Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 14
май 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Поздравление с Международным Днём музеев
  3. Новости Радищевского музея
  4. У наших партнеров и друзей
  5. События, которые вызвали наш интерес
  6. Лучшие музеи Европы и мира
  7. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музея Отдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Мы благодарим наших партнёров и коллег, которые откликнулись и заинтересовались деятельностью музея и нашего информационного бюллетеня.
Очередной номер мы посвящаем самому важнейшему и любимейшему празднику всех музейщиков - Международному Дню музеев.
Тем более, что в этом году исполняется 25 лет со дня учреждения ЮНЕСКО этого праздника.

В него вошли:
- поздравление с Международным Днём музеев;
- новости Радищевского музея;
- у наших партнёров и друзей;
- информация о событиях в музейном и культурном мире, которая нас заинтересовала, и которой мы хотели бы поделиться с Вами;
- лучшие музеи Европы и Мира.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Поздравление с Международным Днём музеев

Поздравляем всех коллег, партнёров и друзей
с Международным Днём музеев!!!

Залы МузеяМузейные работники

Музейный работник, как и музейный экспонат,
многогранен, уникален, бесценен,
и необходим людям.
Поэтому посвящает себя музейный работник,
Не только всем Музам, какие существуют в греческой мифологии,
Но и дорогим посетителям, которые идут в музей бесконечным потоком.

Помните, как у И. Анненского:
"Я не знаю, где Вы и где мы,
Только знаю, что вечно мы слиты..."

Что же пожелать Вам и самим себе!?
Пусть будут Музеи и День Музеев!


Сотрудники музея имени А.Н. Радищева.


Новости Радищевского музея

"УЛИЦЫ НАШЕГО ДЕТСТВА" ЕЛЕНЫ СЛЫЩЕНКО

Елена Слыщенко родилась и выросла в Саратове, в центральной его части. В 1994 году, закончив Детскую Художественную Школу она поступает в СХУ им. А. П. Боголюбова, она активно принимает участие в студенческих выставках. В 1999 году, на 5-ом последнем курсе училища состоялась ее первая персональная выставка в Театре Академической Драмы "Городские мотивы". Тогда впервые обозначилась ведущая тема творчества художника - тема Старого Саратова.
Панорама СаратоваИменно графику Елена считает пока своим золотым фондом.
Елена давно и активно сотрудничает с музеем В.Э. Борисова - Мусатова.
Она приняла достойное участие в благотворительной выставке-акции "Без подписи", средства от которой пошли на приобретение антикварной мебели для мемориальной экспозиции музея. В Феврале 2002 года состоялась аналитическая выставка школы-студии В.А. Мошникова "Проникновение в мир Врубеля", где были представлены и живописные и графические работы художницы.
Тема персональной выставки Елены Слыщенко "Улицы нашего детства" посвящена уголкам старого Саратова. Образы старого города вдохновляли многих художников, они неиссякаемы и всегда вызывают волнение, всегда актуальны. В самой незатейливой, и даже иной раз откровенно убогой с точки зрения житейских проблем натуре, Елена Слыщенко видит живописный сюжет, подкупающий своей непритязательностью и скромным обаянием.



"ШЕДЕВРЫ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ".

В залах галереи Так называется экспозиция, расположенная в новом здании музея, по улице Первомайской, 75, которая открылась в сентябре 2002 года.
История создания этой экспозиции непроста. После закрытия на реставрацию основного корпуса музея возникла проблема экспонирования художественных произведений.
Радищевский музей, который обладает одной из лучших в стране коллекцией русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного искусства, прекрасной скульптурой, представил в этой экспозиции лучшие художественные произведения. При этом, было предусмотрено много факторов - определенный климат, невозможность размещения больших полотен, но главная задача, которая стояла перед экспозиционной комиссией, - дать возможность увидеть те работы, которые за долгие годы для многих поколений нашего города стали любимыми и узнаваемыми.
Более 150 живописных произведений, а также работы декоративно-прикладного искусства, скульптура - представлены в экспозиции. Сюда вошла большая часть личной коллекции основателя музея А.П. Боголюбова и художественные произведения, приобретенные музеем впоследствии. В одном из залов, представлена блестящая портретная галерея замечательных художников XVIII-XIX веков: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого.
В другом зале - лучшие портреты Карла Брюллова: "Портрет И.А. Бека" и "Портрет К.А. Поццо ди Борго". Портрет К.А.Поццо ди Борго
Рядом расположились замечательные этюдные работы Александра Иванова, созданные им в период работы над картиной "Явление Христа народу".
На ряду с этими произведениями, в галерее экспонируются работы В. Тропинина, И. Хруцкого, прекрасные марины К. Айвазовского, несколько необычный портрет молодого А.П. Боголюбова кисти Ф. Бронникова, гордость коллекции - произведения передвижников И. Крамского, В. Поленова, И. Левитана.
Творчество И. Репина представлено портретами дочери Нади, Петра Столыпина и А. П. Боголюбова. Здесь же расположены работы В. Сурикова.
Западноевропейская живопись представлена "барбизонской школой" из личной коллекции А.П. Боголюбова: романтический К. Коро, ноктюрный Ш. Добиньи, прекрасный анималист К. Тройон и почти прозрачный по цвету, замечательный живописец А. Монтичелли - эти художники были особенно дороги А.П. Боголюбову, так как были созвучны его творчеству. Совершенно естественно, что пейзажи кисти самого А.П. Боголюбова (Франция, Голландия, Россия) соседствуют с его любимыми "барбизонцами".
Художествнный мир В. Серова, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина, Б. Кустодиева, А. Архипова; художников "Голубой розы" - П. Кузнецова, П. Уткина; "мирискуссников" - К. Сомова, А. Бенуа, М. Врубеля; картины К. Петрова-Водкина; чудные интерьеры дворянских поместий кисти С. Виноградова - все это можно увидеть в галерее музея, как бы в ретроспективе времени: ХIХ и начала ХХ веков.
В постоянной экспозиции представлены фарфор, бронза, мебель XVIII - XIX веков, скульптуры известных мастеров: М. Фальконе, П. Антокольского, Е. Лансере.
И самое замечательное, что спустя более 100 лет со дня открытия основного здания музея все представленное здесь, в новом здании, как бы приобретает вторую жизнь.



ОТКРЫТ WEB-САЙТ - "БОГОЛЮБОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В РАДИЩЕВСКОМ МУЗЕЕ".

Сайт Боголюбовские чтения в Радищевском музееМы рады сообщить, что нашим музеем открыт сайт "Боголюбовские чтения в Радищевском музее".
На сайте размещены материалы ежегодной Всероссийской конференции, посвященной памяти А.П. Боголюбова - основателя Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева. На сайте представлены: биография А.П. Боголюбова, ссылки на его публикации и картины, история и современное состояние Радищевского музея, программы и материалы I - VIII чтений, проходивших в музее за период 1994 - 2002 г.г. Кроме этого, Вы можете более подробно познакомиться с участниками последних - VIII Боголюбовских чтений, прошедших в музее в апреле 2002 года и посмотреть мультипрезентации их докладов.

Адрес сайта в сети интернет http://www.sgu.ru/ogis/bogo/new/new.html.

Предлагаем Вам ознакомиться с материалами сайта и высказать свои суждения о нем.


У наших партнеров и друзей

МУЗЕЙНЫЙ ПИКНИК 2002
Эмблема фестиваля
Организаторы: Тольяттинский краеведческий музей (ТКМ), "Содружество музейных работников Поволжья" под патронажем мэра города Тольятти Уткина Николая Дмитриевича.
Дата проведения: 19 мая 2002 года
Место проведения: город Тольятти, б-р Ленина, 22, площадка перед зданием ТКМ.

Руководитель проекта: Людмила Михайловна Савченко.
Координатор проекта: Наталья Михайловна Ланкова.

20 мая 2002 года - подведение итогов Экспертным Советом "Музейного пикника", награждение победителей.

"Музейный пикник" - это ежегодная однодневная публичная акция, которая проводится под открытым небом на травяном газоне среди городской застройки у краеведческого музея. Он адресован широким слоям населения города. В 2001 году в течение 8 часов на Пикнике побывало около 14 тысяч человек.

Тема "Музейного пикника 2002" - "Набережная". По замыслу организаторов акции, проблема Набережной - одна из наиболее актуальных проблем города, который расположен у воды.
Проекты будут рассматриваться по следующим номинациям:
- Сувенирная лавка на Набережной.
- Символ города Тольятти на Набережной.
- Набережная - место у реки.
- Набережная - место отдыха горожан.

Приоритетными являются проекты, заявленные совместно с другими социальными институтами и направленные на поиск и определение функциональных мест, связанных с Набережной и форм проявления деятельности на ней. По форме предъявления предпочтение будет отдаваться "арт", "лэнд", экологическим и социокультурным проектам.
Участниками акции могут стать музейные профессионалы, кураторы культурных программ, художники, фотографы, члены музейных ассоциаций и культурных сетей, дизайнерские фирмы, архитектурные студии, туристические агенства, досуговые клубы, образовательные и культурные учреждения, общественные и коммерческие организации, заявившие проекты по теме "Набережная".
Лучшие проекты будут отмечены специальными дипломами и ценными призами.
"Музейный пикник 2002" проводится в рамках сетевого межрегионального проекта "Волжский сплав", при поддержке Мэрии города Тольятти, Института "Открытое общество" (фонд Сороса Россия), Ярмарки социокультурных проектов ПФО "Саратов- 2001".

Адрес музея: 444023, г. Тольятти, б-р Ленина, 22. Тел/факс(8482) 48-55-63, 48-35-74.
e-mail: museum@infopac.ru

Проекты 'Музейного Пикника'

Источник информации: ИБ № 4 "Содружества музейных работников Поволжья".



КРЦ "КУЛЬТУРА" ИСПОЛНИЛСЯ ГОД!

Год назад, 16 мая 2001 г. состоялось открытие Смоленского регионального Корпоративного Ресурсного Центра "Культура - Сетевое партнерство".

Сайт 'Смоленск сквозь века' - проект Смоленкого музея-заповедникаИнициатива создания КРЦ принадлежала Смоленскому государственному музею-заповеднику.
Смоленский музей-заповедник - крупнейшее областное учреждение культуры, располагающее значительной технической базой, подготовленными кадрами и опытом работы в сфере информационных технологий, налаженными связями с организациями культуры в Смоленской области и за ее пределами.
Центр был открыт при участии региональных партнеров - Комитета по культуре Смоленской области, Комитета по информационным ресурсам и телекоммуникациям Смоленской области, Смоленской областной универсальной библиотеки и Государственного мемориального комплекса "Катынь".
В структуре КРЦ в настоящее время функционируют два отдела: информационная служба и Web-студия.
Деятельность информационного отдела направлена на пропаганду культурного наследия Смоленщины через информационное наполнение Интернет-ресурсов, выпуск и распространение собственного электронного издания (еженедельный бюллетень "Смоленск. Регион. Культура"). Web-студия занимается реализацией интернет-проектов культурологической тематики, изготавливает CD-Rom и Web-сайты.


Мы поздравляем наших коллег с первым юбилеем и желаем им в этот день свершений всех их замыслов и настоящих удач на трудной, но благодатной ниве культурного творчества!

Отдел по развитию музея имени А.Н. Радищева.


События, которые вызвали наш интерес

В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА "ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РУССКИЕ ГОСУДАРИ"

Экспонаты выставки Основу экспозиции составляют реликвии Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии. Большинство из них ранее никогда не выставлялась.
Практически все экспонаты выставки впервые покинули стены Сергиево-Посадского музея-заповедника и Троице-Сергиева монастыря. Православные дары, которые преподносились царями и московскими великими князьями в день восшествия на престол, рождения наследников или одержанной победы над врагом, представляют собой не только уникальную коллекцию, но и своеобразную летопись взаимоотношений церкви и высшего света.

Источник информации -
Общественное Российское телевидение



ЯНТАРНУЮ КОМНАТУ ОТКРОЮТ ЧЕРЕЗ ГОД

Реконструкция Янтарной комнатыЗавершается реконструкция Янтарной комнаты, тайну которой на протяжении полувека безуспешно пытались раскрыть и серьезные ученые, и авантюристы различных мастей.
В июле анфиладу Екатерининского дворца в Царском Селе закроют от посторонних глаз постером с изображением Янтарной комнаты 1918 года. Открытие музея будет приурочено к торжествам по поводу 300-летия Санкт-Петербурга.
Возрождение Янтарной комнаты растянулось почти на четверть века. Сейчас реставраторы "Царскосельской янтарной мастерской" заняты воссозданием восточной стены зала дворца, которая должна быть облицована "солнечным камнем". На двух панелях разместятся две флорентийские мозаики, аллегорически изображающие " Слух" (она уже закончена) и "Вкус", которая находится на реконструкции. Руководит работами главный архитектор ГМЗ "Царское Село" А.А. Кедринский.
История Янтарной комнаты - одна из самых таинственных загадок минувшего столетия. Ее создание было приурочено к восшествию на престол короля Пруссии Фридриха I Гогенцоллерна в начале 18 века. Первоначально планировалось создать целую янтарную галерею в берлинском замке Шарлоттенбург. Однако оказалось, что подобные затраты даже монарху не карману и пришлось ограничиться небольшим (около 70 квадратных метров) кабинетом.
В 1941 году, когда фашисты входили в пригороды Ленинграда, Янтарную комнату демонтировали и вывезли в 22 ящиках в столицу Восточной Пруссии, где она была собрана и выставлена на показ в Кёнигсбергском дворце Королевского.
Весной 1945 года Янтарная комната вновь была разобрана и перенесена в подвал. После этого её никто не видел.

Источник информации ПРАВДА.Ру


Лучшие музеи Европы и мира

ФРАНЦИЯ. МУЗЕЙ Д'ОРСЭ.
Здание музея д'Орсэ

Один из прекраснейших музеев Франции, музей д'Орсэ, лежит на левом берегу Сены, как раз напротив сада Тюильри и другого славнейшего художественного хранилища - Лувра. Подобно Лувру, он дал свое имя набережной, на которой находится.

Не каждая столица и даже не каждое государство может похвастаться музеем, столь полно и завораживающе воплощающим самую душу искусства страны - так, как музей д'Орсэ воплощает душу французского искусства. Если вы, будучи в Париже, не успели прогуляться по Лувру - это досадно. Но если вы не посетили музей д'Орсэ - можно считать, что дух Франции в его наисовершенной полноте остался вам неведом.

Ренуар. Гуляние в Мулен де ла Галетт
В конце XIX века, накануне Всемирной выставки правление Орлеанской железной дороги принимается за строительство нового вокзала на месте разрушенного дворца д'Орсэ. Здание вокзала соединяло в себе труды лучших архитекторов и достижения новейшей техники.

Моне.'Маки'
В 1900 году французский художник Эдуард Детай писал: "Вокзал великолепен и выглядит как дворец изящных искусств". Он оказался пророком: здание вокзала д'Орсэ, постепенно устаревшего технически и наконец заброшенного, в 1986 году получило вторую жизнь в качестве музея французского искусства середины XIX - начала XX века, где произведения и самого Детая занимают не последнее место.

Нечасто можно встретить такую гармонию между архитектурой музея и его экспозицией. Сохраненный в максимальной неприкосновенности вокзал эпохи модерна с его галереями, стеклянной крышей и гигантскими часами на противоположном от входа торце стилистически составляет единое целое с прикладным искусством "art nuveau", живописью французских символистов и гордостью экспозиции - картинами импрессионистов: Ренуара, Дега, Моне, Мане, Сезанна и других.

Ван Гог.'Звездная ночь'
Нигде в мире нет столь полного собрания импрессионистов, и нигде в мире импрессионисты так не смотрятся, как в Париже. Секрет особого обаяния парижской экспозиции, очевидно, в том, что в сегодняшнем Париже жив дух Парижа Ренуара и Писарро, Моне и Сезанна. И если Париж средневековый или "мушкетерский" сохранились лишь в немногих кварталах (таких, например, как Латинский), то Париж Третьей Империи и Париж эпохи модерна в полном смысле слова определяют сегодняшнее восприятие французской столицы.


Источник информации -
Контора Кука.


Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'