Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень 11
апрель 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. Новости Радищевского музея
  3. Ретроспектива Радищевского музея
  4. Конференции и семинары
  5. У наших партнеров и друзей
  6. События, которые вызвали наш интерес
  7. Лучшие музеи Европы и мира
  8. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
В настоящее время в нашем музее и в его филиалах экспонируются уникальные выставки из музейных фондов. Этой теме мы хотим посвятить сегодня наш бюллетень.

В сегодняшний выпуск вошли:
- выставка "Острые углы";
- акции в наших филиалах;
- апрельская ретроспектива музея;
- информация о фестивале "Интермузей - 2002";
- события, которые вызвали наш интерес.

Кроме этого, мы продолжаем работу над новой рубрикой "Лучшие музеи Европы и мира", в которой хотим отображать информацию по наиболее интересным и необычным музеям Европы и мира.
В этом номере мы представляем Вам музей Франса Хальса в Нидерландах.

Надеемся, что Вас заинтересует эта информация.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


Новости Радищевского музея

"ОСТРЫЕ УГЛЫ". РУССКИЙ АВАНГАРД XX ВЕКА.

На открытии выставки"Выставка "Острые углы" стала настоящим событием для современной художественной жизни Саратова", - этими словами открыла выставку директор музея имени А.Н. Радищева Т.В. Гродскова. Сказав несколько слов об её авторах и поблагодарив спонсоров: "БАТ-СТФ" и салон "Villeroy&Boch".
Об уникальности выставки рассказала её организатор Людмила Пашкова.
Выставка "Острые углы" - охватывает широкий спектр художественных течений первой четверти XX века с акцентированным показом наиболее радикальных художников русского авангарда. Это первая выставка из цикла "Русское искусство XX века" - взгляд из сегодняшнего дня на отечественное искусство того сложного и трагического века, который еще непривычно называть прошлым.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева обладает значительной коллекцией произведений художников-авангардистов. Принадлежащие музею картины и рисунки К. Малевича, В. Кандинского, В. Татлина, М. Шагала, А. Лентулова, Р. Фалька в 1980-1990-е годы экспонировались в музеях и выставочных залах Франкфурта и Гамбурга, Сеула и Чикаго, Амстердама, Сиднея, Токио и многих других городов.
Впервые Радищевский музей представляет около 200 картин, рисунков, скульптур, книг, фотографий, документирующих эпоху. Это картины и рисунки лидеров русского авангарда К. Малевича, В. Кандинского, М. Шагала, В. Татлина, Н. Гончаровой, Д. Бурлюка, А. Экстер, О. Розановой, А. Родченко, произведения мастеров объединения "Бубновый валет" -А. Лентулова, Р. Фалька, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Куприна, работы малоизвестных художников - Юстицкий В.М. Пейзаж. Канал. 1923 В. Баранова - Россинэ, Ф. Захарова, В. Пальмова, В. Пестель, В. Франкетти, И. Школьника, Б. Эндера и других. Представлены также такие неординарные и яркие художники, работавшие в Саратове в постреволюционные годы, как В. Юстицкий, Н. Симон, Д. Загоскин, К. Поляков.
Сложившийся облик музейной коллекции русского искусства этого периода отражает само время - бурное, динамичное, полное невиданных, волнующих и потрясающих сами основы общества, событий.
Подобно тому, как это было в других отечественных музеях, комплектование современной живописи происходило параллельно с художественной практикой мастеров. В 1919 году из отдела ИЗО Наркомпроса поступили первые картины "левых" художников. Затем, почти ежегодно, передаются картины современных авторов из Государственного музейного фонда, свободных художественных мастерских, художественного отдела Губполитпросвета, Саратовского Пролеткульта и других организаций, чьи названия уже сейчас почти непонятны и трудно поддаются расшифровке. В 1925 году большой выставкой в Москве "Левые течения в русской живописи за 15 лет" был подведен итог этому яркому периоду в отечественном искусстве. Еще через несколько лет "социалистический реализм" официально был провозглашен единственной и обязательной формой искусства. Картины "левых" из расформированного Музея живописной культуры, Третьяковской галереи были "сосланы" в разные провинциальные музеи, в том числе и в Саратовский.
Малевич К.С. Четыре квадрата. 1911В 1960-е годы благодаря заинтересованной собирательской деятельности сотрудников становятся возможными новые пополнения этой части музейной коллекции. В Москве состоялись большие персональные выставки А. Лентулова, Р. Фалька, П. Кончаловского. У наследников художников были приобретены за кажущуюся сейчас символической плату картины, дополнившие сложившиеся коллекции этих мастеров и замечательно их характеризующие.
В начале 1970-х годов от саратовского художника А. Санникова в музей поступила, чудом, сохранившаяся коллекция Р.М. Михайловой, в составе которой оказались работы О. Розановой, К. Малевича, И. Школьника и других мастеров "Союза молодежи".
Поиск новых зрелищных форм демонстрируют яркие новаторские эскизы театральных декораций и костюмов саратовских художников В. Юстицкого, Н. Симона, А. Кравченко, М. Арутчева и других.
В. Юстицкий в 20-е годы становится ключевой фигурой в художественной жизни Саратова. Участник футуристических выставок "Единорога" - он выставлялся в Москве и Петербурге рядом с такими мастерами, В залах музеякак В. Татлин, А. Экстер, Л. Попова. Ярким темпераментом и разносторонней эрудицией, Юстицкий привлекал к себе художественную молодежь.
Так был представлен спектр художественных работ выставки "Острые углы".
Просмотр выставки сопровождала музыка авангарда в исполнении музыкального коллектива "Трио-Соната", давних партнёров музея.
Картины, по словам гостей и сотрудников музея, излучают настолько положительную энергию, несмотря на сложный характер работ, что хочется смотреть снова и снова.
То что выставка заинтересовала жителей и гостей Саратова, свидетельствует большое количество посетителей, пришедших в музей в первые дни её работы.




АКЦИЯ "49!". ВЫСТАВКА "ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ. МИР ХУДОЖНИКА".

Семь баннерных полотен с изображением произведений П.В. Кузнецова, выставленных в пустующих глазницах окон будущей картинной галереи, привлекали внимание саратовцев проходящих по улицам Октябрьской и Валовой, мимо Дома-музея художника 12 апреля.
Выставлены они были не случайно. Будущая картинная галереяПо словам заведующего музея Игоря Сорокина, полотна призваны напомнить, что Радищевский музей обладает крупнейшей в мире моногрaфической коллекцией произведений мастера - в 1972 году наследниками художника П. М. Кузнецовым, О.М. Дурылиной и B.B. Бебутовой в Саратов с надеждой на создание здесь музея было передано из московской мастерской более 400 живописных полотен: 340 работ П.В. Кузнецова и 70 работ его супруги Е.М. Бебутовой.
Однажды подобное шаманское действие уже возымело успех - "искусственное дыхание", сделанное дому во время однодневной заборной выставки Алексеем Трубецковым, помогло обратить внимание властей на проблему погибающего памятника (август 1998, "Молчание цветов"). Тогда на подоконники полуразрушенного сруба, уже который год висевшего в воздухе, были выставлены горшки с живыми цветами - символами домашнего уюта. И сегодня - как рифма - в центре "оконной экспозиции" одна из лучших работ Павла Кузнецова - "Бухарский натюрморт".
Только нет уже той безысходности - чувство праздника от восстановленного дома не покидает всех нас по сию пору. И надежда сегодня радостная.
Ключевое слово в акции "49!" - умножение. Ведь, если наконец произойдёт долгожданное - и жильцами, и музейщиками - отселение и, соответственно, - передача музею примыкающего к мемориальному дому двухэтажного кирпичного здания (ул. Валовая, 94), предназначенного под картинную галерею, российская культура заметно обогатится и приумножится: и дом художника без ущерба для выставочной деятельности сможет быть отдан под мемориальную экспозицию, и у города появится ещё одно интересное выставочное пространство.
Но, самое важное, мы сможем, наконец, увидеть то, ради чего и создавался музей - подлинные произведения мастера.
Пожалуй, лучшего подарка к 125-летию со дня рождения Павла Варфоломеевича Кузнецова трудно придумать.
Сундук с выставочными экспонатами7 закрытых сундуков составляют основу сегодняшней экспозиции в доме художника. Открываясь по очереди, они обнаруживают те музейные сокровища - подлинные предметы, сопровождавшие жизнь и творчество мастера - многие из которых могут лечь в основу будущей мемориальной экспозиции.
Представленная выставка только эпиграф (даже ещё не эскиз!) к будущей экспозиции дома-музея. Ведь, кроме трёхсот с лишним живописных полотен, в фондах Радищевского музея - самом серьёзном и богатом сундуке - ещё и графика (полторы сотни рисунков не только Павла Кузнецова, но и старшего брата Михаила, друзей по учёбе - Петра Уткина, Алексея Карёва), скульптура Александра Матвеева, предметы прикладного искусства из московской мастерской художника, больше полусотни книг, каталогов, журналов, масса архивных материалов: документы, фотографии, письма...
Дом Павла Кузнецова, равно как и другой филиал Радищевского музея усадьба В. Борисова - Мусатова, не перестают удивлять коллег и земляков своими нетрадиционными выставками, акциями и другими мероприятиями.




"МИР БОРИСОВА - МУСАТОВА".

В этом году Музей - усадьба В.Э. Борисова - Мусатова проводил Первый Областной конкурс детского рисунка "Мир Борисова - Мусатова". Одновременно проходил конкурс на знание истории Саратовского края и творчества В.Э. Борисова - Мусатова. Конкурсы проходили в два тура. Первый тур завершился 2 апреля. Были собраны рисунки на "Мусатовскую" тему и рефераты о жизни и творчестве художника.Работы - победители
Из 300 работ, принявших участие, были отобраны 30 лучших по 3-м возрастным группам. Средняя и старшая группа были приглашены 10 - го апреля в музей В.Э. Борисова-Мусатова, где им было предложено в течении 3-х часов написать работу на тему Флигеля, где жил и работал художник. Для ребят - финалистов из разных художественных школ и студий не маловажно, что они получили особую возможность работать в Мастерской художника.
Номинации, в которых определялись победители, в этом конкурсе были следующими: графическая работа; работа маслом; художник - любитель; мусатовский образ; цитата из произведения В. Борисова - Мусатова.
Юные искусствоведы были приглашены 13-го апреля в музей Радищева. Они должны были ответить на вопросы и поиграть в головоломку: из фрагментов собрать работу В.Э. Борисова - Мусатова. Сложность задания заключается в том, что каких-то фрагментов может не доставать (их предлагается дорисовать самостоятельно), какие-то фрагменты наоборот лишние. По итогам викторины был назван победитель.
Из представленных работ на искусствоведческий конкурс был выбран лучший реферат о жизни и творчестве художника.
Общее впечатление от конкурса более чем волнующее. В. Э. Борисов - Мусатов, видимо, один из тех художников, которых в первую очередь стоит открыть для себя именно в юности. Ребятам вполне по силам оказалось чисто и красиво развить тему художника и в живописных работах, и в графике.
Принимали участие в конкурсе художественные школы и студии со всей Саратовской области: "Теплое дерево" с. Звонаревка Марксовского района (рук. Жмуров В.); Художественная студия при ДШИ Татищева (рук. Щербакова Н.); ДШИ №1, ДШИ №4 г. Энгельса; Саратовская Городская ДХШ (директор Тихонова Л.); Подростковый клуб Волжанка (рук. Лопухова С.); Художественная Студия при ОЦДО "Поиск"; Художественная студия при центре дополни тельного образования Кировского района (рук. Никифорова Н.); Студия при Союзе художников (рук. Черкасова О., Щербакова Н.)
14 апреля в День рождения В.Э. Борисова - Мусатова в Музее - усадьбе были подведены итоги и награждены победители этих двух конкурсов. Одновременно в музее открылась выставка работ - победителей "Мир Мусатова".
Самой главной наградой для ребят явилось разрешение работать в мастерской В. Борисова - Мусатова.
Участников конкурсов и гостей праздника собралось на усадьбе в этот день очень много.
Были и радость победителей, и слёзы проигравших. Но особенно всех порадовало огромное количество призов и сладких подарков, которые предоставил для детей меценат Шубин Алексей Николаевич. За что юные художники, искусствоведы, и организаторы конкурса от души благодарили его.
Сотрудники музея также выражают благодарность саратовскому магазину "Книжный мир" за помощь в проведении детского конкурса.
Поскольку конкурс снискал огромную популярность в области, то его решили проводить ежегодно. Каким он станет в дальнейшем - новая тема для размышлений сотрудников музея В.Э. Борисова - Мусатова.



ПРОЕКТУ "ХОЧУ НА ВОЛГУ!" НАНЕСЁН ПЕРВЫЙ УЩЕРБ.
В Доме - музее Павла Кузнецова произошло чрезвычайное происшествие. Была похищена лодка - гулянка, купленная музеем специально для проекта "Хочу на Волгу!". Во время акции "Хочу на Волгу!", проходившей в рамках "Ярмарки социальных проектов 2001", лодка была раскрашена детьми. Золотые рыбки, водяные лилии, солнышко и облака, песчаные берега появлялись на лодке одни за другими. В заключении сотрудники музея на борту, где должно находиться название, крупными буквами написали "Хочу на Волгу!". Лодка стала символом Саратовского Волжского фестиваля.
Как же были расстроены юные художники и участники проекта, узнав о пропаже.
Заведующий Домом - музеем Игорь Сорокин обратился к жителям города с просьбой помочь найти лодку. А вознаграждением станет бесплатная экскурсия по музею.
Будем надеяться, что к фестивалю "Хочу на Волгу!", который намечен на июль 2002 года, его символ - лодка - гулянка найдётся и совершит своё запланированное плавание по волжским просторам.



Ретроспектива Радищевского музея





АПРЕЛЬ.

1897 год - Принято решение об открытии в Боголюбовском рисовальном училище женского отделения.
1898 год - Экспонируется IV художественная выставка Общества Любителей Изящных Искусств (ОЛИИ) с участием иногородних художников. Около 120 работ, в том числе картины из коллекции графа А.Д. Нессельроде.
1899 год - состоялось общее собрание членов ОЛИИ, посвящённое подведению итогов 10 - летней деятельности Общества.
1911 год - Экспонируется выставка работ по рукоделию и рисованию учениц 2-й женской гимназии.
1917 год - Состоялось собрание местных художников под председательством П.Н. Боева. Избрана комиссия по разработке проекта Устава союза художников и архитекторов.
1925 год - Открылась вторая весенняя выставка произведений педагогов и учащихся Саратовского Художественного Училища. На ней представлено 134 работы.
1927 год - Из ГМФ в музей А.Н. Радищева поступили произведения И.И. Левитана, К.Е. Маковского, И.И. Шишкина, Н.Н. Ге, К.А. Савицкого, Ф.А. Малявина, В.Е. Маковского, В.Э. Борисова - Мусатова, К.А. Коровина, В.А. Серова; коллекция гравюр, новые книги по истории и теории искусства.
1929 год - В музее состоялась выставка картин Общества Саратовских художников с участием иногородних художников и художников - самоучек.
1933 год - в музее открыта выставка новых поступлений. Представлено 60 произведений, в том числе работы А.Н. Бенуа, В.Э. Борисова - Мусатова, А.М. Васнецова, П.С. Уткина, С.Ф. Щедрина.
1941 год - В музее открылась выставка произведений русских и западноевропейских художников из фондов Радищевского музея, включая новые поступления. Представлено более 100 экспонатов (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
1949 год - В музее состоялась встреча творческой общественности города со скульптором А.П. Кибальниковым. Была устроена выставка некоторых произведений скульптора.
1953 год - В музее открыта областная отчётная художественная выставка 1952 года. Представлено 132 произведения 37 художников.
1954 год - В музее открылся отдел китайского искусства.
1956 год - В музее состоялся вечер памяти М.А. Врубеля. Была организована выставка из работ собрания СГХМ. Опубликовано сообщение о том, что в СГХМ принято решение организовать отдел древнерусского искусства.
1967 год - В музее открыта выставка произведений К.С. Петрова - Водкина, скомплектованная на основе персональной выставки художника, проходившей в Ленинграде и Москве в 1966 году.
1970 год - В СГХМ открыта выставка "В.И. Ленин в творчестве советских художников" из фондов музея, посвящённая 100- летию со дня рождения В.И. Ленина.
1972 год - Открыта выставка этюдов, посвящённых строительству моста через Волгу. В числе участников: В.Г. Гайдук, Е.И. Иванов, Б.В. Миловидов, В.Ф. Мощенко, А.Н. Чечнёв.
1974 год - В СГХМ состоялся вечер, посвящённый 150 - летию со дня рождения А.П. Боголюбова.
1975 год - В СГХМ открыта выставка, посвящённая 30 - летию Победы. Представлены произведения из фондов музея и работы саратовских художников.
1976 год - В СГХМ открыта выставка произведений Б.И. Давыдова. Представлено 94 произведения.
1978 год - В СГХМ открыта выставка произведений П.С. Уткина.
1979 год - В СГХМ открыта выставка произведений саратовских художниц (Н.С. Зиннатулина, Е.И. Мальцева, В.М. Медведкина, В.М. Маркушина, Л.А. Моисеева, А.С. Талонкина, Т.М. Хаханова, О.В. Ширяева.


Конференции и семинары


Эмблема фестиваляИНТЕРМУЗЕЙ - 2002

Министерство культуры Российской Федерации
Союз музеев России
Санкт-Петербург Манеж 18-23 мая 2002 г.

Приглашают Вас принять участие в Четвертом Всероссийском фестивале музеев

Фестиваль проводится при поддержке Правительства г. Санкт-Петербурга, Правительства г. Москвы, Российского Комитета ИКОМ.
Информационная поддержка фестиваля Государственный телеканал "Культура", журнал "Мир музея".
Девиз фестиваля: "Музеи России - 300-летию Санкт-Петербурга"
Главная тема фестиваля: - "Музеи России - взгляд в будущее".
Время проведения фестиваля 18- 23 мая 2002 года.
Место проведения фестиваля -Центральный выставочный зал "Манеж", г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь д.1
Участники фестиваля -российские музеи различного профиля, зарубежные музеи, галереи, архивы, библиотеки, общественные и благотворительные организации, а также, народные художественные промысл, предприятия и учебные заведения художественного профиля.

Главные цели фестиваля:
· Представить российской общественности все многообразие форм музейной деятельности;
· привлечь внимание широкой публики, средств массовой информации, деловых кругов к музейному делу и судьбам нашего историко-культурного наследия;
· показать музеи и музейное дело как актуальную сферу жизни россиян, как важнейшую основу духовного возрождения России.

Структура фестиваля:
Основная фестивальная экспозиция
Компьютерный и аудиовизуальный фестиваль
Интерактивные, театрально-музейные программы
Парад репродукций
Круглые столы и деловые игры

Формы участия:
1. Участие в конкурсе по конкретной номинации
2. Участие в фестивале с арендой выставочной площади без участия в конкурсе
3. Участие в фестивале в качестве аккредитованного участника без приобретения площади и без участия в конкурсе.

Разделы участия в конкурсе по номинациям:

При подаче заявки каждый музей сам определяет свой раздел участия

1.Музей в 3-ем тысячелетии
- новые экспозиции,
- новые концепции развития музея,
- новые формы социальной деятельности.

2.Лучший выставочный проект 2001-2002гг.
- реализованные выставочные проекты,
- готовые для реализации в России.

3. Дети в музее
- детские и молодежные музейные центры,
- образовательные программы,
- новые формы организации досуга детей и подростков (в т.ч. семейные программы).

4. "Реклама - двигатель музейного прогресса"
- фильмы, сайты, СD, рекламно-информационные издания,
- рекламная и PR-кампания.

Материал представляется в любой произвольной наглядной форме, дающей представления о ходе подготовки, путях реализации, проделанной работе, итогах)

Награждение победителей:

1. Гран-При "Лучшему музею фестиваля" вручается Министерством культуры Российской Федерации - победителю в номинациях по совокупности.

2. Призы и Дипломы фестиваля вручаются победителям конкурсов по номинациям.

3. Специальные призы Оргкомитета фестиваля
"За лучшую экспозицию на фестивале"
"Лучшее раскрытие темы фестиваля"

4. Персональные премии, учрежденные ОАО "ИНГОССТРАХ"
"Честь и достоинство профессии",
"Преданность и служение делу".

5. Сертификат аукционного дома "ГЕЛОС"

6. Специальные призы по представлению музеев-участников фестиваля "Лучшему спонсору", "Лучшему информационному спонсору".

7. Диплом участника - получает каждый аккредитованный участник фестиваля.

Победителей определяет жюри фестиваля

Оргкомитет фестиваля


У наших партнеров и друзей

САРАТОВ. В МУЗЕЕ К.А. ФЕДИНА ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ВОСКОВЫХ ФИГУР.

Экспонат выставкиЗаполнить пробелы в знаниях истории смогут посетители выставки восковых фигур "Вехи веков" из Санкт-Петербурга, которая открылась в музее Федина. На выставке представлены фигуры знаменитых христианских деятелей - от византийских до русских.
Сотрудники питерского музея восковых фигур утверждают, что их выставки - не просто развлечение. Если хотите, это ликвидация пробелов в знаниях по истории. Потому что восковые двойники изготовлены в соответствии с параметрами своих прототипов. По словам организаторов, только питерский музей обладает уникальной технологией изготовления восковых фигур. Для лучшего сходства мастера используют натуральные волосы. Рост и черты лица воссоздаются настолько точно, насколько позволяют сохранившиеся описания героя.

Источник информации - Саратовский музей К.А. Федина


События, которые вызвали наш интерес

ЖАН БОДРИЙАР РАССКАЗАЛ МОСКВИЧАМ ОБ УБИЙСТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ У ПОКАЗАЛ ЦВЕТНЫЕ ФОТО.

Фото Жана Бодрийара
12 апреля в музее Пушкина состоялось одно из самых значительных событий московской Фотобиеннале - публичная лекция знаменитого французского философа Жана Бодрийара.
Теоретик постмодернизма и апологет виртуальной реальности, создатель далеко вышедшего за рамки философии термина "симулякр" приехал в Москву как фотограф. В выставочном зале на Солянке он представил цветные фотографии собственного обнаженного торса, запорошенных снегом машинных стекол, фасадов-"обманок" и разнообразных городских и загородных пейзажей.
Лекция же его была посвящена "убийству изображения", совершаемого современными масс-медиа, и призывам вернуться в визуальных искусствах (в частности - в фотографии) к строгому "бедному" реализму, не идя на поводу у новейших цифровых технологий "оживления" картинки.
"Сила воздействия изображения пропорциональна его силе отторжения реальности", - декларировал он. Т.е., чем менее изображение "притворяется" реальностью, тем сильнее оно воздействует.
На вопрос же, почему в таком случае он сам занимается цветной фотографией, а не черно-белой, которая явно дальше от реальности, Бодрийар отвечал, что, во-первых, цветная фотография более четко отражает гиперреальность современного мира, во-вторых, для него цвета не несут никакой смысловой или символической нагрузки, он воспринимает их просто как дифракцию дневного света.
Кроме того, Бодрийар признался, что он просто недостаточно хороший фотограф, чтобы работать с монохромом.

Источник информации - lenta.ru



МИНКУЛЬТ НАЛОЖИЛ ВЕТО НА ПРОДАЖУ "ЧЕРНОГО КВАДРАТА"

К. Малевич и 'Черный квадрат'Менее чем за сутки до начала торгов по продаже коллекции "Инкомбанка" аукционного дома "Гелос" Министерство культуры окончательно объявило, что "Черный квадрат" Малевича не может быть выставлен в открытую продажу. Картину, минуя торги, следует прямо продать в один из российских музеев. Между тем "икона авангарда" значилась в каталоге и заинтересованные покупатели даже внесли залог - 10 процентов от стартовой цены, которая составляла 1,5 миллиона долларов.

Источник информации - lenta.ru


Лучшие музеи Европы и мира

НИДЕРЛАНДЫ. МУЗЕЙ ФРАНСА ХАЛЬСА.

Гарлем - один из тех маленьких голландских городов, где, как в Делфте или Лейдене, время будто остановилось. Огромный собор и ратуша стоят по разные стороны от рыночной площади, где и сегодня, как и столетия назад, торгуют всякой всячиной.
Неподалеку от площади, на улице, сохранившей во многом застройку XVII века, стоит старая гарлемская богадельня, выстроенная в 1608 году выдающимся голландским архитектором Ливеном де Кеем. Пройдя через квадратный внутренний дворик, портал и вестибюль, посетитель оказывается в просторном зале - возможно, некогда предназначенном для попечительских заседаний. В соседнем зале, на противоположных стенах висят два огромных групповых портрета, изображающих попечителей. Картины эти принадлежат кисти одного из знаменитейших голландских мастеров - Франса Хальса, а сама богадельня ныне стала музеем его имени.

Франс Хальс. 'Банкет офицеров роты св. Георгия' 1616
Наследие Хальса представлено в Гарлеме только групповыми портретами - традиционным для Голландии жанром. Цехи, корпорации, стрелковые роты желали увековечить свое содружество. Самая ранняя из гарлемских работ Хальса, "Банкет офицеров роты св. Георгия" - датируется 1616 годом. Две позднейшие - уже названные "Регенты" и "Регентши богадельни" - созданы уже старым художником в 1664 году.

Музей не монографичен. Помимо полотен Хальса, там представлены работы и других живописцев XV - начала XIX вв. Но объединяет их одно: все они - гарлемцы. Музей Хальса - не государственный, а городской, он полностью посвящен одной лишь местной художественной традиции.

Франс Хальс. 'Регентши богадельни' 1664
Среди многих работ художников Гарлема, выдержанных в традиционных жанрах голландского искусства - натюрморт, пейзаж, интерьер, групповой портрет или же мифологическая сцена - хочется выделить две. Первая из них - портрет членов гарлемского братства паломников, побывавших в Палестине. Его автор - Ян Скорел, работавший в начале XVI века. Архаичная простота композиции, суховатая одухотворенность лиц напоминают о религиозных полотнах фламандцев XV века. Но многое в картине, и, в первую очередь, сама ее жанровая направленность, смотрит вперед, в век Рембрандта и Хальса.

Джудит Лейстер. 'Веселый пьяница' 1629
Вторая картина гарлемского собрания, у которой несомненно стоит задержаться - это "Интерьер со спящим мужчиной и женщиной, штопающей чулки". Она написана в начале XIX века художником Вейбрандом Хендриксом. Внешне находясь в русле жанровых картинок "малых голландцев" XVII века, работа Хендрикса отличается тревожной напряженностью, чуждой торжественному спокойствию голландского барокко и предвещающей грядущие модернистские искания европейского искусства.



Источник информации -
Контора Кука.


Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'