Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы VI Боголюбовских чтений

Е.П. Яковлева
Государственный Русский музей

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ А.В. и Е.Л. РУМАНОВЫХ КАК ИСТОЧНИК МУЗЕЙНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ


Как известно, после Октябрьской революции 1917 года многочисленные частные художественные собрания России были расформированы и в большинстве своем национализированы Советской властью. Так, в 1920 году прекратило свое существование собрание известного петербургского журналиста, мецената и коллекционера Аркадия Вениаминовича Руманова (1878-1960) и его жены - пианистки Евгении Львовны (или иначе: Женни Лазаревны) (1883-1939)*.
Собрание Румановых сформировалось в 1910-е годы. Оно включало в свой состав коллекцию живописи, рисунка, акварели и печатной графики отечественных и западноевропейских художников; коллекцию портретных миниатюр работы немецких художников XVIII века; коллекцию старинных монет; предметы декоративно-прикладного искусства: фарфор, слоновую кость, бронзу (скульптуру и мелкую пластику); мебель (резную, инкрустированную, гарнитуры красного дерева Николаевской и Павловской эпох); художественные предметы быта и культа.
Художественное собрание размещалось в петербургской квартире Румановых на Большой Морской улице, 35, в известном доме страхового общества "Россия". Там же находилась библиотека, состоящая из художественной литературы, книг по истории, искусству, юриспруденции - всего свыше трех (по другим сведениям - пяти) тысяч экземпляров. Представляющая "большой археологический интерес (по словам владельца)" коллекция старинных монет хранилась в Сибирском банке.
В 1918 году, согласно декрету Совнаркома "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений", собрание Румановых было описано представителями новой власти. Искусствовед С.Р. Эрнст письменно подтвердил его "художественно-историческое значение".
В конце 1918 - начале 1919 года Румановы эмигрировали за границу, оставив доверенность по ведению дел на имя матери жены - Фанни Григорьевны Штембер, которая, согласно предписанию отдела по охране, в 1920 году и передала большую часть собрания в Русский музей. Меньшую часть румановского собрания - произведения искусства и художественные предметы быта и культа - музей не принял. Поскольку квартиру на Большой Морской, 35 необходимо было освободить, то все отвергнутое музеем имущество было отправлено на квартиру Ф.Г. Штембер в Новый переулок, дом 5. Дальнейшая история бытования этой части собрания нам не известна. Правда, недавно был обнаружен след одного из одиннадцати произведений, не принятых Русским музеем в 1920 году. Речь идет об эскизе К.И. Брюллова к картине "Последний день Помпеи" (1827). В1986 году Пермская художественная галерея приобрела в Москве у Н.А. Шифрина эскиз, название, техника, материалы и размеры которого совпали с теми, что значились в одной из румановских описей: картон, масло, 23x30,5 см; даже "золотая рама" соответствовала описи. К Шифрину эскиз попал от И.И. Ваулина. Эта фамилия в Петербурге хорошо известна. В 1900-1910-е годы в керамической мастерской П.К. Ваулина изготавливалась мозаика, украшавшая многие петербургские здания, в том числе фасад дома 35 по Большой Морской, где жили Румановы. Не исключено, что именно в эту семью Штембер передала (или продала) эскиз Брюллова.
Что касается истории бытования коллекции старинных монет, то она нам не известна. Последняя информация о ней датирована 19 декабря 1917 года. После национализации Сибирского банка А.В. Луначарский предложил А.В. Руманову взамен этой коллекции получить "стоимость металла на установленных основаниях". Абсурдность решения не могла не вызвать удивления бывшего владельца. Но в 1917 году все только начиналось...
Находясь с 1918 года в ведении отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса, собрание Румановых оставалось в квартире на Большой Морской вплоть до июня 1920 года, когда Штембер и передала большую часть собрания в Русский музей.
Перевезенные на нескольких подводах экспонаты были распределены там между художественным, историко-бытовьш и этнографическим отделами.
Экспонаты, поступившие в историко-бытовой и этнографический отделы, автором пока не выявлены. В современных же отделах прикладного и древнерусского искусства ГРМ собрание Румановых как источник поступления не значится. Более того, даже в фонде гравюры ГРМ, где автором были обнаружены принадлежавшие Румановым литографии Н.К. Рериха и В.А. Серова, фамилия владельцев как источник поступления произведений в музей до недавнего времени не фигурировала.
Что касается произведений, поступивших в художественный отдел, то часть их, начиная с 1925 года, Русский музей стал передавать на постоянное хранение в разные музеи и учреждения СССР. В большинстве своем они утратили имя предшествующего владельца, о чем свидетельствуют современные музейные каталоги и ответы сотрудников музеев на запросы автора.
Итак, в Эрмитаж Русский музей передал произведения западноевропейских мастеров, в том числе коллекцию из 146 портретных миниатюр работы немецких художников XVIII века. В Сибирский краевой (ныне - Омский художественный) музей поступили 15 картин отечественных и зарубежных художников, среди которых А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, К.С. Петров-Водкин, М.А. Демьянов, К.В. Круговихин, Е.З. Земляницына, А.А. Рылов, две работы Н.К. Рериха, а также произведения художников XVIII века Теобальда Милю, Франса Франкена II, А. ван ден Пуля, П. Ротари, С. Роза (?), "Пейзаж с всадником" неизвестного мастера. В Севастопольский музей были переданы 3 произведения из собрания Румановых. Это эскизы декораций Б.М. Кустодиева и С.Ю. Судейкина и малоизвестная работа Н.К. Рериха "Городок". В Полторацкий музей (ныне - Национальный музей изобразительных искусств Туркмении, Ашгабад) - поступили произведения К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, И.И. Бродского. В Музей искусств Республики Татарстан - картины Н.К. Рериха, Н.И. Альтмана, Д.Д. Бушена, И.И. Бродского, Н.И. Кульбина, Н.П. Крымова. В музеи Новгорода, Нижнего Новгорода, Костромы, Перми, Краснодара, Красноярска, Переславлъ-Залесского, Днепропетровска, Бердянска, Хабаровска, Владивостока, Нальчика, Махачкалы, Кизила - около сорока произведений живописи и графики.
Кроме музеев в конце 1920-х годов Русский музей передал свыше сорока произведений живописи и графики из собрания Румановых также в Госфонд, Комиссию по реализации госфондов, Ювелирторг и в Наркоминдел для украшения интерьеров посольств. Впоследствии эти произведения, как, впрочем, и не принятые Русским музеем, если сохранились, то могли разойтись по самым разным собраниям - "уйти" за рубеж и остаться в СССР, поступить в государственные музеи и в частные коллекции. Однако новые поколения владельцев вряд ли знают историю бытования этих работ и их принадлежность к собранию Румановых.
Именно потребностью в такого рода информации продиктована необходимость изучения художественных коллекций в их первоначальном составе, до их расформирования и национализации. Излишне говорить, сколь важны эти сведения для научной каталогизации произведении. На примере собрания Румановых автором уже ставился вопрос об изучении национализированных частных коллекций 1910-х годов в докладе на научной конференции по экспертизе и атрибуции художественных произведений (Москва, ГТГ и галерея "Магнум-Арс", ноябрь 1998 г.). В дополнение к докладу был предложен аудитории список принадлежавших Румановым произведений, местонахождение которых неизвестно. Подобный же список предлагается вниманию участников настоящей конференции. Быть может, подобно Пермской художественной галерее, нашедшей в этом списке вышеупомянутый эскиз Брюллова, кто-то из присутствующих узнает знакомые произведения. Автор будет признателен за любую информацию.
Состав собрания Румановых удалось установить благодаря архивным документам, литературным источникам и выявленным в художественных музеях бывшего СССР произведениям. Изучение описей произведений, составленных до расформирования собрания Румановых, а также списков произведений, поступивших в Русский музей, книг поступления и инвентарных книг, актов выдачи на постоянное хранение, каталогов выставок 1900-1910-х годов, переписка с научными сотрудниками музеев бывшего СССР - все это позволило автору составить каталог произведений живописи и графики дореволюционного собрания Румановых с указанием их современного местонахождения.
Этот каталог дает основание внести уточнения в каталожные описания произведений, в настоящее время находящихся на постоянном хранении в музеях России и за ее пределами. А главное - он раскрывает имя прежних владельцев, остановивших выбор именно на этих произведениях искусства.
Из опубликованных каталогов музейных собраний и в результате переписки установлено, что фамилия Румановых известна весьма ограниченному кругу современных владельцев некогда принадлежавших им работ. Так, эта фамилия не упоминается ни в Нижегородском художественном музее, где находится "Портрет дочерей скульптора И.П. Мартоса" А.Г. Варнека, ни в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, где хранятся два произведения из собрания Румановых - "Полоскание белья" В.И. Зарубина и эскиз декораций "Путивль" к опере "Князь Игорь" Н.К. Рериха. В Пермской художественной галерее и Севастопопьском художественном музее им. М П. Крошицкого надпись "Рум. №" на обороте картин ошибочно прочитана как "Румянцевский музей", и именно Румянцевский музей, а не фамилия Тумановых значится в рубрике "источник поступления" в музейных каталогах. Пожалуй, только лишь в каталогах Омского и Музея изобразительных искусств Татарстана указана фамилия Румановых.
В Приморской краевой картинной галерее с 1930 года находится малоизвестная недатированная пастель Н.К. Рериха "Дорожка в парке". Между тем, и по описям собрания Румановых, и по спискам произведений Рериха картина имеет дату: 1908 год и название "Дорожка". Более того, фамилия "Е.Л. Руманова", надписанная на наклейке оборота картины прочитана во Владивостоке как "Л. Тумакова".
Два произведения - "Цветы" С.Ю. Судейкина и "Вечер" Ф.А. Васильева (в румановских описях последний называется "Закат" и "Пейзаж на закате") из собрания Костромского объединенного художественного музея значатся как произведения, поступившие "со складов Русского музея".
В документах Бердянского художественного музея им. И.И. Бродского источником поступления картины К.Я. Крыжицкого "Нивы", которая переименована там в "Грозу", значится ни Русский музей и уж, конечно, ни А.В. Руманов, а художник И.И. Бродский (?!). Картина же И.П. Похитонова "Зимний пейзаж", переданная Русским музеем в 1930 году, вообще не дошла до Бердянского музея. Где она хранится сейчас - предстоит выяснить.
В Русском музее осталась половина коллекции живописи, рисунка, акварели и печатной графики собрания Румановых. Это примерно 150 произведений. До недавнего времени ни эта коллекция, ни собрание Румановых в целом не являлись предметом исследования. В результате не было ясности, что же представляло собой это собрание, кому оно принадлежало, когда и от кого поступило в музей.
Проблеме изучения собрания Румановых в Русском музее автор посвятила доклад на научной конференции ГРМ по итогам работы за 1997 год. В докладе был поднят вопрос о показе румановской коллекции живописи и графики в виде выставки, которая могла бы не только продемонстрировать один из путей комплектования музейных фондов после Октябрьской революции 1917 года, но и привлечь заслуженное внимание к незаурядной личности собирателей - Аркадия Вениаминовича и Евгении Львовны Румановы

* 0 личности А.В. Руманова см. в статье автора "Русское зарубежье. Аркадий Вениаминович Руманов" (Журнал любителей искусства. 1997. № 8-9).

Приложение


Елена Пантелеевна Яковлева,
заведующая отделом научной каталогизации Государственного Русского музея
191186, Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Мраморный дворец, комн. 308
Отдел научной каталогизации ГРМ Яковлевой Е.П. Тел.: (812) 312-94-72, факс: (812) 312-01-12

разыскивает следующие произведения, до 1920 года входившие в собрание А.В. и ЕЛ. Румавовых (Петроград):

Названия, техника и размеры произведений приводятся по описям и каталогам. Другие сведения о произведениях, кроме приведенных, автору не известны. На обороте произведений, принадлежавших Румановым, может стоять надпись: Рум №

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНО

АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889-1974)
Боровичи. 1912
Сведения взяты из кат.: Художественное бюро Н.Е. Добычиной. Выставка современной живописи и рисунка. Каталог. Пг, 1918, с. 3: Боровичи. 1912 (соб. А.В. Руманова).

АННЕНКОВ Юрий Павлович (1889-1974)
Рыболовы. 1913
Сведения взяты из кат.: Художественное бюро Н.Е. Добычиной. Выставка современной живописи и рисунка. Каталог. Пг, 1918, с. 3: Рыболовы. 1913 (соб. А.В. Руманова).

БЕНУА Альберт Николаевич (1852-1936)
Пейзаж с курами
Акварель. 24x30
Красная багетная рама со стеклом

БЕРГГОЛЬЦ Ричард Александрович (1865 или 18647-1920)
Зимний пейзаж. 1895
Акварель. 33x50
Коричневая багетная рама со стеклом

БРОДСКИЙ Исаак Израилевич (1883-1930)
Пейзаж с кустом пионов. 1908
Масло. 24x40
Узкая багетная рама

БУДЕВИН Адриан (Boudewyns Adrian)
Рынок на берегу моря
Масло. 25x36
Золотая рама

ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926)
Таинство евхаристии
Акварель. 92x40
Дубовая рама со стеклом

ВЕРНЭ Поль
Морской вид (Буря)
Масло. 74x98
Золотая рама

ГИППИУС Татьяна Николаевна (1877-1957)
Несравненная - женщина с дикими зверями (копия)
Масло. 73x63
Простая деревянная рама

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886-1939)
Крыльцо
Акварель (масло?). 37x55
Узкая черная рама и стекло

ЖАК Шарль-Эмиль (Jacque Charles-Emile) (1813-1894)
Петух и курицы
Масло

ЗАРУБИН Виктор Иванович (1866-1928)
Мужской портрет Итал. каранд.

КРАМСКОЙ Иван Мужской портрет (овал)
Масло

КРЫМОВ Николай Петрович (1884-1958)
Пейзаж. 1916
Масло. 33x41
Золотая багетная рама

ЛАХОВСКИЙ Арнольд Борисович (Беркович Аарон) (1880-1937)
Норвегия. 1912
Масло. 25x17
Узкая белая рама со стеклом

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900)
Пейзаж. Поле с кустарником.
Масло. 10x18
Дубовая рама со стеклом

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900)
Жаркий день
Масло. 15x20
Опись, 73, с названием "Пейзаж-кустарник, голубое небо с редкими облаками"
Узкая золотая рама со стеклом

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900)
Ночной пейзаж
Масло. 30x40
Золотая рама со стеклом

ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Первый день освобождения. 1906
Акварель. 34x18
Опись, 175, с названием "Ночная манифестация при освещении прожектора"
Белая узкая рама со стеклом

ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Набросок восточной постройки
Акварель. 7x10
Окантована

МИШО ТЕОБАЛЬД (Michau Theobald) (1676-1755)
Перед таверной
Медь красная, масло. 23x29
Золотая рама

ПОХИТОНОВ Иван Павлович (1850-1923)
Зимний пейзаж Масло. 26,5x22,0
Черная багетная рама

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)
Полуверки. 1903
Картон

РЕРИХ Николай Константинович (1874-1947)
Долина Роны. 1906
Пастель. 43x80
Узкая дубовая рама со стеклом

СОМОВ Константин Андреевич (1869-1939)
Пейзаж. 1904
Масло. 35x58
Узкая золотая рама

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857)
Портрет дамы.
Масло

УОКЕР ДЖЕМС (1748-после 1808)
Гравюра с портрета Екатерины Второй работы Лампи

УТКИН Николай Иванович (1780-1863)
Портрет А.С. Пушкина (гравюра с оригинала О.А. Кипренского, 1827)

ХЕМ Ян Давиде де (Heem Jan Davidsz) (1606-1684)
Натюрморт Масло. 47x36
Черная рама

ЦОРК(Zогс Jan-Pietersz) (1641-1720)
Жанровая картина Масло. 35x45
Золотая рама

ЧЕРНЕЦОВ Григорий Григорьевич (1802-1865)
Пейзаж
Масло. 82x115
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Горный пейзаж на берегу моря с церковью в горах и торгующими на берегу
Масло. 29x37
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Катанье на коньках
Масло. 35x45
Опись, 154, с названием "Замерзнувший берег с конькобежцами"
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Пейзаж с пасущимися овцами
Масло. 54x76
Опись, 148, с названием "Пейзаж с горой на берегу моря и пасущимися овцами"
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Пейзаж с домами в глубине и с фигурами
Акварель. 26x36
Опись, 122, с названием "Пейзаж с домами в глубине слева и тремя сидящими фигурами справа"
Окантована

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК (фламанд.?)
Торговец дичью и покупательница с девочкой
Масло. 87x111
Опись, 127, с названием "Торговец с дичью на столе и покупательница с корзинкой на руке, с девочкой"
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ
Таверна
Масло

Произведения, переданные из Русского музея в середине 1920-х -начале 1930-х годов в следующие учреждения:

ГОСФОНД

БЕНУА Альберт Николаевич
Вид в Райвола Акварель (в раме)

БАБУТ (БАБУД) Михаил Михайлович
Поясной портрет горца 1901
Акварель. 32x26
Узкая черная рама со стеклом

ГИППИУС Татьяна Николаевна
Портрет А.В. Руманова.
Масло

КЛЕЙНМИХЕЛЬ
Негритянка Акварель

ОСТАДЕ Адриан ван (Ostade Adriaen van)
Курильщик с трубкой
Масло. 20x16
Золотая рама

ПАВЛОВ А.
Натюрморт (ковер и горшок цветов). 1915
Темпера (акварель?). 43x52
Простая деревянная рама со стеклом

Н.Л.
Раввины. На обороте: пейзаж с фигур.
Масло
Жестяная пластина

САМОЙЛОВ П.
Грибы.
Масло

CEBHP(Sevier).
Пейзаж с рекой Акварель

CEBИP(SEVIER)
Сад Акварель


ЧАПЛИН
Берег моря с беседкой
Масло

КОМИССИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСФОНДОВ

ВАУВЕРМАН ЯН (Воуверман)
Пейзаж.
Масло. 29x29
Черная рама

ГАНГИН П (Gangin P.)
Мальчик.
Рисунок углем (или литография?). 22x26 (окантована)

КВАСТ Питер Яне (Quast Fitter Jansz)
Сценка в церкви
Масло

МИЛЛЭ ФРАНЦИСК
Пейзаж с жертвенником и монументами
Акварель. 36x45
Узкая багетная рама со стеклом

МИШО ТЕОБАЛЬД (Michau Theobald)
Пейзаж с танцующими фигурами у реки
Медь красная, масло. 23x29
Золотая рама

СЕБАСТЬЯН ВРАНКС (Sebastiaen Vrancx)
Пейзаж со всадником
Масло. 58x47
Черная рама

ХАВНЕН ГЕОРГ ВАН (Hawnen Georg van)
Народное гулянье при вечернем освещении. 1868.
Масло. 66x47

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Морской вид с галерами.
Масло. 45x62
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Морской вид с крепостью и парусными судами
Масло. 36x51
Золотая багетная рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Пейзаж с домом в глубине и стадом овец.
Масло. 56x63
Черная рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ
Пейзаж
Масло

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ
Пейзаж с птицеловами
Масло

ЮВЕЛИРТОРГ


ЕКОНТ Г. Ван ден (Eeckont G. van den)
Заседание ученых евреев
Масло. 53x81
Черная рама

КАРАЗИН Николай Николаевич
Пейзаж
Акварель
Золотая рама со стеклом

ЛЕВИТАН Исаак Ильич
Пейзаж. Масло. 33x23
Красная деревянная рама со стеклом

ЦНЕШЕСО ТОДОРИГО (Znecheso Tedorigo)
Вознесение Христа. Эскиз
Тушь. Сепия? 47x26 (окантована)

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Катанье на коньках.
Масло. 35x45
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Лунная ночь
Масло

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Морской пейзаж
Акварель. 40x58
Ореховая рама со стеклом

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Наседка с цыплятами
Масло. 102x80

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
Старуха с ребенком на коленях и смотрящим на них мужчиной
Масло. 25x22
Золотая рама

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК ГОЛЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ
Явление ангела
Масло

НАРКОМИНДЕЛ

БЕРГГОЛЬЦ Ричард Александрович
Зимний пейзаж. 1895
Акварель. 33x50
Коричневая багетная рама со стеклом

СТЮВЕН ЭРНСТ (Stuven Ernst)
Натюрморт "Дыни и персики"
Масло. 67x55
Черная рама

ЛАГОРИО Лев Феликсович
Морской вид


Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева