Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 2 (28)
январь 2003 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Конференции и семинары
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В новом выпуске мы даем информацию о тех событиях, которые прошли в нашем музее в январе, а также другие новости из музейной и культурной жизни.
И как всегда о событиях у наших друзей и партнеров, а также те новости, которые нас заинтересовали в музейном мире.
Надеемся, что Вас с интересом прочитаете эту информацию.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


С Татьяниным днем!

Святая ТатьянаТак символично - в январе,
Когда мороз, длиннее день,
От солнца ярче на дворе,
Приходит к нам Татьянин день.
Всех с именинами поздравим,
Кого Татьяной величать,
И праздник шумный Таням справим,
Дадим возможность поблистать!


Новости Радищевского музея


24 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 125 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ

По инициативе Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), европейски известного художника, "историографа русского флота" и внука знаменитого А.Н. Радищева, 11 января (ст.ст.) 1878 года решением Саратовской городской думы был учрежден Радищевский музей - первый в России провинциальный общедоступный художественный музей.
Саратов, 1880 годы...На своем первом в 1878 году январском заседании Саратовская городская дума, выразив полную готовность содействовать осуществлению мысли Алексея Петровича Боголюбова относительно образования в Саратове художественного музея с присвоением ему названия Радищевского, постановила принять сделанное по этому предмету предложение г. Боголюбова, благодарить его за пожертвование, которое он предлагает сделать городу после своей смерти, причем изъявить согласие на устройство средствами города нового каменного здания для помещения музея и школы рисования при нем. А чтобы здание это вполне соответствовало предположенной цели в отношении его размеров и удобства расположения разных отделов музея, то городская дума выразила мнение получить необходимые по этому предмету указания от самого А.П. Боголюбова", с тем, чтобы "дума, смотря по размерам здания, могла приблизительно определить стоимость его и озаботиться своевременно о приготовлении потребной на постройку суммы".
1 мая (ст.ст.). 1883 г. состоялась торжественная закладка музейного здания, архитектором которого бы И.В. Штром. Разместившись в специально построенном здании, Радищевский музей 29 июня (ст.ст.) 1885 года распахнул свои двери для посетителей. Он стал общедоступным в полном и точном смысле этого слова. Широко понимаемая просветительская и образовательная миссия, предназначенная ему основателем и поддержанная людьми, которые приняли участие в судьбе музея, с первых дней его существования определили особенности музейной коллекции, смысл его деятельности, место и роль в культуре России.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева сегодня располагает уникальной коллекцией почти в 20 тысяч предметов и принадлежит к числу наиболее ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
31 января состоится Торжественный вечер в честь этой даты. В программу вечера войдут: представление выставки уникальной фондовой коллекции керамики, книг с автографами, архивных документов, принадлежавших А.П. Боголюбову; праздничный концерт с участием Театра хоровой музыки, Квартета Саратовской филармонии имени А. Шнитке (С.Кузнецова, А. Катц, И. Мысовская).
Музей будет рад всё это представить своим гостям!
А любой праздник считается состоявшимся, если довольны гости!
Ждём Вас, дорогие друзья, на празднике и на нашем новостном сайте, на котором мы будем отражать события связанные с нашим юбилеем!




БЛИК СВЕТА НА ТОНКОМ ФАРФОРЕ…

Скульптурная группа 'Зима'Новая экспозиция музея во втором его здании (ул. Первомайская, 75) пополнилась коллекцией фарфора из фондов музея.
Начало коллекции фарфора было положено А.П. Боголюбовым, который передал музею 40 предметов старого фарфора, в основном саксонского.
В 1970 году известный саратовский врач-окулист Гордеева О.А. передала музею ещё более 300 фарфоровых изделий русских и западноевропейских производителей.
Коллекция фарфора в музее состоит из предметов, изготовленных на крупнейших российских и зарубежных фарфоровых заводах: Мейсеновском, Венском, Берлинском, Императорском фарфоровом заводе, Гарднера, Попова, Корнилова, Гулина и др, о чём рассказывают многочисленные научно-исследовательские материалы сотрудников музея.
Данная коллекция была представлена большим количеством предметов в экспозиции основного здания музея.
В новой экспозиции представлена лишь часть этой коллекции.
Фарфоровые изделия необыкновенно красивы и изящны, что придаёт им духовную ценность.
О каждом предмете коллекции сотрудники могут поведать много интересного. Например, аллегорическая фигура из серии "Четыре времени года" - "Зима", которую олицетворяют Сатурн и Геба, украшены тонкой работы лепными, расписанными яркими красками цветами, которыми в XVIII веке славился мейсеновский завод. Под освещением люмминисцентных ламп фигурки богов кажутся живыми, и их лукавые лица пытаются передать своё настроение удивлённым зрителям.
Особую историю имеет настольное украшение начала XIX века "Венера и Амур, надевающий колчан со стрелами" в стиле ампир. Такие вазы делались для больших парадных или юбилейных сервизов и устанавливались в центре торжественного стола. На более ранних выставках фарфора ценное украшение экспонировалось с повреждениями: отсутствовала чаша на голове Венеры.
После реставрации, проведённой известным реставратором музея Декоративно-прикладного искусства и народного творчества Васильевым В.И., фигура приобрела свой первоначальный вид. И современный посетитель нашего музея уже сможет увидеть изящную фарфоровую композицию во всей своей красоте и изяществе белого и кремового цветов.
Рассмотрев внимательно статуэтки, украшения, сервизы, посетитель ощущает себя приобщённым к этому таинственному и сказочному миру фарфора.




ЖИЗНЬ И ТЕАТР

Афиша выставки В декабре 2002 года в музее открылась выставка "Николай Глинский. Жизнь и театр", а 19 февраля, организаторы выставки (Игорь Сорокин, Марина Боровская, Анастасия Борисова и др.) провёли на её фоне вечер воспоминаний "Николай Глинский. Моя жизнь - весь ХХ век".
Люди, собравшиеся на этом вечере, были близки Николаю Борисовичу и тёплые, человечные слова, обращённые к Мастеру, превращали зал музея в уютную гостиную радушного дома. Каждый из выступавших, а среди них были актёры, художники, друзья и близкие, рассказывал о своих впечатлениях от встреч с художником. Все обращали внимание на то, насколько Николай Борисович был интеллигентен, образован и духовно возвышен - как в театральной среде, так и в быту, несмотря на тесноту и неустроенность. И с этим свободно сочеталось его доброе отношение к другим. Об этом рассказывала Вера Григорьевна Феоктистова, актриса Саратовского театра драмы и соседка семьи Глинских по театральному общежитию (которое по её замечанию можно превращать в музей - в разное время в нём жили Каюров, Дворжецкий, Янковский и - Глинский).
Сергей Болдырев, художник Саратовского театра оперетты, подчеркнул, что Глинский был человек не прошлого века, а будущего, потому что так отдаваться работе могут только уникальные люди, видящие это будущее. Необычным было выступление актрисы саратовской филармонии Инги Мысовской, которая в юности была знакома с Николаем Борисовичем. Оборвав свои воспоминания, она прочла два замечательных стихотворения - Владимира Набокова и Беллы Ахмадулиной.
Историю романтической, глубокой любви Николая Глинского и его жены Лидии Николаевны поведала публике их сноха Тамара Глинская. Она назвала себя счастливейшим человеком - только потому, что была членом этой семьи. И в её рассказе перед гостями Николай Борисович открылся как отец, любящий дед, человек, невероятно трогательно дороживший своей семьёй. В 1996 году на саратовском телевидении был снят документальный сериал "Николай Глинский". О съёмках рассказала его автор Татьяна Зорина. Она вспомнила, что главной похвалой у Глинского было слово "работник": "это дельный человек - работник!", а вторым любимым определением, прямо противоположным, было слово "шарлатан". Сам художник безусловно был великим работником - об этом вспоминали практически все выступавшие. Были показаны уникальные документальные кадры.
Прозвучала музыка в исполнении студенческого квартета Саратовского училища искусств, арии и песни в исполнении солиста оперного театра Александра Лукашевича.
Работа выставки "Николай Глинский. Жизнь и театр" продлится до 7 февраля.

Более подробно о Н. Глинском Вы можете узнать на сайте Новости Радищевского музея, на страничке - Николай Глинский. Хроника жизни.


Конференции и семинары

Круглый стол "Фестиваля музейных проектов "Хочу на Волгу!"

Фестиваль музейных проектов 'Хочу на Волгу!'1 - 2 февраля 2003 года на базе ПРЦ НИТ СГУ состоится Круглый стол "Фестиваля музейных проектов "Хочу на Волгу!": Итоги реализации сетевого проекта и перспективы межрегионального сотрудничества".
Организатор - Научно-производственный центр по историко-культурному наследию Саратовской области .
Руководитель проекта - директор НПЦ Историко-культурного наследия Саратовской области - Ю. В. Коновалов.
Цель: Подведение итогов Фестиваля музейных проектов "Хочу на Волгу!". Проект был реализован в рамках сетевого проекта "Волжский сплав", Содружества музейных работников Поволжья, при поддержке Окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Саратов 2001", проектная линия "Гуманитарные стратегии и практики".
В работе Круглого стола примут участие все партнёры проекта "Волжский сплав", сотрудники различных музеев из городов Тольятти, Астрахани, Ярославля, Самары, Саратова, Энгельса - менеджеры, журналисты, информационные технологи.

За информацией обращаться к Калининой Людмиле Леонидовне
т.: 845-2-24-36-27

E-mail: radmuseum@renet.ru


У наших партнеров и друзей


Сайт музея Льва Кассиля в г. Энгельсе пополнился новыми разделами

Главная страничка сайта музея Льва КассиляВ первые дни Нового 2003 года на нем появились новые странички - Биография Льва Кассиля, Кассиль в Интернете, Кассиль в кругу друзей, Фотогалерея.
Кроме этого добавлены различные сервисы - поиск в Интернете, многочисленные ссылки на различные музейные интернет-ресуры по тематике сайта и произошли изменения дизайна главной страницы.
В библиографию Л. Кассиля добавлено произведение "Изустный период в г. Покровске" (Из материалов к книге "Кондуит").
И сотрудники музея и коллектив разработчиков сайта исходят из того, что не за горами 2005 год, который будет очень и очень ответственным - российская общественность будет праздновать 100-летие известного детского писателя!
Поэтому в музее уже сейчас начата подготовка к этому событию. И одним из основных моментов является отражение материалов о Льве Кассиле в виртуальном пространстве.
Данный сайт является одним из наиболее интересных музейных сайтов Поволжья и мы желаем его авторам дальнейших упехов в их нелегком труде!

Адрес сайта музея Л. Кассиля - http://www.sgu.ru/ogis/museum/kassil/indexmsie.html


События, которые вызвали наш интерес


ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ПОКАЗАЛА ВЫСТАВКУ ШЛЯПОК
ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА ПРЕДЛАГАЮТ ПЕРЕНЕСТИ ПРАХ ЖОРЖ САНД В ПАНТЕОН
ЛУЧШИЙ МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК РОССИИ РАБОТАЕТ В МАХАЧКАЛЕ
В НОВОРОССИЙСКОМ МУЗЕЕ СОБРАНА УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ МОНЕТ АНТИЧНОГО ПЕРИОДА
ВО ВЛАДИМИРЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА "ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ"
ОТКРЫВАЕТСЯ МУЗЕЙ АВТОМОТОСТАРИНЫ
НАЙДЕНО ХРАНИЛИЩЕ ЧЕРНЫХ ФАРАОНОВ
ТАЙНЫЕ БАНКОВСКИЕ СЧЕТА МИКЕЛАНДЖЕЛО: ОН БЫЛ НЕ БЕДНЯКОМ, А СКРЯГОЙ
НА РОДИНЕ ВЕЛИКОГО ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ ОТКРЫВАЕТСЯ ЕГО МУЗЕЙ


Музеи Европы и мира


АНГЛИЯ. ЛОНДОН. ЛОНДОНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Неизвестный английский художник XIV века. Король Ричард II и трое святых перед Богоматерью
Экспозиция этого музея не относится к числу самых обширных. Но качественно он не уступает таким гигантам, как парижский Лувр или петербургский Эрмитаж. По отношению количества всемирно известных шедевров к общему размеру коллекции Лондонской Национальной галерее в мире нет равных. Трудно найти среди знаменитейших художников мира такого, картины которого отсутствовали бы в лондонском собрании. При этом величайшие европейские школы живописи представлены в лондонской экспозиции не просто самыми прославленными именами, но и кульминационными работами этих мастеров. Коллекция Лондонской галереи позволяет полноценно изучать историю европейского искусства в его вершинных проявлениях.
Гейнсборо. Портрет миссис Сиддонс
Конечно, находясь в Англии, в первую очередь хочется познакомиться с английским искусством. Музей предоставляет эту возможность в полной мере. Пейзажи и портреты Гейнсборо и Лоуренса, сатирические полотна Хогарта демонстрируют британскую художественную школу во всем ее своеобразии. Живопись Англии достойно соперничает с более знаменитыми живописными традициями Италии, Нидерландов, Испании, неслыханно богато представленными в Лондонской Национальной галерее.
Экспозиция содержит жемчужины итальянской школы живописи - это и «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи (зрелый вариант более ранней работы, хранящейся в Лувре), и его же картон «Святое семейство», шесть полотен Боттичелли, в том числе одна из самых знаменитых его картин «Венера и Марс», «Крещение» Пьеро делла Франческа, не говоря уже о произведениях фра Беато Анжелико, Антонелло да Мессина, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Хотелось бы обратить внимание путешественника на коллекцию картин венецианца XV века Карло Кривелли. Сейчас этот прекрасный художник не так знаменит, как в 1861 году, когда он считался одним из самых значительных художников Итальянского Возрождения, и за его «Мадонну Рондино» была уплачена фантастическая по тем временам сумма в 2184 фунта. Для сравнения - единственная в галерее картина делла Франчески была куплена тогда же за 241 фунт.
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини
Нидерландская школа представлена самой значительной в Европе коллекцией. Она включает четыре полотна Яна ван Эйка (ни один музей мира не располагает таким собранием), в том числе одну из самых значительных его картин - портрет четы Арнольфини, произведения Кампена, Мемлинга, Кристуса, ван дер Вейдена, Боутса, Давида, Босха - всех звезд нидерландского «золотого века» живописи, а сверх того - Брейгеля, Рубенса, Рембрандта, ван Дейка и других знаменитых голландцев. Обратите особое внимание на великого голландского художника XVI века Вермеера Дельфтского. В Лондонской галерее есть две его картины, и это немало: Вермеер, один из самых загадочных художников Нидерландов, оставил после себя так мало произведений, что по всему миру они наперечет, и даже в Голландии, на родине художника, находятся лишь шесть его полотен.
Веласкес. Венера перед зеркалом
В Лондонской галерее выставлены произведения крупнейших испанских художников: Эль Греко, Мурильо, Риберы, Сурбарана, Гойи. Величайший живописец Испании Диего Веласкес представлен в музее девятью полотнами, и среди них - едва ли не самая знаменитая картина испанской школы «Венера перед зеркалом».
По сравнению с испанцами, итальянцами и фламандцами, немецкая и французская коллекция не столь богаты. Но тем не менее имена Кранаха, Альтдорфера, Гольбейна, Дюрера, Каспара Давида Фридриха, Ватто, Пуссена, а также самых знаменитых французских импрессионистов говорят сами за себя.

Официальный сайт Лондонской национальной галереи:
http://www.nationalgallery.org.uk
Русский вариант сайта http://www.nationalgallery.org.uk/plan/language/russian.htm

Источник информации - Контора Кука.



Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
2002-2003 г.г.


Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'