Сайт музея А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
отдел по развитию музея
radmuseum@renet.ru
Информационный бюллетень № 10
апрель 2002 год
Содержание номера:
  1. От редакции
  2. VIII Боголюбовские чтения
  3. Выходные данные

От редакции

Уважаемые коллеги!

Главное здание Радищевского музеяОтдел по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева продолжает выпуск и рассылку web-версии электронного информационного бюллетеня, с помощью которого мы информируем специалистов, прессу и общественность обо всем интересном, что происходит как в нашем музее, так и в музейном сообществе.
Мы благодарим наших партнёров и коллег, которые откликнулись и заинтересовались деятельностью музея.
Надеемся, что следующие выпуски покажутся Вам не менее информативными и интересными.
Сегодня, мы предлагаем Вам познакомиться с десятым специализированным номером Информационного бюллетеня, посвященным проведению VIII Боголюбовских чтений, которые проходили со 2 по 5 апреля этого года в Радищевском музее.
Предлагаем Вам краткий отчет о нашей конференции.
Мы надеемся, что эта информация Вас заинтересует.
Ждем Ваши отклики, пожелания и предложения.


VIII Боголюбовские чтения
А.П. Боголюбов

САРАТОВ, 02-05.04.2002 г.



Заявленная на VIII Боголюбовских чтениях тема "Радищевский музей: история, настоящее, будущее" далеко вышла за свои рамки. Обсуждались условия существования музея в современном обществе и будущее музея в связи с развитием информационных технологий в культуре.

Т.П. КалугинаКонференцию начал доклад Т.П. Калугиной, доктора философских наук, действительного члена Академии гуманитарных наук (Санкт-Петербург), "Художественный музей в современной культуре".
Одна из тем доклада была посвящена соотношению реального музея и виртуального. Любое массовое репродуцирование, начиная с фотографии и кончая электронным, приносит положительные плоды, повышая уровень художественного восприятия посетителей музеев. С другой стороны, очевидно, что дематериализация искусства ставит под вопрос само будущее существование музея, его функции хранения и трансляции. Однако последнее суждение, - считает Т.П. Калугина - не учитывает, что пространственное искусство (живопись, скульптура, архитектура) имеет свою особенность. Если литература, музыка сами не вещественны, вещественно их выражение - книга, партитура, пленка и т.д., то пространственные искусства создают реальные предметы - материальные и уникальные. И эта специфика дает основание считать их собрания непреходящими.
Вторая важная тема доклада: взаимоотношения музея и массовой культуры, которая в наше время стала законодателем моды, нормы, ценностей, модели потребления и восприятия. Картину потребления культуры в обществе можно изобразить в виде пирамиды, где лишь небольшая ее и верхняя часть являются потребителями искусства в его подлинных образцах, большая же часть населения довольствуются репродукциями или же китчем. Новая модель бытования культуры в обществе потребления заставляет задуматься о формах существования музея.
Именно поэтому перед современным музеем стоит задача предельного расширения связей с обществом. Это не может не сказаться на проектировании музея.

 В.И. Ревякин При проектировании музея, - утверждал доктор архитектуры В.И. Ревякин (Москва), - следует учитывать создание максимальных удобств для посетителей: автомобильную стоянку, сувенирный магазин, кафе, детскую комнату, условия для людей с ограниченными физическими возможностями, налаженную систему электронных путеводителей для посетителей всех возрастов и разного уровня интересов,
Большое внимание современные проекты уделяют библиотеке, а также специально оборудованному помещению для реставрационных работ. Музеи XXI века должны располагать помещениями, специально предназначенными для работы с новыми информационными технологиями. В частности, автором доклада разработан для Москвы проект "Музей музеев", который благодаря компьютеризации, дает фантастическую возможность увидеть любой музей мира.

Л.Л. КалининаСамим музеем было продемонстрировано расширение пространства с помощью информационных технологий.
Зав. отделом по развитию музея Радищевского музея Л.Л. Калинина и начальник отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ Саратовского государственного университета И.В. Пролеткин посвятили этой теме свои выступления.
Современный музей сегодня не мыслим без компьютеризации и применения новых информационных технологий.
И.В. Пролеткин За короткий период времени с августа 2001 по февраль 2002 года в этом направлении много сделано и в Радищевском музее: приобретен большой парк компьютерной техники, проведено обучение сотрудников компьютерной грамотности, начато применение информационных технологий в музейных выставках и проектах, налажен регулярный выпуск электронного информационного бюллетеня музея.
Кроме этого, отдел по развитию Радищевского музея планирует до конца 2002 года организовать локальную компьютерную сеть в музее и его филиалах, создать Интранет-сайт для внутреннего обмена информации между сотрудниками музея, разработать серию мультимедиа презентаций, организовать виртуальные выставки и создать собственный Web-сайт музея в сети Интернет и многое другое. Все это позволит музею расширить свои возможности и освоить новое виртуальное пространство.

