Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева

отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 23
август 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Современное искусство и Радищевский музей
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном,что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Этот номер мы посвящаем проблеме современного искусства и его месте в Радтщевском музее.
Мы благодарим заведующего отделом современного искусства музея Наталье Анатольевне Сидоровой, которая любезно предоставила свои материалы и подняла в этом номере нашего бюллетеня очень интересную и животрепещущую тему - "Традиционный музей и современное искусство".
Надеемся, что Вас заинтересует эта информация.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.



Современное искусство и Радищевский музей

Период активизации работы сотрудников Радищевского музея с современными художниками, склонными к нетрадиционным художественным высказываниям, и проблематикой актуального искусства начинается со второй половины 90-х годов прошлого века. Однако необходимо оговориться, что знатокам истории нашего музея данное заключение может показаться претенциозным, поскольку и в начале ХХ века развивались практики взаимодействия, сотрудничества традиционного, "классического" по сути музея с молодыми, "авангардно ориентированными" художественными силами Саратова.Молодые художники 20 - х годов XX века в залах музея Но в те годы (пятилетие с 1918 по 1923 г.г.) это взаимодействие было обусловлено объективными причинами, связанными со структурой самого музея, прежде всего с пребыванием в его стенах Саратовского художественного училища (тогда неоднократно переименованного, в том числе в Свободные художественные мастерские).
Документы, хранящиеся в музейном архиве, доказывают, что музей для молодых художников был в тот период и образовательным, и коммуникационным, и исследовательским, экспериментальным центром.
В последующие же годы формировался в основном имидж традиционного, консервативного музея, ориентированного на официальную культуру. Более того, во второй половине ХХ века Радищевский музей вполне приобрел образ Храма, а его сотрудники - служителей, жрецов, избранных. И это, безусловно, вступило в противоречие с идеями самого основателя - Алексея Петровича Боголюбова - который передал коллекцию городу "дабы возвысить образовательное дело юношества", а музей без рисовального училища считал "только телом без души".
Молодые художники 90 - х годов XX века в залах музеяПоэтому обращение в 1990-е годы к искусству актуальному и творчеству молодых, "радикальных" в контексте местной культуры, художников можно считать попыткой изменить имидж музея и "припоминанием" о том, что в городской социум входит молодежь, являющаяся как реальным, так и потенциальным потребителем именно актуального современного искусства.
Такого рода исследовательская и выставочная деятельность музея развивалась по трем основным направлениям:
· традиционная выставочная деятельность (нетрадиционным в данном случае был экспонируемый материал)
· участие в сетевых проектах, фестивалях
· кураторская деятельность отдельных сотрудников музея

Самыми интересными выставочными проектами явились показы произведений двух известных в Саратове и за его пределами художников, которые в конце 1980-х годов были лидерами нашумевшего объединения "Желтая Гора" - Евгения Солодкого и Михаила Леженя.
Акция М. Леженя 'Г.О.Р.И.З.О.Н.Т.'Зимой 1996 года в залах музейного корпуса по Первомайской, 75 открылась выставка Евгения Солодкого "Империя кружек". Смысловым и экспозиционным центром ее являлась инсталляция - расставленные на металлической поверхности строгими рядами одинаковые алюминиевые кружки (258 штук), при этом на каждой читался свой процарапанный трехзначный номер. В экспозицию входили также живописные картины (акрил), изображающие Кружку и Падший Самолет, из алюминия которого также можно изготовить Кружку. Впервые в музейных залах вернисаж сопровождался перформансом. Взобравшись на высокий подиум, автор с металлическим цилиндром на голове (увеличенной моделью перевернутой кружки), "металлическим" голосом сообщил собравшимся манифест - "инструкцию по пользованию алюминиевыми кружками".
Объект выставки 'Г.О.Р.И.З.О.Н.Т.'Выставка Михаила Леженя, открывшаяся 2 февраля 1997 года, представляла инсталляцию "Г.О.Р.И.З.О.Н.Т." (фотопроизведения + светящиеся электрическим светом надпись ГОРИЗОНТ и контуры горящего зонта), а также видеодокументацию и произведения, связанные с осуществленными ранее акциями. Это был первый опыт предъявления зрителям в музее не только произведений, но и информации об акционистской деятельности саратовского художника, в большей степени и успешно публикующегося в галереях Западной Европы.
Эти выставки, объединяли не только новизна их концепций (новизна, строго говоря, заключалась в самом наличии концепции), но и впервые использованная практика организации музейного пространства сообразно идее проекта самими авторами (являющимися архитекторами по образованию).
Наиболее яркими событиями, связанными с участием музея в сетевых проектах, можно назвать Фестиваль "Культурные герои ХХI века" (в номинации "Визуальное искусство", ноябрь 1999 года) и выставку "Хочу на Волгу" (в рамках одноименного фестиваля, лето-осень 2002 года).
Фрагмент выставкиПроект "Культурные герои ХХI века" (реализованный в 30 городах России) позволил опубликовать на территории музея произведения наиболее творчески состоятельных и самобытно выражающихся молодых художников. В экспозиции были представлены как традиционные живописные произведения (Рашид Салямов), так и кинетические объекты (Сергей Петров), инсталляции (Михаил Лежень), фотографика (Владимир Куприянов), "Новое декоративно-прикладное искусство" (объект-стул с живой канарейкой Анны Якимочкиной и Германа Майорова, объекты-галстуки Рики Майорки, шизо-ковры Дмитрия Богатырева).
Объект выставки 'Небесный флотатор'Безусловным открытием фестиваля явились слайд-фильмы Владимира Адамова, в которых он исследовал постепенное "умирание" гипсовых статуй в заброшенных пионерских лагерях. Фильм "Сны гипсовых статуй" был построен на сопоставлении авторских снимков со слайдами, сделанными с фотографий архива одного из лагерей, случайно обнаруженного Адамовым.
Выставка "Хочу на Волгу" в рамках Фестиваля музейных проектов стала поводом для острых дискуссий на тему: является ли экспонирование произведений "такого искусства" корректным в залах "Такого Музея".
Наибольшее раздражение вызвала инсталляция Дмитрия Богатырева, посвященная акции "Организации осознанных сновидений" на одном из островов Волги.
Акция 'Искусство для Реки - Река для Искусства'В экспозицию введены объекты (многократно увеличенные изображения мозга, уха, цветка и др.), выполненные из монтажной пены, цветного скотча, проволоки, которые были "участниками" акции. Само действо "Искусство для Реки, Река для Искусства", творимое саратовскими фриками (freak - чудак, уродец), представлено на выставке в видеоверсии. Жанр, избранный автором, назван им "movies" - абсурдистские, "галлюцинозные" картинки на лоне природы (то, как участники акции рожали огромные цветы, являлось самым "осмысленным" актом). Акция 'Искусство для реки - река для искусства'Многие зрители и некоторые музейные сотрудники инкриминировали проекту агрессивность. Однако, по мнению экспозиционеров, носителями агрессии в большей степени стали некоторые представители публики. "Идиотия" же акциониста была миролюбивой, более того - проект является вполне экологическим, ибо провозглашает высшее назначение Волги как "Реки для Искусства".
Вместе с саратовскими художниками в выставке приняли участие партнёры проекта "Волжский сплав" - художники Ярославля (С.Сухов, О. Волкова, О. Волченкова) и Нижнего Новгорода (Е. Стрелков).Инсталляция 'Волжские Атлантиды'
Инсталляции Святослава Сухова "Волжские Атлантиды", "Биологические инвазии" и объект Ольги Волковой "Рыба-Молога" посвящены теме "Сухой воды", как символу ушедшего под воду города, который в нашем воображении предстает в виде сухих документов.
Евгений Стрелков, известный саратовскому зрителю по выставке "Пойма времени" и проекту "След сада" (Дом Павла Кузнецова), на сей раз представляет два проекта "Мещерское озеро круглосуточно" и "Ниже Нижнего".
"Ниже Нижнего" - книга художника является симуляцией путеводителя, выполненная автором на грани правдоподобия. Собственные впечатления от поволжских городов слились с материалами краеведческих книг в мистификации, пародирующей амбиции нынешних политиков с одной стороны и штампы "советского" краеведения с другой. 'Берег. Закат'
Фотовыставка "Мещёрское озеро круглосуточно". Мещерское озеро - "спальный" микрорайон в Нижнем Новгороде. Там действительно есть озеро. Жители редко вспоминают о небольшом водоеме, но слово "озеро" встречается ими круглосуточно: не табличках и указателях, на вывесках и в разговорах. Проект "Мещерское озеро круглосуточно" - это попытка выловить "озерные аналогии" в наблюдениях художника.
Участие музея в исследовании и публикации актуальных художественных новаций представлено также кураторской деятельностью отдельных музейных сотрудников, в частности научных сотрудников Отдела современного искусства (Н.Сидоровой, Е.Дорогиной, Ю.Конусевич, Н.Ульяновой).
Объект акции 'Вторжение'Одним из таких кураторских проектов, обративших на себя внимание московских экспертов, можно назвать акцию "Вторжение", осуществленную в феврале 2000 года. Художественная провокация заключалась в "десантировании" группы, состоящей из живописца (Д. Богатырев), фотохудожника (В. Куприянов), видеооператоров (Е. Гаффаров и П. Ларионов), куратора (Н. Сидорова) на территорию академического Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов. Появление было неожиданным. Шизоковры Дмитрия Богатырёва
Форма акции - экспонирование шизо-ковров Д.Богатырева в лабораториях, помещениях для автоклавирования, административных помещениях, кабинете директора. Параллельно происходила фото- и видеофиксация реакции научных сотрудников на произведения, а также диалогов, спонтанно возникающих между художниками и учеными. Суть и привлекательность проекта заключалась в идентификации себя относительно друг друга двух "маргиналов" - "современного художника" и "современного ученого".
Результатом этого взаимодействия явился выставочный проект "Неслучайные связи", реализованный в Энгельсском краеведческом музее в рамках семинара "Производство и произведение".
Фрагмент выставки 'Общее место'Главной целью научно-методологического семинара "Производство и произведение" (март 2000 года) было формирование инициативной группы, которая впоследствии подготовила выставочные проекты на Московский Международный Форум Художественных Инициатив - 2000 "Instrumenta. Искусство пользы". На семинаре были выслушаны доклады: "Искусство и коммуникация" (Мюриэль Руссо), "Очерк истории взаимоотношений искусства и производства" (Екатерина Лазарева при участии Георгия Никича), "Новое народное искусство. Перспективы отношений художественной культуры и производства: дизайн, PR, "естественное культуропорождение".
Пленарное заседаниеСеминар проходил на фоне выставки "Общее место". В экспозицию были включены произведения Мюриэль Руссо (Франция), посвященные проблемам коммуникации, работы Николая Овчинникова (Москва), воспроизводящие в ракурсных искривлениях картины из собрания Лувра (последние давались в сопоставлении с живописными произведениями конца ХIХ-ХХ века из фондов энгельсского музея), а также работы саратовских художников. Мастер - класс"Саратовские" проекты:
· "Неслучайные связи" - результаты акции "Вторжение", видеофильм и фотоработы экспонировались вместе с документами (тексты и фотографии), рассказывающими об исследованиях биохимиков и микробиологов. В экспозицию также входили живописные произведения Дмитрия Богатырева, которые в течение одного дня были объектами изучения для ученых. Инсталляция 'Евхаристия для гурманов'
· "Евхаристия для гурманов" (автор проекта Михаил Гаврюшов) - инсталляция, исследующая проблему применения некоторых математических законов к обыкновенным, "банальным" объектам (в данном случае - к рыбным тушкам) с целью "дебанализации" объекта и создания авторского мифа. В экспозиции под стеклянными колпаками демонстрировались поперечные срезы рыбных тушек, на стенах размещались металлические листы с эстетизированным изображением математических кривых и с воспроизведением текстов, излагающих концепцию-миф Михаила Гаврюшова. Выставка открылась в первый день работы семинара, вернисаж посетило более 300 человек.
Сраница каталогаРезультатом работы инициативной группы, сформированной на семинаре, явились пять выставочных проектов для Форума художественных инициатив-2000, два из которых - "Стог" (куратор-художник М.Гаврюшов совместно с компанией "Волгатранстелеком") и "Микробиологический дизайн или Явление микроорганизмов народу" (куратор Н.Сидорова совместно с Институтом биохимии физиологии растений и микроорганизмов РАН) - были продуктом совместной деятельности художников, кураторов и производств. Каталог выставкиВ 2002 году кураторская активность сотрудников Отдела современного искусства Радищевского музея реализовалась в подготовке трех выставочных проектов саратовских художников для экспонирования на Форуме художественных инициатив - 2002 ""РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО" ("MOTHERLAND / FATHERLAND").
Основными выводами, которые сделали музейные сотрудники, занимающиеся исследованием и публикацией произведений актуального искусства были следующие:
· Выставочная и исследовательская деятельность в этой области должна носить "регулярный" характер (т.е. за радикальными, спорными,Фрагмент выставки 'Хочу на Волгу!' экспериментальныими выставками в плане музея должна быть закреплена определенная квота, а научные исследования отдельных сотрудников должны быть не только легализованными, но и плановыми)
· Музей должен принять активное участие в формировании в Саратове института современных арт-кураторов
· Музей должен выработать стратегию преобразования его имиджа как традиционного, в значительной степени консервативного института в более открытый, в том числе для художественной, радикально ориентированной молодежи.




Уважаемые коллеги!

Если Вы готовы и дальше получать рассылку нашего информационного бюллетеня, а также дополнительную информацию с сайта "Новости Радищевского музея", то Вы можете подписаться на них, через службу Subscribe.Ru.
Это значительнее эффективней и сама рассылка занимает намного меньше места.
Вы можете подписаться на выбор или в формате html, или в текстовом формате.
Для этого введите свой адрес в приведенную ниже форму и затем подтвердите свою подписку.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Отдел по развитию Радищевского музея.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости Радищевского музея

Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Сайт 'Новости Радищевского музея'
Дополнительную информацию о нашем музее Вы можете получить на сайте "Новости Радищевского музея". Если Вы хотите узнать о других музеях Саратова и Энгельса, то загляните на сайт Музей Волги - Саратовский регион. С архивом наших информационных бюллетеней Вы можете ознакомиться по адресу http://www.sgu.ru/ogis/museum/volga_museum/bl/sibr.html.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Загляните на сайт 'Боголюбовские чтения в Радищевском музее'

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'