Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 15
май 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Ретроспектива Радищевского музея
  4. Конференции и семинары
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Лучшие музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В очередной выпуск вошли:
- представление нового экспоната в День музеев;
- впечатления о выставке "Острые углы";
- запуск воздушных змеев в Доме-музее Павла Кузнецова;
- семинар "Новые формы предъявления культурных ресурсов" в Тольяттинском краеведческом музее;
- события, которые вызвали наш интерес.
Кроме этого, мы продолжаем работу над новой рубрикой "Лучшие музеи Европы и мира".
В этом номере мы представляем Вам Государственный музей Амстердама.
Надеемся, что Вас заинтересует эта информация.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея

ПОДАРОК В ДЕНЬ МУЗЕЕВ.

Очень приятно отметить, что в последнее время Киот-Деисусблаготворительность входит в нашу жизнь и становится непременной спутницей солидного бизнеса.
18 мая в Международный день музеев состоялось представление нового экспоната.
Акт благотворительности, великодушия предпринял Генеральный директор ООО "Саратовстройстекло" Либерман Александр Евгеньевич. Он преподнёс в дар музею Киот-Деисус (моление). Время создания Киота - конец XIX - начало XX века.
Его история очень необычна и поэтому её изучением сейчас занялись специалисты.
Вероятно, что совсем не случайно в настоящее время к музею обращаются солидные партнёры из сферы бизнеса. Свидетельством этого является сотрудничество с АКБ "Экспресс-Волга", с ООО Брокерским домом "Villeroy&Boch", ОАО "БАТ-СТФ", о чём мы сообщали ранее.

Музей хотел бы выразить свою признательность и благодарность Александру Евгеньевичу Либерману за этот подарок.

Официальный День Благодарения состоится 27 июня накануне 117 - летия музея.



"ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСТРЫЕ УГЛЫ?"

Так звучало мнение одного из посетителей выставки русского авангарда "Острые углы". Она завершает свою работу 1 июня в музее имени А.Н. Радищева.Штенберг Д.П.'Груша и блюдце'
Организаторы выставки решили провести эксперимент и предложили своим зрителям писать отзывы, пожелания и предложения, для чего был поставлен специальный ящик, чтобы после выставки провести мониторинг, как она отразилась в их сознании. Самыми активными респондентами оказались школьники различного возраста и студенты ВУЗов.
И вот мы с читателями нашего бюллетеня оказались первыми, кто смог увидеть эти отзывы.
"Я хочу задать вопрос автору картины "Натюрморт" Машкову И.И.: почему у людей не нарисованы лица, а у коней нарисованы? Почему они находятся на столе среди фруктов? Картина очень красивая, но непонятная. Лично я понимаю в ней необыкновенное искусство".
"Мне понравилась "Груша" и всё".
"Отличная выставка! Сколько времени ушло на её создание? Особенно мне понравились "Четыре квадрата" Малевича".
"Что же такое острые углы? Если я изображу что-то в этом роде, кто оценит моё творение?"
"Единственно, что испортило мне впечатление о выставке - экскурсовод, который, не умолкая, твердил о контрасте красной и системной горизонталей. А я считаю, что нужно просто наслаждаться картиной, а не разглагольствовать о запредельном…"
Вот далеко не всё, что довелось нам "выудить" из заветного ящика. Здесь мы не приводим ординарные отзывы о том, что всё замечательно или просто ужасно.
Так что, дорогие коллеги, становится ясно, как рядовой посетитель воспринимает наше желание донести до него смысл истинного искусства. Но это уже работа наших аналитиков и менеджеров.
Но всё-таки впечатление от выставки осталось очень хорошее не только от большинства положительных отзывов, но и от того, что не оставила равнодушными многих своих зрителей, дала толчок к размышлениям и осмыслению увиденного.



СВОЮ МЕЧТУ Я В НЕБО ОТПУСКАЮ....

В который раз не перестают нас удивлять своими идеями и выдумками сотрудники Дома-музея Павла Кузнецова.Воздушный змей
И вот очередное художественное действо ожидает своих маленьких участников 1 июня в День защиты детей.
Называется оно "Запуск воздушных змеев, или письмо в небо". Главными участниками этого действа станут ребята студии "Кузнечик", с которыми была проведена беседа на тему: как они хотели поделиться своей мечтой. И все пришли к общему мнению, что было бы здорово отпустить её в высь, в полёт, поведать о ней всему миру. И тут родилась идея прикрепить мечту к воздушному змею, который можно запустить высоко-высоко.
Мечту свою дети воплотили в рисунках - своеобразных письмах.
Место, где будет проходить праздник, и что ещё ожидает юных фантазёров, взрослые пока держат в секрете от детей, чтобы не нарушать таинственности задуманного.
О событиях с места действия мы Вам расскажем в следующем номере бюллетеня.


Ретроспектива Радищевского музея



МАЙ

1883 год - Состоялась торжественная закладка здания Музея А.Н. Радищева.
1897 год - Прибыли произведения искусства, завещанные А.П. Боголюбовым музею.
1898 год - Новые поступления в музей.
1900 год - Издан первый каталог музея.
1908 год - Экспонируется первая выставка Саратовского фотографического общества с участием иногородних фотографов. 1920 год - Открылась выставка презантистов. Представлено 44 экспоната. Участники: П.Б. Андреев, П.К. Ершов, К.Г. Поляков, Н.И. Симон, В.М. Юстицкий.
1924 год - Открыта выставка произведений педагогов и учащихся СХУ. В числе участников: К.К. Дмитриев, Е.В. Егоров, В.И. Кашкин, Б.В. Миловидов, С.А. Свистунов, Н.С. Сидорин, Н.Ф. Яковлев.
1925 год - В музее открылась выставка современной русской гравюры. Представлено более 200 работ. В числе участников: А.И. Кравченко, Е.С. Кругиков, А.П. Остроумова-Лебедева, П.Я. Павлинов, В.А. Фаворский.
1927 год - Открылась 1 - я объединённая выставка картин, организованная секцией изобразительного искусства РАБИС. Представлено свыше 250 произведений 30 художников.
1930 год - Состоялась выставка "От старой рукописи до советской книги".
1935 год - Открыта краевая выставка детского рисунка.
1944 год - Обновлена экспозиция русского искусства XVIII - первой половины XIX века. Открылся уголок А.Н. Радищева. Пополнился новыми произведениями отдел советского искусства.
1945 год - В музее открылось несколько новых залов: произведения передвижников, произведения художников академического направления 70 - 80 - 90 - х годов XIX века. - Обновлена экспозиция отдела советского искусства. Открыта выставка произведений А.И. Бородина.
1947 год - Состоялась передвижная выставка советского изобразительного искусства. Издан каталог: Передвижная выставка живописи и графики советских художников. Каталог Саратов - Астрахань, 1947.
1949 год - В музее открыта выставка "А.С. Пушкин в изобразительном искусстве".
1950 год - В музее открыта выставка живописи, скульптуры и графики саратовских художников. Издан каталог.
1953 год - Открыта выставка произведений западноевропейской живописи и скульптуры из коллекции Н.М. Гущина.
1954 год - В музее открылась областная художественная выставка. Представлено 254 произведения 56 художников. Издан каталог.
1956 год - Открылась выставка произведений ленинградского художника А.И. Савинова, уроженца Саратова, воспитанника Боголюбовского Рисовального Училища и издан каталог.
1957 год - В музее открылась выставка произведений И.М. Новосильцева. Издан каталог: Каталог персональной выставки саратовского художника Новосильцева Ивана Михайловича. Саратов, 1957.
1965 год - В СГХМ открылась выставка плакатов - агитокон Великой Отечественной войны. Представлено 130 агитокон.
1968 год - Открыта передвижная выставка, скомплектованная из экспонатов III Всесоюзной выставки эстампа.
- Открыта выставка произведений Павла Кузнецова к 90 - летию художника из собрания СГХМ. Живопись, графика.
1969 год - Открыта выставка украинской графики в связи с проходящей декадой украинской литературы и искусства.
1970 год - Открылась выставка "Книга и книжная графика", посвящённая 50 - летию Приволжского книжного издательства.
1978 год - Открыта выставка новых поступлений из коллекции М.Ф. Глазунова. Представлено 17 работ. Живопись, графика.
- Открыта выставка произведений Е.Г. Морозовой к 75 - летию художницы.
- Открыта выставка произведений Л.А. Кравченко (Москва).


Конференции и семинары

СЕМИНАР "НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ"

Адрес электронной почты Содружества С 19 по 22 мая 2002 года на базе Тольяттинского краеведческого музея проходил рабочий семинар "Новые формы предъявления культурных ресурсов".
Организаторами семинара выступили Содружество музейных работников Поволжья и Тольяттинский краеведческий музей. Семинар проходил в рамках выполнения проекта "Волжский сплав" и был последней репетицией перед социокультурными акциями этого проекта, которые начнутся в самое ближайшее время в г.г. Тольятти, Ярославле, Саратове и Астрахани.
На семинаре были рассмотрены проблемы новых форм предъявления культурных ресурсов региона и взаимодействие участников проекта от акции к акции.


События, которые вызвали наш интерес


КТО "УДОЧЕРИТ" БАБУ-ЯГУ?

Народная героиня сказок Архангельская область станет родиной Бабы-Яги. Таков оригинальный ответ региона Великому Устюгу, "отнявшему" у Архангельска право называться родиной Деда Мороза. Инициатива "удочерения" областью Бабы-Яги принадлежит Центру развития информационных технологий (ЦРИТ) "Поморье".
Как пояснил директор ЦРИТ Александр Тутов, в одном из уголков Поморья на общественных началах будет построена избушка на курьих ножках. Кроме того, будет организовано производство сувениров, устроен конкурс на лучшую Бабу-Ягу. В далеко идущих планах ЦРИТ "Поморье" - организация знаменитого НИИЧАВО - Научно-исследовательского института чародейства и волшебства, что, несомненно, привлечет на новообретенную родину Бабы-Яги туристов.
Существует множество гипотез и версий происхождения женского персонажа народной мифологии. Среди них, по мнению А.Тутова, выделяется одна наиболее убедительная: Баба-Яга - воспоминание о женских божествах финно-угорских народов (чуди), населявших северные края до прихода славян. Верховной богиней чуди была Иомала (Юмала), чьи идолы в древности возвышались на опушках лесов Поморья. В сознании славян женские божества соседних племен могли трансформироваться в образ Бабы-Яги, то враждебной, то дружественной герою сказки.

Источник информации -
Pravda.ru

От редакции:
Так что не тем занимаемся, господа редакторы информационных изданий. Как много ещё осталось "безродных" сказочных персонажей, почему бы не дать им Родину. Так, например, Саратов может стать родиной Царевны - лягушки. Она хлебы чудесные пекла, а лучшая мука испокон веку была на нашей земле.
Если есть предложения, пишите. Устроим дискуссию на эту тему.


Лучшие музеи Европы и мира

НИДЕРЛАНДЫ. АМСТЕРДАМ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (Rijksmuseum)
Танцующий Шива. Индия. XII век.


В очаровательном уголке старого Амстердама, среди зелени, на берегу одного из многочисленных городских каналов, стоит крупнейший художественный музей Голландии. Основная экспозиция посвящена живописи Нидерландов XV-XVII веков, но не ограничивается ею. Помимо собрания прикладного искусства, включающего в себя изделия из серебра и знаменитый дельфтский фарфор, Государственный музей обладает прекрасной коллекцией произведений искусства Азии. Кроме того, восточное крыло здания полностью отдано под музей истории Голландии.

Рембрандт. Ночной дозор
Четыре мастера живописи составляют славу Амстердамского Государственного музея. Это Франс Хальс, Ян Стен, Рембрандт и Вермеер.
В каждом крупном музее есть один-два экспоната, которых называют по-английски "highlights", то есть «хит» музея, его лицо. В Лувре, например, это «Джоконда» и Венера Милосская. В Амстердамском же музее все указатели настойчиво влекут посетителя к знаменитому «Ночному дозору» Рембрандта. Это грандиозное полотно было написано мастером по заказу гильдии городских стрелков и сразу приобрело известность. После смерти художника в 1669 г. картина стала считаться собственностью города Амстердама. Горожане гордились ею. Вплоть до сегодняшнего дня официально считается, что граждане Амстердама отдали «Ночной дозор» в музей лишь на хранение, а не в собственность, поскольку музей принадлежит не городу, а государству.
Рембрандт. Еврейская невеста

Однако мы не советовали бы путешественнику вслед за путеводителями сосредотачивать свое внимание только на «Ночном дозоре». Амстердам - город, где Рембрандт прожил большую часть жизни, обладает двенадцатью его полотнами. Прекраснейшее из них, условно называемое «Еврейская невеста», - парный портрет, написанный художником в 1664 году, за пять лет до смерти. К этому времени он уже потерял вторую жену, Хендрикье Стоффельс, и всех своих детей, кроме сына Титуса, которого неоднократно писал (один из лучших портретов Титуса тоже находится в Амстердамском музее), и жил одиноко в еврейском квартале Амстердама (дом его сохранился). «Еврейская невеста» — одна трех картин позднего Рембрандта, которые можно видеть в Амстердаме.
Вермеер. Молочница

Амстердамский музей гордится крупнейшим в мире собранием картин одного из самых значительных художников Голландии Вермеера Дельфтского (1632-1675). Оно насчитывает четыре полотна и это действительно много. Дело в том, что Вермеер оставил всего около трех десятков картин, и большая часть наследия после его смерти была продана на аукционе в Амстердаме за долги. Поэтому сегодня картины Вермеера разбросаны по всему миру и их можно видеть лишь в немногих собраниях. Простой домашний быт горожанина, с его интимностью и теплотой, столь охотно воспеваемый голландскими художниками, в картинах мастера окружен ореолом некоей глубины и таинственности, что и снискало Вермееру славу самого загадочного художника Нидерландов.

Источник информации -
Контора Кука.


Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'