Еще один фактор расширения музейного пространства - открытое хранение фондов. Экспозиция, как правило, представляет лишь 5-7 процентов музейного богатства. Сделать его доступным зрителю позволяет либо строительство специально оборудованного корпуса, сообщающегося с основным, либо расположение отдела хранения рядом с соответствующим разделом экспозиции. Подробную разработку идея открытых фондов для зрителя нашла продолжение в докладе ведущего научного сотрудника Русского музея О.А. Кривдиной. Экспонирование скульптуры в виде открытых фондов позволило показать зрителю около 400 произведений, куда вошли работы А.А. Иванова, А.Т. Матвеева, М.М. Антокольского, А.С. Голубкиной, П.П. Трубецкого. Скульптуры демонстрировались на стеллажах, отделенных от зрителей стеклянной перегородкой, или на постаментах.

А.А. ГалашевичИзменение современной концепции музея настоятельно требует осуществления модернизации здания Радищевского музея, находящегося на реставрации. О проводимой в настоящее время реконструкции здания и соответствии его современным требованиям говорилось в выступлениях А.А. Галашевича,А.И. Финогенов профессора Российского гуманитарного университета, А.И. Финогенова, директора научно-проектного реставрационного предприятия "Симаргл", В.М. Кувшинникова ("Стройреставрация", Москва).
Классические музеи мира, как правило, размещались в дворцовых зданиях. Саратовский музей - первое в России здание, построенное специально для музея, поэтому в его проекте функциональность сочеталась с оформлением дворцового типа - достаточно вспомнить парадную лестницу музея. В.М. КувшинниковПроект архитектора И.В. Штрома соответствовал передовым идеям времени: применены калориферное отопление, гидроизоляция, своды деревянные и каменные. Начиная с 1968 года, фундамент здания из-за подъема грунтовых вод начал проседать, и здание пришло в аварийное состояние. Необходимо вмешательство реставраторов и инженеров, чтобы укрепить основные конструкции, реставрировать и реконструировать фасады и интерьеры с учетом современных требований организации музейной инфраструктуры.
Проектировщиками планируется строительство нового двухэтажного здания для диапозитария, фондохранилища и реставрационных мастерских за основным музейным зданием с использованием проекта И.В. Штрома.
Реконструкции и оснащения современными технологиями требует также другое музейное здание по ул. Первомайской, 75.
Первая очередь реставрации должна быть закончена к 2005 году, 120-летию музея, вторая - к 2010 году.

Результатом работы конференции в идеале должная стать новая концепция развития Радищевского музея на период 2003-2007 годов, а концептуально - на период до 2012 года.
Руководитель Центра экологических проблем сохранения наследия и экспертизы региональных программ и проектов ИнститутаГ.А. Зайцева Наследия (Москва), генеральный директор ООО "Экокультура" Г.А. Зайцева, руководитель данной Программы, в своем выступлении подчеркнула, что результатом Программы станет сохранение и развитие ценного культурного объекта России и значительное расширение его влияния на социокультурный климат Саратова и страны в целом. Осуществление Программы даст музейному комплексу реальные возможности экономического развития за счет новых форм деятельности.
Основной частью Программы является согласованная по ресурсам, исполнителям и срокам реализации система организационных, научно-исследовательских, социально-экономических, производственных, социально-хозяйственных и других мероприятий. Разработка такой системы обеспечивает комплексное решение основных проблем музея.

Музейное пространство - это не физическая площадь музейных зданий и прилегающих территорий - это взаимоотношение музея со зрителями, другими музеями, спонсорами, общественными организациями и т.д. - со всеми, с кем установлена прямая и обратная связь. И Радищевский, как и другие музеи, кровно заинтересован в расширении этих связей. В.Н. Сорокин
Вопрос объема и характера коммуникативности поднимался многими докладчиками (В.Н. Сорокин - зам. директора по развитию Самарского историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина). На первом плане - музей и зритель. В методах привлечения посетителей в музей огромная амплитуда - от камерных концертов, тематических выставок, рождественских елок для детей до более смелых мероприятий, осуществляемых некоторыми западными музеями, например "Длинный вечер в музее". Это совместная акция нескольких музеев, когда всю ночь между ними курсируют автобусы-челноки, а в программу входят различные не музейные мероприятия: концерты популярных и танцевальных групп, игры компьютерные и реальные, представление боди-арта, дефиле мод и, конечно, гастрономические радости, иногда привязанные к теме музея, например "египетский" буфет в Государственном музее египетского искусства в Мюнхене" (пример из доклада Т.П. Калугиной).

Е.В. ГалактионоваПроблемам взаимоотношений музея Н.А. Сидороваи посетителя было посвящено несколько серьезных докладов сотрудников Радищевского музея: заместителя генерального директора Г.М. Кормакулиной "Программа "Радищевский музей и публика…", заведующей образовательным отделом Е.В. Галактионовой "Современный этап и перспективные направления образовательной работы музея". Заведующая отделом современного искусства Н.А. Сидорова поставила актуальную проблему взаимоотношения музея с художественной молодежью. Заведующий отделом русского искусства Е.И. Водонос напомнил о деятельности первого хранителя музея А.Л. Куща, умевшего привлечь внимание общественности к музею.

Директор музея Аполлона Васнецова Е.И. Ядохина (Москва) обратила внимание на то, что мемориальному музею очень важно поддерживать связи с родственниками, потомками художника, так как они помогают сохранить теплоту дома и его традиции.

Н.А. НикишинСовершенно нового отношения со зрителем ожидает руководитель лаборатории музейного проектирования НИИ культуры РАН и Министерства культуры России Н.А. Никишин (Москва). Миссия музея - ориентироваться не только на сохранение высших образцов творчества человека, но и оказывать СО-ТВОРЧЕСКУЮ поддержку человеку. Зритель не должен входить в музей как в храм с его жрецами-искусствоведами, а как причастный к творчеству (пример - палитра в музее "Плес", где каждый посетитель может проявить себя как художник).

Всю работу конференции пронизывало имя А.П. Боголюбова, так как у истоков всех начинаний стоял он. В основу музея была положена его коллекция, о чем говорят темы доклада сотрудников музея: "Боголюбовское собрание старых мастеров" (зав. отделом зарубежного искусства Л.П. Красноперова), "Семейные иконы А.П. Боголюбова" (старший научный сотрудник Н.В. Якунина). В архиве хранятся две семейные иконы А.П. Боголюбова: "Богоматерь Всех скорбящих Радость" и "Никола". Они были присланы из Парижа в 1997 году душеприказчиком А. П. Боголюбова Н. Н. Гриценко, согласно завещаниям. Икона "Богоматерь Всех скорбящих Радость" принадлежала ещё отцу художника. Вторая семейная икона "Никола" хранилась А.П. Боголюбовым как память о любимой жене и сыне. Позднее в нижней части иконы им сделана приписка - завещание для Радищевского музея.

В выступлении зав. сектором древнерусского искусства Н.В. Гавриловой "Собрание изделий из серебра в Радищевском музее" подчеркивалось, что собрание серебра в музее начинается с дара А.П. Боголюбова в 1885 году и предметов, пришедших по его завещанию в 1897 году.
Т. Б. ЦареваХудожнику А.А. Харламову, другу А.П. Боголюбова был посвящён доклад старшего научного сотрудника М.В. Посохиной, рассказавшей о творчестве очень известного в своё время художника, уроженца Саратовской губернии.
Продолжая анализ музейной коллекции, старший научный сотрудник Т.Е. Савицкая атрибутировала произведения Давида Тенирса Младшего, шпалеру XVII века "Диана и Эндимион" рассматривала зав. научно-методическим сектором образовательного отдела Т. Б. Царева. В докладе заведующей научно - историческим архивом И.А. Жуковой говорилось, что вместе с произведениями искусства А.П. Боголюбов передавал книги, личные документы, документы представителей рода Радищевых, считая целесообразным их хранение в музее. Среди них - фотографии, дипломы, около 100 писем к нему от лиц императорской фамилии, друзей, художников.

Н.В. ОгареваИскусствовед Н.В. Огарева (Москва) рассмотрела историю создания живописных произведений И.Е. Репина, принадлежащих Радищевскому музею. Музей обладает значительной коллекцией репинских работ: 6 живописных, 6 графических и керамическое блюдо, расписанное художниками, в том числе И.Е. Репиным и подаренное А.П. Боголюбову под Новый 1876 год. Все живописные работы высочайшего качества, всегда находятся в экспозиции музея, покидая её только для экспонирования на серьёзных российских и зарубежных выставках. "Портрет Нади Репиной" сейчас находится на выставке в Голландии.

Последним сообщением стало выступление Н. А. Гришиной, зав. редакционно-издательским сектором музея. Оно касалось музейных суеверий, собранных из разных музеев страны. Находясь на стыке проблем мифологического сознания и культуры, эта тема может быть продолжена на отдельном интернет-сайте.Ведущие круглого стола - Г.А. Зайцева, Т.В. Гродскова и Н.А. Никишин


Выступающие на круглом столе подвели итоги конференции.

Много внимания было уделено роли основателя музея А.П. Боголюбова, подчёркнута его идея образования и художественного воспитания молодого поколения.

Во время выступлений на круглом столеЗвучала мысль, что задача музея - восстановить справедливость по отношению к А.П. Боголюбову, прекрасному мастеру и личности, сыгравшей важную роль в истории русской живописи, его имя должно стоять в одном ряду с именами И. Крамского, И. Репина, В. Поленова.
Генеральный директор Радищевского музея Т.В. Гродскова Необходимо издать его альбомы, каталог произведений (хранящихся во всех музеях России), издать переписку с художниками, переиздать "Записки моряка - художника".

Много говорилось о создании концепции музея. Но, очевидно, что выработка концепции - дело не одного и даже нескольких дней конференции.

Генеральный директор музея Т.В. Гродскова подвела итоги конференции, отметив, что она была очень плодотворна, подняла острые вопросы, дала материалы для раздумья. Ведь несмотря на все сложности, музей функционирует, конференция показала квалифицированность сотрудников и слаженную работу всех отделов.




Во время Боголюбовских чтений в нашем музее произошло очень приятное и необычное событие.
Музей посетила маленькая гостья. Девочка Лизонька, которой 1 месяц от роду, пришла в музей вместе с мамой, папой и бабушкой.
Они сразу же привлекли внимание смотрителей, сотрудников и охранников музея. Молодые люди приехали с Дальнего Востока на родину мамы, в Саратов.
Молодая мама с детства знала музей имени А.Н. Радищева и решила показать его своему мужу и свекрови.
Лизонька была очень тихой девочкой и родители тоже взяли её в музей. Реакция девочки на шедевры живописи была очень спокойной. Иногда она смотрела на наиболее яркие картины, а иногда дремала на руках у мамы. Самый юный посетитель Радищевского музея - XXI века
Родителям вручили памятные подарки Радищевского музея, поблагодарили за то, что с юного возраста приобщают младенца к культуре.
И апофеозом необычного посещения стало очень рядовое для Лизонькиного возраста событие: она захотела кушать, и мама в зале музея начала кормить её. На что растроганные сотрудники единодушно решили: любовь к искусству ребёнок впитал с молоком матери.
Очень символично, что Лиза посетила музей, во время конференции, где музей решал глобальную для себя проблему: каким он станет в будущем.
Маленькая Лиза тем самым вошла в историю музея, как самый юный посетитель XXI века.




Узнать более подробную информацию о А.П. Боголюбове, истории Боголюбовских чтений, истории и настоящем Радищевского музея, программе и участниках VIII Боголюбовских чтений, а также познакомиться с тезисами докладов, Вы можете на специальном Web-сайте чтений, который в данный момент разрабатывается отделом по развитию Радищевского музея совместно с отделом геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ.
В следующих выпусках информационного бюллетеня мы приведем его адрес в сети Интернет и пригласим Вас на наш сайт.


Выходные данные

410031 г. Саратов, ул. Первомайская, 75.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, отдел по развитию музея, тел.: (845-2) 24-36-27.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Последний рабочий день месяца - санитарный.
Заявки на экскурсионно-лекционное обслуживание принимаются по тел.: (845-2) 24-16-06.
Страничка архива информационных бюллетеней музея
Дополнительную информацию о музее имени А.Н. Радищева и других музеях Саратова и Энгельса, Вы можете найти на сайте Музей Волги - Саратовский регион. Здесь же размещается архив наших информационных бюллетеней.
Благодарим сотрудников отдела геоинформационных систем ПРЦ НИТ СГУ за оказанную помощь при подготовке web-версии данного бюллетеня.
Ответственная за выпуск информационного бюллетеня М.Е. Шпак, зав. сектором информационных ресурсов отдела по развитию музея имени А.Н. Радищева.
Все свои замечания и предложения присылайте по адресу: radmuseum@renet.ru


Сайт музея им. А.Н. Радищева

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU Сайт 'Новости Радищевского музея'