Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы VII Боголюбовских чтений


ДЖОН Э. БОУЛТ
профессор университета штата Южная Калифорния


СЕРГЕИ СУДЕИКИН. ЖИЗНЬ В БЛИЖНЕЙ ЭМИГРАЦИИ



Тема моего доклада - постголуборозовский период Сергея Юрьевича Судейкина, в частности, сложный путь его эмиграции из России в Крым, Грузию, Азербайджан и Францию в 1917-1920-х годах. Этот период пока мало изучен (как и вообще судьбы русских модернистов во время гражданской войны), что объясняется общим предрассудком, будто художники и писатели Серебряного века потеряли оригинальность творческого лица после 1917 года, а в советском искусствоведении - политическими соображениями и (часто) отсутствием источников. Не буду оспаривать значимости этих причин; однако материалы - рукописи, дневники, картины, воспоминания - есть и даже во множестве (автобиографии Арапова и Феофилактова, письма П. Кузнецова, парижские архивы Николая Милиоти и проч.). Все это нужно исследовать и публиковать.
Что касается Судейкина, то пока единственную монографию о нем Д.З. Коган, вышедшую в 1974 году, нельзя считать полной. Для брежневской эпохи, конечно, это была удивительная книга - удивительно, что она вышла вообще, - но по вполне понятным причинам в ней о позднем Судейкине и о его эмиграции сказано очень мало. Как он выехал из России? Что он делал в Крыму, в Грузии? Где находятся его картины этого периода? Каково было его семейное положение в те трудные и страшные годы?
Нам помогают ответить на эти вопросы некоторые уникальные архивные материалы, которые попали в коллекцию Института современной русской культуры от бывшего секретаря Игоря Стравинского Роберта Крафта (Robert Craft). Это семейный альбом тогдашней жены Судейкина - Веры Артуровны Боссэ и ее дневники за 1917-1923 годы. На основе этих источников мы можем реконструировать не только маршрут Судейкиных из Петрограда в Крым, фузию, Францию, но и дальнейший творческий путь самого Судейкина после его театральных успехов в "Бродячей собаке" и "Привале комедиантов". В альбоме много оригинальных рисунков и камерных картин самого Судейкина; а в дневниках мы читаем как раз о той культурной среде, в которой жили Судейкины в Ялте, Тифлисе и Баку. Тут мы встречаем Билибина, Б. Григорьева, Каменского, Евреинова, Волошина, Гудиашвили, Городецкого, Терентьева, Ивнева, Браиловского, Сорина, а среди последних, уже парижских, посвящений (в альбоме), мы встречаем Бальмонта, Кахно и даже самого Стравинского: увы! 19 февраля 1921 года уже в Париже Сергей Дягилев познакомил Веру Артуровну с Игорем Федоровичем, они влюбились, Сергей Судейкин и Вера Артуровна разошлись - и 19 августа 1922 года Сергей Юрьевич Судейкин отправляется в Америку и начинает новую жизнь в Новом свете.
Давайте посмотрим на семейный альбом Веры Артуровны, этой "Музы муз" (по определению Бориса Кахно), которая многие годы посвящала свою жизнь благосостоянию Сергея Судейкина, вела семейные дневники и альбомы, записывала его мысли, хранила его рисунки. Но Вера Артуровна была не только жена (на самом деле Судейкин был женат на Ольге Глебовой-Судейкиной до февраля 1918 года, когда он - без формального развода - и Вера Артуровна без развода со своим первым мужем, петербургским фотографом Робертом Шиллингом - женился на Вере Артуровне). Да, Вера Артуровна была не только жена, но и актриса в Камерном театре Таирова, танцовщицей в дягилевских Ballets Russes (летом, в Париже) и одна из самых желаемых женщин в орбите богемного Петербурга.
Трудно установить дату ее первого знакомства с Судейкиным, но, кажется, их роковая встреча произошла в 1913 году (когда Судейкин был сентиментально близок и к Глебовой и к Кузмину), они тайно убежали в Париж на несколько дней и с 1915 года они уже не скрывали своих отношений и вместе выступали в таировской "Женитьбе Фигаро" (Вера как испанская танцовщица, Сергей как театральный художник). В том же году Вера сыграла роль Элен в экранизации "Войны и мира"; и оба начали работать (она как актриса, он как художник) в пронинском "Привале комедиантов" в Петрограде. В начале 1917 года Судейкина отправили на фронт, Вера уехала к маме в Москву, Судейкин скоро вернулся (кажется, как дезертир), и в мае 1917 года эта уже не такая молодая пара уехала в Крым.
С лета 1917 года по апрель 1919 Судейкины жили в Крыму - в Ялте, Алуште, Симеизе, Гаспрe, Мисхоре и Алупке. Жили у друзей (например, у Браиловских) или снимали квартиру, участвовали в местной художественной жизни и общались со многими старыми знакомыми, которые также находились в Крыму: Белкин, Сергей Маковский, Волошин, Сорин, музыканты Якобсон, Дроздов и Блуменфельд...
Благодаря такой компании, Ялта, "этот всероссийский санаторий", стала очевидцем некоторых важных художественных событий, в которых участвовали Судейкины. Достаточно упомянуть о "Первой выставке картин и скульптур Ассоциации объединенных художников", открывшейся в Женской гимназии в Ялте в декабре 1917 года, на которой Судейкин был представлен четырьмя картинами. Еще важнее была выставка "Искусство в Крыму", организованная Сергеем Маковским в конце октября 1918 года также в Ялте. Правда, Вера Артуровна особую симпатию к Маковскому не питала, описывая его, как "хилый долговязый мотылек в перчатках"; с другой стороны, Сергей Юрьевич был во многом обязан ему (мы помним позитивный отклик Маковского на голуборозовские картины Судейкина и его охотные ссылки на творчество Судейкина в "Аполлоне") и с удовольствием принял приглашение участвовать в выставке "Искусство в Крыму". Эта выставка - вообще значительная веха в истории русского модернизма, она состояла из современной части (284 работы) и исторической части (156 картин - Айвазовского, Боровиковского, Карла Брюллова и др.), некоторые вещи были в продаже. Поддерживали выставку - морально, если не материально - проживающие тогда в Крыму брат Стравинского Юрий и его жена Елена. На выставке "Искусство в Крыму" Судейкин был представлен "Гаданием" и другими вещами.
Несмотря на финансовые успехи (Судейкину удалось продать довольно много вещей в Крыму), богатую культурную жизнь и присутствие близких друзей, Судейкины (в апреле 1919 года) решились уехать во Францию через Константинополь. Но, уплыв из Ялты, их пароход попал в грозу, потерял курс и оказался не в той стороне Черного моря. "Нас высадили в Батуми и оттуда мы поехали в Тифлис, где верблюды еще были главным видом транспорта".
В апреле 1919 года Тифлис был городом резких контрастов - тончайших поэтов, европейской элегантности и азиатской экзотики, посольств Бельгии, Германии, Франции, Персии, Турции и Швейцарии и густых облаков пыли.
Тут нет места говорить подробно о "тифлисском Парнасе", о группе "Голубые роги", о "Цехе поэтов" Городецкого, о кафе "Химериони" и о "Фантастическом кабачке". Достаточно сказать, что в Тифлисе Судейкины сразу вошли в эту культурную смесь, общаясь с Крученых, Валишевским, Николаем Чернявским, Гудиашвили, Робакидзе, братьями Зданевичами и Игорем Терентьевым. Эти - и другие - писатели и художники оставили стихи, картинки, карикатуры, романтические высказывания в семейном альбоме Веры Артуровны. В свою очередь, Судейкин портретировал своих тифлисских друзей, и Вера Артуровна наклеивала их фотографии. Полагаем, что многие из этих посвящений писались именно в кафе "Химериони", где Судейкин часто выступал как театральный художник и расписывал стены. Можно сказать, что как раз самая "авангардная" часть альбома Веры Артуровны принадлежит именно тифлисскому периоду.
В Тифлисе Судейкин писал много, давал интервью газетам, участвовал в выставках (например, "Малом круге" в мае 1919 года), ходил в Театр оперы и балета и Театр миниатюр, много раз бывал в кабаре и ресторанах, таких, как "Павлиний хвост" и "Ладья аргонавтов".
Все-таки для Судейкиных Тифлис был чужой город: сам Судейкин мечтал о больших театрах Петербурга и Парижа, мать Веры Артуровны жила еще в Москве, ее отец в Берлине, шла гражданская война и даже Грузия еще пользовалась независимостью. Будущее было очень темным. Судейкины покинули Тифлис в декабре 1919 года - а попали не в Париж, а в Баку. Опять выставки, старые знакомства (Крученых, Городецкий, Рюрик Ивнев, Зданевичи, Робакидзе), кабаре ("Веселый арлекин") - и новые посвящения в альбом.
К сожалению, бакинская часть дневников Веры Артуровны не дошла до нас и мы почти ничего не знаем об их ежедневной жизни в этом городе и не знаем, при каких обстоятельствах они приехали туда в декабре 1919 года и уехали оттуда 12 марта 1920 года. Известно лишь, что после вторичного пребывания в Тифлисе Судейкины уплыли на параходе "Souirah" из Батуми 8 мая, приплыли в Марсель 18 мая и приехали в Париж 20 мая 1920 года.


Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева