Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы IX Боголюбовских чтений



Дорогина Елена Алексеевна

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Художники Алой Розы: факты и предположения


В апреле 1904 года в Саратове открылась выставка "Алая Роза". Организованная Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным, выставка явилась первой попыткой молодых, талантливых художников заявить о себе. Впоследствии многие участники этой выставки станут яркими представителями русского живописного символизма.
В этом году исполнилось сто лет со времени проведения выставки, но по-прежнему очень сложно составить ясное представление о составе участников, об экспонировавшихся на выставке произведениях. Многие из работ со временем оказались утраченными, или рассредоточенными по частным собраниям, а о творчестве таких художников, как Е. Потехина, В. Половинкин, Н. Нордосский, С. Симпол, К. Фельден практически ничего не известно.
Данный доклад не является научным исследованием. В нем лишь высказываются предположения о том, какие произведения могли участвовать на "Алой Розе" и каким образом они оказались на выставке.

Анатолий Арапов

Арапов после окончания гимназии с 1892 г. учился в Московском Межевом институте, где и получил первые художественные навыки. В институте Арапов окончательно понял, что его призвание - искусство и в 1897 году поступил в МУЖВЗ на архитектурное отделение. Подобно многим, Арапов в студенческие годы серьезно увлекся прикладным искусством, книгой, театром. Вместе с друзьями участвовал в оформлении феерических гуляний народного театра "Скоморох". Пытался со своим однокурсником Сиротиным организовать театр одних декораций
"Будучи учеником Училища Живописи Ваяния и Зодчества на архитектурном отделении увлекаюсь живописью, знакомлюсь и присоединяюсь к кружку художников, впоследствии определившихся под знаком выставок "Голубая Роза", "Венок", "Золотое Руно".
На выставке "Алая Роза" Арапов был представлен одним произведением -"Лефортовский парк".
Можно предположить, что это натурная работа, написанная в Лефортовском парке, рядом с которым жил одно время художник. "Жили мы в Москве в Лефортовском дворце, в казенной квартире, которая полагалась отцу при архиве Лефортовский дворец расположен на берегу реки Яузы, где кроме того были три пруда. На другом берегу этой реки расположен громадный Лефортовский парк Петровского времени с живописными прудами, мостиками, беседками".

Виктор Борисов-Мусатов

В.Борисов-Мусатов был приглашен на выставку "Алая Роза" в качестве почетного экспонента. "Привлечение на выставку Борисова-Мусатова и Врубеля еще раз доказывает, как ясно видели свою связь с ними Кузнецов и его друзья. Именно их, и только их считала молодежь предшественниками того декоративного символизма, к которому она стремилась. Ведь ни Серов, ни Коровин, непосредственные руководители и преподаватели, к тому же уважаемые и любимые, не были приглашены участвовать на выставке".
В архиве СГХМ хранятся две фотографии, сделанные братьями Леонтьевыми, на которых запечатлены произведения Борисова-Мусатова, ныне, вероятнее всего, утраченные. Одна из них - фотография с работы художника "Розы на голубом".
Эта работа принадлежала В.В. Добошинской, с которой был дружен В. Борисов-Мусатов".
На выставке "Алая Роза" экспонировались три работы художника: "Розы", "Сирень" и "Эскиз". Из каталога известно, что работа "Розы" находилась в собственности Добычиной. Но возможно, это опечатка, каких немало в данном каталоге, и имеется в виду на самом деле В. Добошинская. В таком случае, можно предположить, что перед нами фотография именно с этой работы.

Михаил Врубель

На выставку "Алая Роза" Врубеля пригласили в качестве почетного экспонента. Именно его считали будущие голуборозовцы основоположником современного "нового" искусства. "Несмотря на наше уважение к Пикассо, началом современной живописи был Врубель. Мы слишком далеки сейчас от Врубеля. Теперь перед нами иные задачи. Но он первый сделал некрасивость прекрасной".
Сергей Судейкин, один из активных участников выставки "Алая Роза", вспоминает о времени, проведенном в Мамонтовском Абрамцеве. "Мы жили, ели и спали на тех же местах, где во время величия Саввы Ивановича сидели Коровин, Серов, Врубель, Шаляпин, Собинов. Весь дом, теперь опустевший, бездеятельный, полон был воспоминаний о Врубеле. О Врубеле - бесконечные легенды. Всюду майолики Врубеля, на полках - мелочи его жизни, "Лель", "Купава", "Весна". Все, касавшееся его, не переставало существовать".
На выставке Врубель был представлен одной работой под названием "Тамара". Известно, что это произведение представляет собой алебастровую головку-подсвечник
Вероятнее всего, этот подсвечник принадлежал Мамонтову и хранился у него в Абрамцеве. По просьбе организаторов выставки, для которых было очень важно участие Врубеля, Савва Иванович передал этот подсвечник для экспонирования.

Павел Кузнецов

П. Кузнецов первоначальные художественные навыки получил в мастерской отца, "живописных дел мастера" В.Ф. Кузнецова. В 1897-1904 гг. учился в МУЖВЗ. В училище Кузнецов сплотил вокруг себя единомышленников (кузнецовский кружок), которые впоследствии стали яркими представителями голуборозовского движения.
В 1900-1901 годах Кузнецов стал посещать мастерскую Коровина-Серова. "Однажды Коровин предложил поехать с ним на этюды в село Абрамцево, принадлежавшее тогда большому любителю и знатоку искусства С. И. Мамонтову.
Мамонтов гостеприимно вышел навстречу Коровину, который представил ему нас, охарактеризовал как молодых талантливых художников. Мы погостили у Мамонтова несколько дней, так как он не хотел отпустить нас сразу, и я имел возможность близко познакомиться с ним и понять, что это был за человек. Искусство он любил до безумия, можно было подумать, что это главная сфера его деятельности. В этой области он искал все новое, прогрессивное, растущее и редко ошибался. Чутьем угадывая, открывая молодые таланты и находя таковые, он лелеял их, направлял, способствовал их развитию, будучи сам в этой области большим знатоком, тонким и высококультурным ценителем и советчиком"
На выставке "Алая Роза" Кузнецов показал "Портрет Шаляпина". Можно предположить, что этот портрет был написан художником в Абрамцеве. Шаляпин был частым и дорогим гостем у Мамонтова.
Здесь, в Абрамцеве, и произошло знакомство Кузнецова с Шаляпиным. Известно, что Матвеев, Трубецкой и сам Мамонтов работали над скульптурными портретами певца, а Кузнецов писал с Шаляпина живописный портрет. Далекий от понимания современного искусства, критик С. Гришин так характеризует этот портрет: "Но как на первых полотнах невозможно было бы без помощи каталога заподозрить присутствие тополей, так и в ? 46 никто не стал бы искать чьего-либо портрета"
Летом 1902 года Павел Кузнецов отправляется путешествовать по Северу. Осуществить поездку помог С. Мамонтов. В каталоге выставки "Алая Роза" названы 24 работы Кузнецова, из них более половины были написаны во время путешествия по Северу. Наряду с натурными работами были представлены и символистские произведения: "Белое утро", "Увядание", "Впечатления", "Cappriccio".
В собрании СГХМ имени А.Н. Радищева находится работа Павла Кузнецова "Северный пейзаж с оленями" 1902 года. Вполне вероятно, что это произведение, относящееся к циклу "северных работ" художника, экспонировалось на выставке "Алая Роза".

Владимир Половинкин

Сведений о работах художника не обнаружено, поэтому невозможно составить представления о творчестве В. Половинкина. Не известны даже годы жизни Владимира Прокофьевича.
Удалось выяснить, что он был сокурсником и близким другом Павла Кузнецова, Петра Уткина и Мартироса Сарьяна. Возможно, этим и объясняется его участие на выставке "Алая Роза".
"Первый студент, с которым я познакомился, был Владимир Половинкин. Он обладал весьма поэтической натурой. Мне нравилась его непосредственность, и я любил его, пожалуй, больше всех товарищей. Был он человеком слабовольным, подверженным частым колебаниям, страдал от неверия в свои силы Художник он был слабый. Не было у него чувства цвета. И природу видел сухо, графически.
Он, как и многие из студентов, вернулся на родину, стал там учителем рисования в женской гимназии и погрузился в губительное стоячее болото станичной жизни. В этой тихой среде он, как я слышал от товарищей, увлекся поэзией и занялся графическими работами. Умер он у себя на родине во время гражданской войны, став жертвой эпидемии тифа", - вспоминал Мартирос Сарьян.
Петров-Водкин, вспоминая годы обучения в Московском Училище, писал и о Половинкине: "В дальнейшем примкнул к нам Половинкин, примкнул несколько бочком. Бесхарактерный, казалось бы, в жизни, он был дико упорен в работе и рос взрывами, скачками, бросаясь из одной крайности в другую. К выпуску из училища он заинтересовал меня, казалось, прочно найденной системой монохромного оцвечивания натуры на близких гаммах. Серов приветствовал этот подход Половинкина к живописи, плотной и хорошо сложенной.
Неровный и буйный к самому себе, на этом этапе исчез он в провинции донских станиц. Говорили, что он стал учительствовать в гимназии и открыл свою мастерскую; на этом слух о нем и кончился; в дальнейшем ни самого Половинкина, ни его работ я не встречал больше".
Вероятно, В. Половинкин учился в мастерской Серова-Коровина, и Серов был доволен его работами.

Елизавета Потехина

Сведений о художнице Елизавете Потехиной совсем немного, не обнаружены и ее работы.
Известно, что "Елизавета Сергеевна Потехина, ставшая первой женой Фалька, -сама тоже была художницей и училась в московском Училище. Родом она была из старой дворянской семьи. Родители и с той и с другой стороны не одобряли брака Фалька и Елизаветы Сергеевны, однако молодые люди поженились вопреки их желанию. Перед венчанием Фальк крестился и перешел в православную веру. В 1900-1910 годах Фальк и Елизавета Сергеевна преподавали рисование в школах: родители их материально не поддерживали".
Возникает вопрос, каким же образом работа Елизаветы Сергеевны "Ночной пейзаж" оказалась на выставке "Алая Роза"?
Ведь о Потехиной не говорится в связи с кузнецовском кружком и ее имя не упоминается среди участников "голуборозовского движения".
Можно предположить, что "Ночной пейзаж" экспонировался на выставке благодаря Петру Уткину. Из воспоминаний супруги Уткина стало известно, что одно время Петр Саввич был влюблен в Елизавету Сергеевну Возможно, именно этой романтической историей объясняется появление на выставке работы художницы. Из каталога известно, что работа Уткина "Песня ночи" находилась к моменту открытия выставки в собственности Е.С.П. - < так значится в каталоге>. Вероятнее всего, имеется в виду именно Елизавета Сергеевна Потехина.

Мартирос Сарьян

М. Сарьян в 1897 г. поступил в МУЖВЗ. В 1903-1904 гг. работал в высшей художественной мастерской Серова - Коровина.
С момента поступления в училище вошел в состав кузнецовского кружка и был участником всех совместных выступлений будущих голуборозовцев.
На выставке "Алая Роза" Сарьян был представлен пятью работами: "Аул", "В горах", "Вечер", "Отблески вечера", "Восточная легенда". А. Русакова пишет, что на этой выставке Сарьян впервые показал кавказские пейзажи и фантазии на темы сказочного Востока. Вероятно, эти работы относятся к первому циклу работ художника - "Сказки и сны". Можно предположить, что некоторые из участвующих на выставке работ находятся в Музее М. Сарьяна в Ереване. Этот музей целенаправленно собирает ранние работы мастера, в том числе "Сказки и сны" (1903-1908).
В собрании СГХМ им. А.Н. Радищева находится работа М. Сарьяна "Терраса с тремя фигурами", датированная 1900-ми гг. Произведение поступило в коллекцию музея в 1969 году от А. Ивановской, дочери Петра Уткина. Ранее оно принадлежало Уткину. В списке работ художника Сарьяна упоминается картина "Жаркий вечер" из собрания П. Уткина. В, это и есть работа из коллекции СГХМ имени А.Н. Радищева и она могла экспонироваться на выставке "Алая Роза" под названием "Вечер".

Сергей Судейкин

Сергей Судейкин поступил в МУЖВЗ в 1897 году. Однокурсник Кузнецова, Сарьяна и Уткина, он стал одним из активных участников кузнецовского кружка и одним из ярких представителей "голуборозовцев".
Сергей Судейкин принял активное участие в организации выставки "Алая Роза". Художник исполнил обложку каталога, решив ее в символистском духе.
На выставке художник был представлен тремя произведениями: "Эрос", "Леда и Лебедь", "Купальщицы". Из рассказа Судейкина стало известно, что работа "Эрос" - небольшое декоративное панно. После выставки "Алая Роза" это произведение экспонировалось на II выставке Союза художников в 1905 году, где его увидел и запомнил Михаил Врубель. При встрече с Судейкиным он сказал: "Милый юноша, приходи ко мне учиться, ты на опасном пути. Я видел твою картину, она кружевная, это опасно:"

Майолика и скульптура на выставке "Алая Роза"

Из каталога известно, что на выставке экспонировалась майолика и скульптура из "Абрамцева". Фамилии художников и названия произведений не приводятся.
О том, что многие голуборозовцы работали в мамонтовских гончарных мастерских Абрамцева, хорошо известно. Особенно подружились с Мамонтовым Кузнецов, Сапунов, Судейкин и Матвеев. В Абрамцеве они стремились возродить забытое искусство майолики, делая модели скульптур, ваз и тарелок.
"Савва Иванович Мамонтов после своего процесса в связи с постройкой Ярославского вокзала продолжал покровительствовать молодым художникам и артистам. Нас было трое: Сапунов, Кузнецов и я (Судейкин - Е.Д.). Когда денег не было, жили периодически на майоликовом заводе Абрамцева, за Бутырской тюрьмой. Молоды мы были, потому повесничали непростительно. Но Савва Иванович сумел применить нас и впервые дал нам в руки декоративные кисти", - вспоминал Сергей Судейкин.
Сохранились воспоминания и Кузнецова о времени, проведенном там. "На Бутырках был у Мамонтова керамический завод. Мы в то время окончили училище, я (Павел Кузнецов - Е.Д.) и мой саратовский друг, скульптор Александр Терентьевич Матвеев. Принимая нас у себя, Савва Иванович сразу усмотрел большой талант Матвеева и предложил ему работать на своем заводе, неусыпно наблюдая за развитием и успехами молодого начинающего скульптора. Он дал нам с Матвеевым совместную мастерскую, чтобы мы работали, росли и развивались".
Известно, что майоликовые вазы, созданные Александром Матвеевым в мамонтовской мастерской, экспонировались в 1902 году в Петербурге на выставке "Современное искусство", где было представлено декоративно-прикладное искусство "нового стиля". Поэтому, можно предположить, что майоликовые скульптуры А. Матвеева из Абрамцева вполне могли экспонироваться на выставке "Алая Роза".
Наряду с матвеевскими работами, вероятнее всего экспонировалась майолика Петра Уткина и Павла Кузнецова.
Известно, что в 1903 году Петр Уткин работал в керамических мастерских Абрамцева.
Пробовал себя в этой области и Павел Кузнецов. В письме К. Коровина - С. Мамонтову, написанным в 1898 году, говорится: "Дорогой Савва Иванович! Спешу Вас уведомить, что Кузнецов (майолика) тоже заявил намерение выставить на выставке свои майолики отдельным павильоном, хотя боится, чтобы это не вышло похоже на часовню" Как видим, уже с 1898 года Кузнецов активно работает в этом направлении. Существует предположение, что он помогал Матвееву создавать скульптурные произведения.
Таким образом, можно предположить, что на выставке "Алая Роза" наряду с живописными произведениями экспонировали и свои майоликовые работы Павел Кузнецов и Петр Уткин. Они же могли привезти из Абрамцева и скульптурные произведения Александра Матвеева. Возможно, майоликовые работы Уткина, Кузнецова и Матвеева представляли собой вазы и декоративные блюда. Вероятно, автор каталога воспринял их лишь как украшение выставочного зала и поэтому не счел нужным внести в каталог выставки.



Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева