII в., музей Бойманса - ван Бейнингена может гордиться лучшей в Голландии коллекцией фламандцев XV-XVI вв.: Яна и Губерта ван Эйков, Гертгена тот синт Янса, Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.
Кисти Брейгеля принадлежит картина, ставшая «визитной карточкой» музея - «Вавилонская башня», вариант полотна, хранящегося в Музее истории искусств в Вене.
Клод Моне. 'Хижина рыбака в Варенжевилль'
Такое обилие творений XV -XVI вв. поначалу отвлекает внимание от прекрасного собрания художников XVII в. Среди них знаменитый мастер жанровой сцены Ян Стен, а также обязательные для каждой голландской или бельгийской коллекции Питер Пауль Рубенс и Рембрандт ван Рейн. Портрет сына художника, Титуса, выставленный в роттердамском музее, принадлежит к числу лучших портретов Рембрандта, наряду с портретом Титуса, хранящимся в Риксмузее Амстердама.
В кабинете рисунка и графики выставлены произведения самых разных школ, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней. Среди авторов - великие мастера рисунка и гравюры Рембрандт и Дюрер, а также представители более южных стран: художник Итальянского возрождения Антонио Пизанелло, знаменитый французский классицист Антуан Ватто и не менее прославленный импрессионист Поль Сезанн.
Василий Кандинский. 'Композиция' (1914)
Коллекция искусства модерна музея Бойманса - ван Бейнингена - крупнейшая в Нидерландах. Она включает в себя как произведения «классиков» эпохи - Клода Моне, Винсента ван Гога и Василия Кандинского, так и современное искусство: картины голландца Пита Мондриана, француза Рене Магритта и испанца Сальвадора Дали.
Собрание охватывает период в полтораста лет, начиная с 1850 г., когда только зарождалось движение импрессионистов, взорвавшее европейские представления о прекрасном, и кончая сюрреалистическими опытами середины и второй половины XX в. Коллекцию дополняет собрание современной немецкой и американской скульптуры.

Официальный сайт музея:
http://www.boijmans.rotterdam.nl

Источник информации - Контора Кука.



Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.




Сайт 'Новости Радищевского музея'