Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень № 12
апрель 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. У наших партнеров и друзей
  4. События, которые вызвали наш интерес
  5. Лучшие музеи Европы и мира
  6. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В сегодняшний выпуск вошли:
- рассказ о выставках Радищевского музея - "Драгоценный убор икон", "Шедевры Радищевского музея, "О доблестях, о подвигах, о славе...";
- информация о фестивале "Музейный пикник - 2002";
- события, которые вызвали наш интерес.
Кроме этого, мы продолжаем работу над новой рубрикой "Лучшие музеи Европы и мира".
В этом номере мы представляем Вам музей Марка Шагала во Франции.
Надеемся, что Вас заинтересует эта информация.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея

"ДРАГОЦЕННЫЙ УБОР ИКОН".

Икона 'Богоматерь Тихвинская'Выставка "Драгоценный убор икон", экспонирующаяся в настоящее время в музее, по мнению её авторов, уникальна во многом. Это результат двухлетней творческой работы реставраторов и сотрудников фондов музея. Идея выставки возникла, при перемещении фондов из одного здания в другое, когда хранители вновь обратились к сундукам, где хранились оклады, иконы, киоты. Выставка планировалась камерная с малым количеством экспонатов, но постепенно, благодаря открытиям и мастерству реставраторов она обрастала всё новыми и новыми экспонатами.
Одной из целей выставки является знакомство с древней традицией почитания и украшения икон. Другая цель - показать значение драгоценного убора в истории темперной живописи. Выставка важна и интересна не только для посетителей музея, но и для самих сотрудников, так как впервые коллекция окладов, киотов, риз представлена в полном объёме для научной работы.
Разнообразные экспонаты выставки - иконы, медные и серебряные оклады, шитые бисером и цветным стеклом ризы, венцы, деревянные киоты, принадлежащие музею, относятся к периоду с XVI по XX век.
Создания столичных мастеров соседствуют здесь с работами ремесленников Саратовской губернии и прекрасными образцами глубоко народного по своему характеру монастырского шитья. Благодаря глубокой исследовательской работе хранителей, были открыты новые имена и школы Саратовских мастеров. Однако, при всем различии техники и материалов, все эти памятники объединяет их назначение: все они - различные варианты украшения, убора иконы.
Икона никогда не существовала в храме сама по себе, в зависимости от ее назначения, она вкладывалась в деревянный киот, украшалась ризой, окладом или и тем и другим сразу.
С исконной традицией поклонения святыням связано и возникновение ее драгоценного убора. В драгоценные оклады и ризы "одевали" иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких либо удачно завершенных событий.
Убор иконы в письменных источниках носит названия "крута", иконное "кование", "кузнь у икон". Современное слово "оклад" появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово "риза" (одеяние). Оклад никогда и никоим образом не воспринимался как нечто отдельное от иконы - это "образ окладной".
Важнейшее место в жизни русского человека уже в первые века христианства занял образ Богоматери.
В украшении богородичных икон с древнейших времен проявлялась одна из граней ее почитания. На выставке представлена икона "Богоматерь Тихвинская" в серебряном окладе. "Богоматерь Тихвинская" украшена серебряным окладом, выполненным в XVI веке в технике "басмы", с тонко проработанным растительным орнаментом.На выставке
"Богоматерь Тихвинская" могла быть украшена не только окладом. Рядом с иконой представлена риза, вероятно, принадлежавшая именно этой иконе, шитая в XIX веке речным жемчугом на малиновом бархате, украшенная бисером и цветными стеклами.
Не менее интересен и убор иконы "Богоматерь Иверская". Это риза, шитая речным жемчугом и серебряный оклад, датируемый XIX веком.
Широкое, почти повсеместное распространение в Древней Руси получили оклады в технике скани. Икона "Богоматерь Семистрельная" XIX века, украшена тончайшим серебряным кружевом. Оклад был изготовлен в начале XIX века в Москве, которая особенно славилась мастерами - серебряниками в древней технике скани. Для нас оклад ценен еще и тем, что он был выполнен в начале XIX века, когда древние ручные способы обработки драгоценных металлов постепенно вытесняются менее трудоемкой механической штамповкой.
Не случайно выставка "Драгоценный убор икон" открылась накануне Пасхи. В этом контексте её можно рассматривать во многих вариантах: реставрационное мастерство, уникальные оклады Саратовских мастеров, облачение священных икон и многое другое. По мнению музейщиков, тематика этой выставки настолько широка, что из неё могут возникнуть разные варианты новых выставок.



"ШЕДЕВРЫ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ".

В залах галереи Так называется экспозиция, расположенная в новом здании музея, по улице Первомайской, 75, которая открылась в сентябре 2002 года.
История создания этой экспозиции непроста. После закрытия на реставрацию основного корпуса музея возникла проблема экспонирования художественных произведений.
Радищевский музей, который обладает одной из лучших в стране коллекцией русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного искусства, прекрасной скульптурой, представил в этой экспозиции лучшие художественные произведения. При этом, было предусмотрено много факторов - определенный климат, невозможность размещения больших полотен, но главная задача, которая стояла перед экспозиционной комиссией, - дать возможность увидеть те работы, которые за долгие годы для многих поколений нашего города стали любимыми и узнаваемыми.
Более 150 живописных произведений, а также работы декоративно-прикладного искусства, скульптура - представлены в экспозиции. Сюда вошла большая часть личной коллекции основателя музея А.П. Боголюбова и художественные произведения, приобретенные музеем впоследствии. В одном из залов, представлена блестящая портретная галерея замечательных художников XVIII-XIX веков: Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого.
В другом зале - лучшие портреты Карла Брюллова: "Портрет И.А. Бека" и "Портрет К.А.Поццо ди Борго". Портрет К.А.Поццо ди Борго
Рядом расположились замечательные этюдные работы Александра Иванова, созданные им в период работы над картиной "Явление Христа народу".
На ряду с этими произведениями, в галерее экспонируются работы В. Тропинина, И. Хруцкого, прекрасные марины К. Айвазовского, несколько необычный портрет молодого А.П. Боголюбова кисти Ф. Бронникова, гордость коллекции - произведения передвижников И. Крамского, В. Поленова, И. Левитана.
Творчество И. Репина представлено портретами дочери Нади, Петра Столыпина и А. П. Боголюбова. Здесь же расположены работы В. Сурикова.
Западноевропейская живопись представлена "барбизонской школой" из личной коллекции А.П. Боголюбова: романтический К. Коро, ноктюрный Ш. Добиньи, прекрасный анималист К. Тройон и почти прозрачный по цвету, замечательный живописец А. Монтичелли - эти художники были особенно дороги А.П. Боголюбову, так как были созвучны его творчеству. Совершенно естественно, что пейзажи кисти самого А.П. Боголюбова (Франция, Голландия, Россия) соседствуют с его любимыми "барбизонцами".
Художествнный мир В. Серова, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина, Б. Кустодиева, А. Архипова; художников "Голубой розы" - П. Кузнецова, П. Уткина; "мирискуссников" - К. Сомова, А. Бенуа, М. Врубеля; картины К. Петрова-Водкина; чудные интерьеры дворянских поместий кисти С. Виноградова - все это можно увидеть в галерее музея, как бы в ретроспективе времени: ХIХ и начала ХХ веков. В постоянной экспозиции представлены фарфор, бронза, мебель XVIII - XIX веков, скульптуры известных мастеров: М. Фальконе, П. Антокольского, Е. Лансере.
И самое замечательное, что спустя болле 100 лет со дня открытия основного здания музея все представленное здесь, в новом здании, как бы приобретает вторую жизнь.




"О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ...".

Афиша выставкиНа выставке представлены живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство, в том числе памятные медали XIX века, в память войны 1812 г. и отмены крепостного права 1861 г. и орденские знаки А.П. Боголюбова, основателя музея, книги из фондов музея.

А.П. Боголюбов был кавалером многих российских (ордены Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава) и европейских орденов (датского ордена Данеброга, бельгийского ордена Леопольда, австрийского - Франца-Иосифа, французского - Почетного Легиона). Нужно сразу заметить, что художественная деятельность в дореволюционной России считалась делом частным, а потому получение орденов художниками в те годы было нечастым явлением.

