Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 3 (29)
январь 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Конференции и семинары
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в январе, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
И как всегда о событиях у наших друзей и партнеров, а также те новости, которые нас заинтересовали в музейном мире.
Надеемся, что Вас с интересом прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея


АЛЛЕГОРИЯ МИЛОСЕРДИЯ.

М.А. Франческини 'Аллегория Милосердия'Одна из картин, находящихся в собрании Радищевского музея со дня его основания, вызывает сейчас повышенный интерес. Это - произведение итальянского живописца ХV11 столетия М.А. Франческини "Аллегория Милосердия". Как недавно стало известно, картина происходит из коллекции Жозефины Бонапарт. Она украшала апартаменты увеселительного загородного замка Мальмезон в 6 верстах от Парижа.
Мальмезон, убранный с исключительной роскошью, был любимой резиденцией Наполеона. Сюда удалился он после битвы при Ватерлоо. Здесь было подписано его вторичное отречение от престола, сюда переселилась Жозефина в конце своих дней
В 1814 году замок перешел наследнику, а коллекция распродана. Лучшие картины приобрел тогда Императорский Эрмитаж Среди них была и " Аллегория Милосердия". В 1885 году, по ходатайству основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова, среди других императорских даров, картина, числившаяся произведением неизвестного художника школы Ф. Альбани была передана в Саратов. История картины к тому времени, видимо, забылась Никаких помет о её происхождении, часто встречающихся в докумнентах сделано не было и картина благополучно прибыла в наш город.
Сейчас французские коллеги готовят к печати каталог коллекции Жозефины., в связи с этим и возобновился интерес к картине, являющейся неизменным украшением экспозиции Радищевского музея. Большое полотно по манере исполнения, композиции, сюжету является как бы эталоном классической европейской живописи Золотого века. Недавно удалось установить авторство произведения. В одном из частных собраний Флоренции находиться картина полностью идентичная нашей. Имя её автора известно: Марк-Антонио Франческини (1648-1729), продолжатель направления в искусстве Болоньи, которое было намечено в начале ХУ11 века в искусстве Франческо Альбани. Для него характерна ясная проработка форм, равновесие, лиричность пейзажа. М.А. Франческини довел до максимума принцип ясности и концентрации, присущий направлению. Его искусство, и строгое и тонкое, было ценимо не только на родине. Художник работал при дворах Испании и Германии. Только в Вене, где он поселился после 1720-го года, было расписано 10 плафонов и более четырех десятков картин осело в различных коллекциях. Современники сравнивали его с наиболее ценимыми тогда художниками: Гвидо Рени и Рафаэлем.
Сюжет картины "Аллегория Милосердия" ("Каритас"), нуждается в пояснении. Милосердие - одна из основных христианских добродетелей. Чаще всего в живописи она трактовалась как материнство. Изображалась женщина, кормящая грудью, окруженная маленькими детьми. Плод граната, который она держит в высоко поднятой руке, имеет много символических значений, связанных с цветом зерен, их многочисленностью. В данном случае он напоминает о страданиях и крови Христа, поэтому и поднимается высоко, делаясь недоступным для тянущихся к нему детей.
Тема христианского Милосердия была очень популярна на севере Италии особенно в период Контрреформации, когда католическая церковь искала различных средств для восстановления своего нравственного авторитета.
Новые сведения о происхождении картины, связь со знаменитыми историческими лицами, несомненно, повышает ее значимость в наших глазах.

Л. Красноперова - зав. отделом западноевропейского искусства. Радищевский музей.




МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОВОЛЖЬЯ -ЗИМНЯЯ СЕССИЯ В САРАТОВЕ.

Как известно, концертный зал музея имени А.Н. Радищева всегда с радостью принимает музыкантов Саратова и других городов России и мира.
В эти зимние дни в гостях у музея - юные музыканты Молодежного симфонического оркестра Поволжья.
25 января 2003 года в Саратове началась Зимняя сессия Молодежного симфонического оркестра Поволжья, которая продлится до 6 февраля.
Этот проект реализуется при поддержке Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова и Тольяттинской городской Думы. В ноябре 2002 года Молодежный оркестр стал обладателем гранта III Окружной Ярмарки социальных и культурных проектов Приволжского Федерального округа.
Со стороны Саратова в проекте участвуют - Саратовское областное училище искусств и Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова при содействии Министерства культуры Саратовской области.
Координатор проекта в Саратове - директор училища искусств, заслуженный артист России Э.Л. Гавриленков.
Молодежный симфонический оркестр Поволжья был создан летом 2002 года и уже дважды собирался в Тольятти в августе и в ноябре 2002 г. Каждый раз оркестровые сессии заканчивались концертами, которые неизменно собирали полные залы: ещё бы, интересно услышать, что же можно сделать за столь фантастически короткие сроки из совсем молодых музыкантов, приехавших из разных городов. С этой сложной задачей виртуозно справлялся великолепный дирижер, Анатолий Абрамович Левин - Заслуженный артист России, дирижер Академического Камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского, дирижер симфонических оркестров Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Академического музыкального училища при Московской консерватории.
В составе оркестра 55 молодых музыкантов из 7 городов. Увеличена струнная группа оркестра, и к списку городов-участников (Тольятти, Самара, Саратов, Ульяновск и Москва) присоединяются Казань и Уфа - города с богатыми музыкальными традициями.
А начнется знакомство с молодыми музыкантами симфонического оркестра Поволжья 28 января, с Концерта солистов Молодежного оркестра. Почти тридцать участников оркестра являются лауреатами различных республиканских, российских и международных конкурсов. В этой программе будут исполнены произведения для скрипки, виолончели, фортепиано, гобоя, фагота, трубы, валторны, кларнета. Будет звучать также скрипка французского мастера 19 века, переданная на три года в Молодежный симфонический оркестр Поволжья Владимиром Спиваковым.
Напоминаем даты концертов:
Концерт солистов оркестра - 28 января, зал Радищевского музея, 16 часов.
Концерт камерной музыки - 2 февраля, зал Радищевского музея, 16 часов.
Концерты Молодежного симфонического оркестра Поволжья:
3 февраля, зал Саратовского областного театра оперетты, 18 часов.
4 февраля, город Маркс, Концертный зал училища искусств - 17 часов.
5 февраля, Концертный зал Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова - 18 часов.
Молодёжный симфонический оркестр Поволжья ждёт встречи с саратовской публикой.

Информация предоставлена директором некоммерческого партнерства "Молодежный симфонический оркестр Поволжья" Лидией Семеновой.
Конт.тел.: 8-9272-167847




В НАШЕМ МУЗЕЕ ОТКРЫТ ОТДЕЛ СУВЕНИРНОЙ И ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В январе 2003 года в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева открыт отдел сувенирной и издательской продукции.
В современный период внедрения музеев в деловую жизнь потребность в новых формах деятельности и развития ощущается особенно остро. Что и приводит к образованию в музеях современных структур и подразделений.
Основной функцией отдела является популяризация произведений искусства.
В отделе представлены:

1. Литература о музее и его коллекции, которая может стать памятным подарком, украшением домашней библиотеки, позволит расширить представления об искусстве и истории создания первого в России общедоступного музея.
Альбомы с иллюстрациями
"По залам Радищевского музея",
"Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева"
"Павел Кузнецов";
Буклеты
"Павел Кузнецов"
"В.Э. Борисов - Мусатов и саратовский край"
"Драгоценный убор икон"
"Острые углы" - об искусстве русского авангарда
Каталог выставки "Давид Загоскин"
2. Репродукции картин известных художников, чьи полотна входят в собрание Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи и других музеев России.
3. Открытки с изображениями картин из коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и собраний ведущих музеев России.
4. Живопись, изделия декоративно-прикладного искусства.
Будем рады всем предложениям и откликам со стороны наших читателей.




АНОНСЫ ВЫСТАВОК

11 февраля в музее А.Н. Радищева открывается выставка "Круг жизни и колесо истории" Николай Гущин. Валентин Юстицкий.
14 февраля в музее А.Н. Радищева открывается выставка "Борис Васильевич Миловидов. Живопись. Графика"
К столетию со дня рождения.
14 февраля в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова пройдёт, ставшая уже ежегодной, благотворительная выставка-ярмарка "Без подписи".


Конференции и семинары


Сайт АДИТ
Некоммерческое партнерство "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ)
Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское"
Комитет по культуре Псковской области
Псковский областной информационно-ресурсный центр

СЕДЬМАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АДИТ-2003 "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ДОСТУП К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ"

15-18 апреля 2003 г. Пушкинские Горы (Псковская область)


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в традиционной седьмой ежегодной конференции АДИТ-2003 "Информационные технологии: доступ к культурному наследию".
Тема предстоящей конференции: "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: РЕСУРСЫ, ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЕ"

Направления и формы работы на конференции:
В рамках конференции будут работать пленарные и секционные заседания по трем основным программным направлениям:
· Аппаратно-программные технологии для сферы культуры
· Информационные ресурсы по культуре
· Новые управленческие технологии в сфере культуры
Кроме того, в рамках конференции пройдут:
· Круглые столы, посвященные отдельным аспектам использования работниками культуры новых компьютерных, а также управленческих технологий и ресурсов
· Мастер-классы ведущих специалистов в означенных областях

Время и место проведения конференции:
Конференция пройдет 15-18 апреля 2003 г. в Пушкинских Горах (Псковская область) в научно-культурном центре Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское".
Культурная программа
В ходе конференции, приуроченной к 1100-летию Пскова, пройдет информационно-развлекательная презентация "Псков-1100". Участников ждут многочисленные экскурсии по музеям-усадьбам, входящим в Пушкинский заповедник. Кроме того, по окончании конференции (19 апреля), желающие смогут принять участие в экскурсионном туре по средневековым крепостям Псковской земли.

Размещение участников:
Участники конференции АДИТ-2003 будут размещаться на турбазе "Пушкиногорье" в 15 минутах ходьбы от места проведения заседаний в Научно-культурном центре Музея-заповедника.
Стоимость проживания:
· одноместного номера - 300-350 руб./сут
· места в двухместном номере - 180-250 руб./сут
· места в трехместном номере - 150 руб./сут
Стоимость комплексного питания:
· завтрак - 50 руб.
· обед - 80 руб.
· ужин - 50 руб.
Регистрационный взнос:
150 руб. регистрационного взноса за участие в конференции пойдут на:
· покрытие расходов на комплект информационных и раздаточных материалов для каждого участника
· организацию кофе-брейков
Внести регистрационный взнос можно будет на месте, по прибытию в Пушкинские Горы.

Регистрация участия и докладов
Зарегистрировать свое участие в конференции и тезисы доклада (не более 3000 знаков с учетом пробелов и сносок) можно на сайте АДИТ.
· Регистрация участия - до 1 апреля 2003 г.
(http://www.adit.ru/rus/conference/adit2003/register/default.asp)
· Регистрация тезисов доклада - до 15 марта 2003 г.
(http://www.adit.ru/rus/conference/adit2003/papers/inform.asp)

Подробности:
· На сайте АДИТ (http://www.adit.ru/rus/conference/adit2003/)
· На сайте "12+" (http://12plus.ru),
· У псковского координатора конференции Натальи Сергеевой
(тел.: 8(8112)16-36-79, e-mail: timina@yandex.ru)
· У московского координатора конференции Антона Лагутина
(тел.: 8(095)449-07-22, e-mail: abl@clio.orc.ru).


У наших партнеров и друзей


Вышел в свет первый номер Информационного Вестника
Саратовского областного музея краеведения


Информационнsq Вестник Саратовского областного музея краеведенияВ конце января вышел в свет первый номер электронного Информационного Вестника Саратовского областного музея краеведения.
В нем дан небольшой экскурс в историю музея, рассказано о последних событиях и выставках в Москве и Саратове, новых поступлениях, приведены высказывания из музейной книги отзывов.
Вестник довольно информативен и красочен и многие пользователи и специалисты с интересом прочтут его.
Мы очень рады, что в сети появилось очередное периодическое музейное издание и желаем нашим коллегам успехов в их начинании!

Адрес сайта Саратовского областного музея краеведения - http://www.comk.ru/


События, которые вызвали наш интерес


КЕМЕРОВСКИЙ МУЗЕЙ ПОЛУЧИЛ В ДАР КАРТИНУ ЭРНСТА НЕИЗВЕСТНОГО
В ЛОНДОНЕ ОТКРЫЛСЯ СУПЕРМАРКЕТ ИСКУССТВА
В ЧИЛИ БУДЕТ СОЗДАН МУЗЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ НЕОПОЗНАННЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕКТАМ
ВЛИЯНИЕ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПСИХИКУ: РАСКРЫТЫ ФАКТЫ ИЗОЩРЕННЫХ ПЫТОК
ВО ВЛАДИВОСТОКЕ НАШЛИ УТЕРЯННУЮ КАРТИНУ
В МОСКВЕ ОТКРОЮТ ПАМЯТНИК ВАСИЛИЮ СУРИКОВУ


Музеи Европы и мира


ГЕРМАНИЯ. БЕРЛИН. БЕРЛИНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Дюрер 'Портрет Иеронима Гольцшу'
Берлинской картинной галерее было суждено пережить два рождения. Первое – в 1830 году, когда сокровища из живописных коллекций Великого курфюрста (1620-1688) и Фридриха Великого (1712-1786) впервые были открыты для публичного доступа. Для того времени это был один из наиболее научно организованных музеев. Систематичность его организации была уникальной для музейного дела в Европе. Быстрое увеличение коллекции сделало необходимым переезд в новое здание. Это произошло в 1904 году. Позднее здание стало носить имя Вильгельма Боде – директора галереи с 1890 до 1929 г., составившего целую эпоху в ее истории. Он, как никто другой, способствовал процветанию берлинского собрания и вдохновлял состоятельных граждан оказывать поддержку новым приобретениям произведений искусства.
Однако история развития Берлинской картинной галереи оказалась хотя и блестящей, но краткой. Бомбардировки Берлина почти полностью уничтожили здание музея. При этом пострадало около 400 картин. После войны разделение немецкой столицы привело и к разделению коллекции. Наиболее драгоценные шедевры живописи оказались в западном пригороде Берлина – Далеме, остальное же – в районе Митте. Только в 1997 году, через 50 лет после раздела музея, собрание вновь было объединено в специально построенном здании на Тиргартен. Этот год ознаменовал новое рождение музея.
Сегодня Берлинская галерея обладает одной из самых обширных и разнообразных коллекций живописи Европы XIII-XVIII в. При этом, как ни странно, немецкое собрание в Берлине отнюдь не самое полное, хотя и оно насчитывает полотна таких гигантов, как суровые Дюрер и Гольбейн, красочные Бальдунг Грин, Шонауэр и Кранах. Гордостью же берлинской экспозиции являются залы Итальянского и Нидерландского Возрождения.
Мазаччо 'Рождество'
Итальянская живопись представлена в Берлине не столько знаменитыми именами (хотя и в них недостатка нет), сколько разнообразием стилей. Здесь сияющий, сине-золотой флорентинец фра Беато Анджелико, почитающийся католической церковью как святой, соседствует с мрачным и резким сиенцем Джованни ди Паоло, а картины грубоватого Мазаччо контрастируют со «Страшным судом» того же фра Беато, где праведники водят хороводы с ангелами на изумрудно-зеленых цветущих лужайках под ярко-голубым небом.
С берлинским собранием нидерландской школы может соперничать только Лондонская картинная галерея. Художники XV века - «золотого века» нидерландской живописи – представлены тремя полотнами ван Эйка (даже на родине художника, в Бельгии, ни один музей не может похвастаться такой коллекцией). Среди них один из лучших портретов мастера – портрет Джованни Арнольфини (смотри выше), того самого, который изображен на портрете четы Арнольфини, хранящемся в Лондоне. Среди других шедевров – произведения Кампена, Рогира ван дер Вейдена, Петруса Кристуса, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего. Хотелось бы обратить внимание на так называемый «Алтарь Бладелена» ван дер Вейдена. Этот триптих, в центре которого находится сцена Рождества Христова, по традиции включает в себя изображения семьи «донатора», то есть заказчика алтаря, пожертвовавшего его для церкви. Изображение донатора, коленопреклоненного рядом с мадонной, есть и здесь; это один из одухотвореннейших портретов кисти нидерландского мастера. Убегающая же вдаль улочка, с выписанными по-фламандски тщательно домами и чинно прогуливающимися прохожими, переносит зрителя в маленький фламандский городок – Брюгге или Лувен.
Вермеер 'Бокал вина'
Два гениальных голландских живописца представлены в Берлинской галерее: Рембрандт и Вермеер. Собрание первого из них насчитывает шестнадцать полотен и считается одним из наиболее значительных в мире. Произведений же Вермеера - два ("Бокал вина" и "Девушка с жемчужным ожерельем"), и это немало. Вермеер оставил всего около трех десятков картин, и большая часть наследия после его смерти была продана на аукционе в Амстердаме за долги. Поэтому сегодня картины Вермеера разбросаны по всему миру и являются большой редкостью. Простой домашний быт горожанина, с его интимностью и теплотой, столь охотно воспеваемый голландскими художниками в их непритязательных жанровых сценках, в картинах мастера окружен ореолом некой глубины и таинственности, что и снискало Вермееру славу самого загадочного художника Нидерландов. Прозрачный бокал, через который просвечивает лицо молодой женщины, светящееся жемчужное ожерелье в картинах берлинской коллекции оправдывают эту славу в полной мере. Не случайно, что именно эти «аксессуары», а не действующие лица сценок, дали названия полотнам.

Сайт "Государственные музеи Берлина":
http://www.smb.spk-berlin.de

Источник информации - Контора Кука.



Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.


Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'