Н.И. Костомаров Легенда о Кудеяре вызвала к жизни одноименный роман известного русского историка Николая Ивановича Костомарова. Сюжетная линия романа сталкивает в кровавом вихре русского бунта образы полулегендарного разбойника Кудеяра и вполне реального Ивана Грозного.

Иван Грозный предстает как почти демоническая сила, сеющая смерть на русской земле. Бояре, царедворцы, весь народ в ужасе смотрят на череду даже не казней, а откровенных убийств, совершаемых на потеху этому уроду, но не пытаются ни сопротивляться им, ни хотя бы объяснить себе их смысл. Все чувства, даже инстинкт самосохранения заглушает рабская покорность, готовность к мирениям и смерти, жертвенность перед лицом божьего гнева, неважно в чем проявляющегося - в засухе, граде или неистовства сумасшедшего государя.

Один Кудеяр, жена которого также попала в мясорубку опричнины, смеет поднять голову, встать с колен и начать мстить убийце. Кто же он, этот почти богоборец, посмевший искать способа прервать цепь злодеяний? В народных преданиях сохранился образ титана духа, одержимый идеей борьбы за справедливость со всеми атрибутами сказочного героя - великан, силач, заполнявший свои революционные будни грабежами на большой дороге и зарыванием многочисленных кладов.

Костомаров рисует несколько иной портрет. Его Кудеяр также весьма силен и проворен, хотя и туповат, но нет в нем ясного осознания своей правоты, он все время мечется между то служением поочередно то Крымскому хану, то русскому царю, то борению с ними же. В конце концов, он приводит к Москве полчища татар, поджигает ее и тут же узнает, что он родной брат по отцу Ивана Грозного. Такой неожиданный поворот сюжета оказывается губителен для его неокрепшей психики и он умирает в страшном изумлении. Вообще образы двух главных действующих лиц романа (Кудеяра и Ивана Грозного) при всей своей насыщенной багрово-красной колористики выглядят достаточно карикатурно. Это даже не люди, отягощенные такими непременными на наш взгляд качествами, как личность, чувства, разум. Это стихии, в слепом движении которых гибнут попадающиеся им на пути люди. Например, жена Кудеяра возвращается из плена с ребенком, родившимся от "басурманина". Понятно, что такая ситуация вызвала бы сложные чувства во многих людях и потребовалось бы немалое, по выражению Льва Толстого, "приращение души", чтобы адекватно отреагировать на нее. Не таковы наши удальцы. И у Ивана Грозного, и у Кудеяра ответ готов: зарезать его, да и все.

"Привычка свыше нам дана…" Готовность убивать роднит разбойников любого сословия. Разница лишь в средствах - царь предпочитает театрализованность действия, Кудеяр попросту давит людей, как тараканов. Очевидно, Костомаров сам понимал несостоятельность своего персонажа на роль народного героя, поэтому его самоликвидация в конце романа выглядит вполне уместной.


Главная Кудеяр Легенда Исследование Клад Хроника Лох Путешествие Парк Библиография Архив