Имеет смысл сразу сказать и о том, что орденские знаки Боголюбова, хранящиеся в музее и представленные сейчас на выставке, изготовлены в виде фрачных орденов. Этот вариант исполнения орденских знаков появляется в XIX в., когда начинается так называемый процесс "демократизацией орденов", т.е. они становились доступными все более широким кругам неродовитого офицерства и чиновничества. В связи с этим возник обычай заменять массивные орденские знаки при ношении их в неофициальной обстановке миниатюрными ювелирными повторениями. Смонтированная на металлической основе связка пришпиливалась к лацкану фрака.

Ордена А.П. БоголюбоваВыставка знакомит со знаменитыми европейскими и российскими орденами: орденом Подвязки, Почетного Легиона, Святого Апостола Андрея Первозванного.
Современный орден - это государственная награда, знак доблести, героизма. Но прежде чем это слово приобрело такой смысл, оно претерпело долгую эволюцию, как и тот политический институт, который оно обозначало. Все слышали об ордене тамплиеров, крестоносцев, о Ливонском и Тевтонском орденах, о других воинственных рыцарских союзах, возникавших в Европе со времен крестовых походов. На рубеже нового времени большинство этих воинственных орденов со своими средневековыми формами организации, уставами и обетами уходят в прошлое.

Памятная медаль А.П. БоголюбоваЗнаки ордена превращаются в драгоценные художественные украшения. Со временем за орденом закрепляется единственное значение - знака пожалования от лица главы государства, хотя еще долго сохраняется вокруг ордена ореол другого древнего смысла: братство избранных, особо благородных, особо благочестивых.
Приспосабливая к потребностям времени природу средневековых рыцарских орденов, европейские монахи упразднили и такое важное условие, как принадлежность кавалера - рыцаря только к одному ордену. Появляются "старшие" и "младшие" ордена, их иерархия становится составной частью в системе наград.
Именно в таком качестве - почетной награды, "высочайшего пожалования" - орден появился в России на рубеже XVII - XVIII веков, в бурную эпоху петровских преобразований. Это было время, когда значительно больший вес приобретают личные качества и заслуги человека.




СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Пригласительный билет выставкиВ декабре 2001 года в городе Гронингене (Голландия) открылась выставка картин и рисунков Ильи Репина "Русский секрет".
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева представил на этой выставке две работы из своих фондов: "Надя Репина" - портрет младшей дочери художника, и ранний пейзажный этюд "Вель. Белая лошадка".
Традиционно за рубежом пользовались популярностью выставки произведений русского авангарда.
Выставка работ Ильи Репина, в свою очередь, открыла для жителей Голландии и зарубежья русское искусство XIX века.
Музей А.Н. Радищева получил от организаторов выставки благожелательный отклик о работах И. Репина из собрания музея, из которых особой популярностью пользуется картина "Надя Репина".
Творческое сотрудничество Саратовского музея и голландских коллег на этом не заканчивается.
Голландская сторона предложила музею принять участие ещё в одном проекте: выставка работ А.П. Боголюбова и художников барбизонской школы в музее Хендрика Месдага в Гааге (Голландия). Сходство между Хендриком Месдагом и Алексеем Боголюбовым, по мнению голландских коллег, очевидно: "Оба - пейзажисты, оба испытали влияние барбизонцев, оба - крупные коллекционеры предметов искусства, оба основали музей в родном городе. Кроме того, Боголюбов работал и в Голландии, точнее в Гааге". Об этом свидетельствует его работа из коллекции музея Шевенинген (побережье близ Гааги).
В настоящее время наш музей готовит для организаторов выставки информацию о работах А. Боголюбова, связанных с "голландским" периодом его творчества.


У наших партнеров и друзей

МУЗЕЙНЫЙ ПИКНИК 2002
Эмблема фестиваля
Организаторы: Тольяттинский краеведческий музей (ТКМ), "Содружество музейных работников Поволжья" под патронажем мэра города Тольятти Уткина Николая Дмитриевича.
Дата проведения:19 мая 2002 года
Место проведения: город Тольятти, б-р Ленина, 22, площадка перед зданием ТКМ.

Руководитель проекта: Людмила Михайловна Савченко.
Координатор проекта: Наталья Михайловна Ланкова.

20 мая 2002 года - подведение итогов Экспертным Советом "Музейного пикника", награждение победителей.

"Музейный пикник" - это ежегодная однодневная публичная акция, которая проводится под открытым небом на травяном газоне среди городской застройки у краеведческого музея. Он адресован широким слоям населения города. В 2001 году в течение 8 часов на Пикнике побывало около 14 тысяч человек.

Тема "Музейного пикника 2002" - "Набережная". По замыслу организаторов акции, проблема Набережной - одна из наиболее актуальных проблем города, который расположен у воды.
В течение многих лет эта проблема поднимается лишь на уровне создания архитектурных проектов. В рамках "Музейного пикника 2002" предлагается рассмотреть в том числе и социальные аспекты данной проблемы. Представленные проекты продемонстрируют городскому сообществу потенциал Набережной и дадут толчок для нового осмысления необходимости такого пространства в городе Тольятти.

Проекты будут рассматриваться по следующим номинациям:
- Сувенирная лавка на Набережной.
- Символ города Тольятти на Набережной.
- Набережная - место у реки.
- Набережная - место отдыха горожан.

Приоритетными являются проекты, заявленные совместно с другими социальными институтами и направленные на поиск и определение функциональных мест, связанных с Набережной и форм проявления деятельности на ней. По форме предъявления предпочтение будет отдаваться "арт", "лэнд", экологическим и социокультурным проектам.
Проекты, представленные на "Музейный пикник", должны соответствовать жанру "пикника" и демонстрироваться на открытых площадках.
Основные признаки "Пикника" как особого жанра музейной работы - демократичность, инновационность, праздничность. "Музейный пикник" - место демонстрации профессиональных проектов, реализации творческих замыслов, показа художественных объектов, продвижения перспективных идей и предложений. Авторы ориентируются на взрослых и детей, экспертов и горожан, внимательных зрителей и возможных партнеров.
В "Пикнике" принимают участие новые проекты, не имеющие рекламной компании, предъявляемые впервые широкой аудитории.
Участниками акции могут стать музейные профессионалы, кураторы культурных программ, художники, фотографы, члены музейных ассоциаций и культурных сетей, дизайнерские фирмы, архитектурные студии, туристические агенства, досуговые клубы, образовательные и культурные учреждения, общественные и коммерческие организации, заявившие проекты по теме "Набережная".
"Музейный Пикник"- стартовая площадка для продвижения, реализации наиболее интересных и актуальных проектов, для поиска новых партнеров и идей. В нем принимают участие новые проекты, не имеющие рекламной компании и впервые предъявляемые широкой аудитории.
С 11 марта 2002 года объявляется конкурс на участие в "Музейном пикнике 2002". Заявки на участие и описание проектов принимаются до 22 апреля 2002 г.
В результате конкурса будут отобраны проекты, соответствующие теме "Набережная".
Каждому участнику предоставляется площадка на открытом воздухе. В рамках "Пикника" работает Экспертный Совет, состоящий из известных российских и международных искусствоведов, кураторов, архитекторов, арт-критиков под руководством мэра города Тольятти Уткина Николая Дмитриевича.
Лучшие проекты будут отмечены специальными дипломами и ценными призами.
"Музейный пикник" будет широко освещаться городскими, российскими и международными СМИ.
Планируется издание электронного каталога "Музейный Пикник 2002".
"Музейный пикник 2002" проводится в рамках сетевого межрегионального проекта "Волжский сплав", при поддержке Мэрии города Тольятти, Института "Открытое общество" (фонд Сороса Россия), Ярмарки социокультурных проектов ПФО "Саратов- 2001".

Координатор проекта: Ланкова Наталья Михайловна - тел.(8482) 48-39-11;
Менеджер по работе с участниками города Тольятти - Мартынюк Светлана Викторовна - тел.(8482) 48-04-07;
Менеджер по работе с участниками других городов - Сахарова Валерия Викторовна - тел/факс (8482) 48-55-63
Адрес музея: 444023, г. Тольятти, б-р Ленина, 22. Тел/факс(8482) 48-55-63, 48-35-74.
e-mail: museum@infopac.ru

Проекты 'Музейного Пикника'

Источник информации: ИБ № 4 "Содружества музейных работников Поволжья".


События, которые вызвали наш интерес

НА "АРТ-МОСКВЕ" ХУДОЖНИКАМ ДАЛИ ПОЛНУЮ СВОБОДУ. НО НЕНАДОЛГО И ТОЛЬКО НЕКОТОРЫМ...

Фото с ярмарки В Центральном доме художника открылась шестая художественная ярмарка "Арт-Москва". На ней, как обычно, представлены практически все московские галереи, работающие с "актуальным искусством", такие, как "Ковчег", "Айдан", "Крокин", "О.Г.И.", XL, Галерея Гельмана, две питерские галереи, а также галереи стран, к мировым законодателям художественной моды большей частью не относящихся, - Швеции, Германии, Гонконга, Австрии, Венгрии, Латвии, Грузии.
По мнению "Времени новостей", такой контекст честно отражает место России в современном художественном процессе.
Наиболее интересные некоммерческие пректы ярмарки - трехдневный коллоквиум "Предмет искусства - между созданием и приобретением" (Кураторы - Виктор Мизиано, Иосиф Бакштейн и председатель Ассоциации австрийских галерей Ханс Кноль) и "Мастерская Арт-Москва".
В этом последнем проекте несколько художников "освобождены от цензуры" ориентированных на конъюнктуру рынка галеристов и получили полную свободу в выражении своих идей в залах ЦДХ.
Среди отобранных независимыми обозревателями художников - группа АЕС, Александр Бродский, Юрий Аввакумов, Дмитрий Гутов, Константин Звездочетов, Гор Чахал, Дмитрий Цветков, Сергей Шутов.
Параллельно выставке "Арт-Москве" проводится выставка-ярмарка книг по искусству, дизайну и архитектуре "Artbooks".

Источник информации -
lenta.ru


Лучшие музеи Европы и мира

ФРАНЦИЯ. МУЗЕЙ ШАГАЛА.

Музей Марка Шагала в Ницце полностью торжественно именуется «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall». По-русски это звучит приблизительно как «Библейское послание Марка Шагала».
Марк Шагал. Рай

Уникальность этого музея среди европейских художественных собраний заключается в цельности его экспозиции: сердце ее - цикл из семнадцати полотен на сюжеты из Ветхого завета, созданный Шагалом между 1962 и 1967 годами. Собрание дополняет серия гуашей, также тематически связанных с Библией, но созданных мастером значительно раньше, в 1930-32 годах. Эти два цикла были принесены в дар французскому правительству Марком и Валентиной Шагал (позже к ним добавились несколько произведений также на библейскую тему, датируемых 1987 годом).

Марк Шагал. Сотворение человека
Национальный музей Библейского послания Марка Шагала был торжественно открыт 7 июля 1973 года. В организации музея принимал активное участие сам Андре Мальро - знаменитый французский писатель и политический деятель, бывший в правление Шарля де Голля министром культуры Французской республики. Именно по его инициативе проект музея был поручен известному архитектору Андре Эрману.
Марк Шагал. Песнь Песней

Сам Шагал тоже не остался в стороне - специально для своего будущего музея он создал мозаику и витражи концертного зала.

Из семнадцати картин библейского цикла двенадцать, объединенные общей сине-изумрудной гаммой, связаны с книгами Бытия и Исхода. Остальные пять, в ярко-красных тонах, вдохновлены любовной лирикой Песни Песней.

Поклонники искусства витебского мастера узнают на этих полотнах его неизменных персонажей: ослика, корову, петуха, мирно гуляющих в райских кущах или радостно устремляющихся на волю из Ноева ковчега...

Источник информации -
Контора Кука.


Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'