Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы IX Боголюбовских чтений



Царева Т.Б.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Французские шпалеры из собраний Радищевского музея


Собрание западноевропейских шпалер Радищевского музея сравнительно небольшое, но достаточно интересное. Основу коллекции составляют фламандские и французские ковры конца XV-XVIII веков, поступившие при открытии музея от его основателя А.П.Боголюбова. Однако эта часть музейного собрания до настоящего времени не получила научной систематизации и никогда не была опубликована, поэтому практически неизвестна исследователям. Французское ковровое ткачество представлено в собрании Радищевского музея "Пейзажем с водяной мельницей" и фрагментом бордюра с резвящимися обезьянками.

В первой половине XVIII века в искусстве складывается новое стилистическое направление - рококо. Заказчиков привлекает искусство изысканное и утонченное. Желание окружить себя комфортом вызвало преображение и архитектуры и прикладных искусств. Пышные дворцовые залы сменяют небольшие камерные салоны и уютные будуары, в украшении которых господствует развитая декоративность, обилие завитков, легкие панели с золочеными бордюрами и зеркала. Предметы интерьера - мебель, ткани, фарфоровые вазы - образуют неразрывное целое с внутренней отделкой комнат. Изменилось и место стенных ковров в убранстве помещений, шпалера должна была, прежде всего, стать органичной частью изысканного ансамбля интерьера рококо, и конечно это не могло не повлечь за собой изменение стиля художественного ткачества. Торжественные, монументальные композиции ковров, обрамленных широким бордюром, которые так подходили к громадным дворцовым залам, оказались слишком громоздкими для небольших зданий и комнат этой эпохи. Крупные декоративные формы характерные для второй половины XVII века сменяются более легкими, героические сюжеты - галантными. Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи - пастораль.

Шпалера "Диана и Эндимион" представляет собой образец переходного периода. Правда, это изделие фламандских мастеров, однако в формировании стиля шпалер Брюсселя в конце XVII - первой трети XVIII века большую роль сыграли французские художники, особенно Шарль де ла Фосс. Созданные им картоны для серии шпалер на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, оказали влияние на выбор сюжетов, характер композиции стенных ковров как французских, так и фламандских мастеров.

Если для шпалер барокко была характерна динамичная трактовка сцен, величественная, крупнофигурная композиция и чрезмерное подчеркивание жестов, то к концу XVII века характер композиции картонов изменился. Вместо одной большой героической картины, плотно скомпонованной, с насыщенным глубоким колоритом, которая занимала всю середину ковра и обрамлялась широким орнаментальным бордюром, стали уделять больше места аксессуарам и пейзажу. В самом выборе сюжета "Дианы и Эндимиона" , в его "галантности", а также в характере изображений заметны черты нового стиля. Пластические формы утрачивают свою тяжеловесность, колорит высветлился, а в композиции есть та лёгкость, даже оттенок игривости, которые предвещают искусство XVIII столетия.

Несомненно, что одним их стилеобразующих факторов является развитие орнамента и конечно немаловажную роль в создании нового стиля сыграли работы художников-декораторов, таких как Ж.-М. Оппенор, Н.Пино, Ж.-О. Мейсонье, а так же декоративные композиции К. Жилло и А. Ватто. Свойственная рококо тяга к экзотике, нашла свое отражение в разработанных ими орнаментальных мотивах, которые использовались для оформления интерьеров, украшения тканей и т.п. Среди них можно встретить персонажей "comedia dell´arte", сценки из жизни китайцев, растительные экзотические мотивы. Изощренность вкуса требовала постоянной новизны и необычности, и Ватто вводит в свои декоративные композиции забавные сценки с обезьянами (сэнжри), заменяя ими человеческие фигуры: обезьяны катаются на коньках, лечат друг друга, музицируют.

На фрагменте нижнего бордюра шпалеры из собрания музея так же изображены сценки с играющими обезьянками и сатирами, которые резвятся среди цветов и ваз с фруктами на светлом золотисто-желтом фоне. Композиция бордюра решена в легкой, причудливой, несколько фривольной манере столь характерной для переходного искусства первой четверти XVIII века, так называемом стиле Регентства. В самом орнаментальном решении чувствуется переработка мотивов ренессансного гротеска. Капризное нагромождение форм, получеловеческие, полузвериные фигуры сатиров, резвящиеся обезьянки, обрамленных прихотливыми завитками, и почти материальная осязаемость лежащих в вазах плодов, все линии изогнуты, подвижны, все это еще симметрично, но так изящно и легко скомпоновано, что в этом чувствуется переход к декору XVIII столетия. Искусное изображение птиц, обезьян и сатиров свидетельствует о незаурядном мастерстве ткачей. Вполне возможно, что данный бордюр был частью шпалеры выполненной французскими мастерами на рубеже XVII-XVIII веков.

В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. "Сельские сцены" украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки - представители третьего сословия.

Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены преднамеренной изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши ловящие рыбу - излюбленные темы живописных работ и Франсуа Буше.

Буше яркий представитель французского рококо. Первый художник короля, директор Королевской Академии живописи и скульптуры, директор мануфактуры Бове - он олицетворял единение живописи и прикладного искусства и конечно оказал большое влияние на формировании нового стиля. Буше обладал необычайным декоративным даром, который проявился не только в живописи, но и в прикладном искусстве. Кроме живописных работ, он создавал театральные декорации, эскизы костюмов, рисунки для вееров. По его эскизам создавались картоны, которые были крайне популярны и часто повторялись, подвергаясь многим стилистическим изменениям, ткачами шпалерных мануфактур Бове и Обюссона. Как живописные полотна Буше, так и шпалеры - пасторали, созданные по его картонам, с легкостью становились частью убранства интерьера.

В 1730-е годы Ф. Буше совершил путешествие в Бове вместе с Ж.-Б. Удри для подготовки эскизов к шпалерам и, в его рисунках нашла отражение скромная природа тех мест. Он пишет с натуры реальные уголки в окрестностях Бове: крестьянские хижины, водяные мельницы на берегах тихих речек, прачек и рыбаков. Многие рисунки Буше являются главным образом этюдами к картинам или послужили основой для создания картонов для шпалер как, например два рисунка с изображением мельницы из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина "Мельница" и "Пейзаж с мельницей" . Изображенный мотив - мельница, ручей, рыбак, ловящий рыбу - все это с небольшими вариантами мы можем увидеть на стенных коврах, вытканных мастерами Обюссона, в частности на шпалерах, находящихся в нашем собрании и в коллекции Шевалье.

XVIII век это период расцвета мануфактуры Обюссона. Художественным руководителем становится Ж.-Ж. Дюмон, кроме того, из Парижа присылают картоны Ж.-Б. Удри, Ф. Буше, Ж.-Б. Гюэ и других крупных живописцев Франции. Шпалера " Пейзаж с водяной мельницей" также была выполнена в мастерских Обюссона в середине XVIII века по эскизу Буше. Она поступила в музей в 1885 году от А.П. Боголюбова и была записана в инвентарной книге и в первом Указателе музея как "Сельская сцена по рисунку Буше".

Шпалеру отличает нарядная декоративность, легкое изящество и непринужденно построенная композиция. На лоне природы, среди раскидистых деревьев - пастушеская идиллия - прекрасная пастушка, пасущая коз, и юноша с собакой, предлагающий ей рыбу. Грациозно склоненные головки и изящные жесты. Все рассчитано на впечатление деревенского уединения. Стремясь подчеркнуть сближение с природой и ее настроением Буше вводит в декоративную композицию легкий пейзаж: раскидистые деревья, горбатый мостик, перекинутый через реку, мельничное колесо и т.п.

Шпалера выткана из шерстяных и шелковых нитей. Лица, волосы, одежда персонажей, стена мельницы выполнены ткачами в нюансах одного тона. Яркие цвета барокко сменяются нежными, пастельными. На первый план выступают преломленные тона, заглушенные, вянущие - кремово-белый, светло-желтый, кофейно-коричневый.

Близкая по типу шпалера "Водяная мельница" или "Мельница в Шератоне", выполненная в мастерских Обюссона в 1755-1759 годы, находится в коллекции Шевалье (Ancienne collection Chevalier) и воспроизведена в книге, посвященной шпалерному ткачеству Обюссона и Фелетена. Композиции шпалер очень близки - слева изображение водяной мельницы, деревянные мостки, изящно сгруппированные купы деревьев, на переднем плане - пасущиеся козы и овцы, а справа - сидящая под деревьями пастушка и рыболов, предлагающий ей рыбу. Однако в центре нашей шпалеры - девушка в нежно-розовом платье и ослик с плетеными корзинами и только фрагмент мельницы, а на ковре из собрания Шевалье здание изображено полностью и дополнено фигурами рыбака, ловящего рыбу и женщины, стоящей на мостках. Кроме того, фигуры рыбака и пастушки, а также трактовка лиц персонажей на этой работе переданы беспомощно, рисунок неточен, особенно бросаются в глаза погрешности в передаче движения.

К сожалению, шпалера, из собрания Радищевского музея не имеет тканых клейм. Несомненно стилистическое сходство в изображении фигур, деталей пейзажа со шпалерой из собрания Шевалье, а также с коврами из собрания государственного Эрмитажа ("Сельские развлечения" и "Цыганка" ), также выполненных в мастерских Обюссона. Как отмечает известный исследователь шпалерного ткачества Н.Ю. Бирюкова, шпалерам Обюссона и Фелетена свойственна более смелая стилизация изображений и несколько наивная трактовка фигур и пейзажа, а так же условная, построенная на преобладании сочетаний синих, зеленых и коричневых тонов красочная гамма. Шпалеры Обюссона и Фелетена отличаются более рубчатой фактурой, чем гобелены или ковры Бове, поскольку шерсть, из которой ткались эти шпалеры, была более низкого качества.

Таким образом, несколько искаженный рисунок в фигурах людей и животных, трактовка пейзажа, а также фактура и цветовая гаммы шпалеры позволяет отнести "Пейзаж с водяной мельнице" к изделиям мануфактуры Обюссона и датировать ее серединой XVIII века.


1. Delmarell G. Flemish Tapestry. Lanoo Publishers.Teilt/Belgium. 1999. P. 306.

2. Атрибуция шпалеры: Царева Т.Б. .Шпалера "Диана и Эндимион" К вопросу атрибуции. Сб. Радищевский музей. История. Настоящее. Будущее. Материалы восьмых Боголюбовских чтений. Саратов. 2003. Стр. 43-48.

3. Инв.N П- 2118. Шерсть, шелк. Основа - крученная нить.4-5 нитей на 1 см. 380 х 37,5.

4. Французский рисунок XVI-XVIII веков. Из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина. М. "Изобразительное искусство".1 977. N 14.

5. Там же. N 15.

6. D.Chevalier,P.Chevalier,P.F.Bertrand. Les tapisseries D"Aubusson et de Felletin (1437-1791), с. 146.

7. Инв. N П-2113. Шерсть, шёлк, 5 нитей основы на 1 см. 201х244см.
8. Указатель Радищевского музея в Саратове. Саратов. Типография Губернского правления. 1886. Стр.40, N 16.

9. D.Chevalier,P.Chevalier,P.F.Bertrand. Les tapisseries D"Aubusson et de Felletin (1437-1791), с. 146.

10. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа. Изд."Аврора" Ленинград.1974. N 83, 84.

11. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв. Л., 1972. С. 61.


Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева