Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы XII Боголюбовских чтений



Л. А. Тимкова


Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

ОТ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ - К СОБРАНИЮ ОМСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДСКОГО БЫТА


Частная коллекция известного омского краеведа Владимира Ивановича Селюка (1), насчитывающая более 60 тысяч единиц хранения, может конкурировать с серьезными музейными собраниями не только по количеству экспонатов, но и по качественному составу, представляющему историческую панораму Омска значительного временного периода - более двух столетий его существования. Таковы хронологические рамки предметов коллекции, самые ранние из которых датируются XVIII веком, а поздние принадлежат к настоящему времени.
Интерес В. И. Селюка к коллекционированию, исследованию отечественной истории возник ещё в юности через изучение истории своей семьи, где, как и во многих семьях того времени, были свои тайны, которые принято было скрывать в течение многих лет. О некоторых из замалчивающихся семейных секретах удалось узнать лишь в постперестроечные 1990-е годы из ставших доступными архивов НКВД. Собирая исторические материалы, самостоятельно работая в архивах и библиотеках, В. И. Селюк реализовал несбывшуюся юношескую мечту об учебе в Московском историко-архивном институте. А его первыми преподавателями стали прадеды, Афанасий Петрович Серебренников и Михаил Петрович Оконешников - потомки военных, пришедших на омскую землю с войском Ермака. Первый из них, Афанасий Петрович, раскулаченный крестьянин, избежал ссылки лишь в силу преклонного на тот момент возраста. Дожив до 107 лет, он так и не дождался возвращения сына, сосланного с тремя детьми на поселение в Нарымский край (Томская обл.). Вернувшись на родину, старшая внучка "врага народа" Татьяна Афанасьевна в военное время стала председателем колхоза. Внук Петр Афанасьевич прошел всю войну, награжден орденом Солдатской Славы. Младшая внучка, Валентина Афанасьевна, медсестра по профессии, жена летчика отряда космонавтов генерал-лейтенанта Клатько. Род второго деда, М. П. Оконешникова, упоминается в источниках с 1717 года, а первое документальное подтверждение - в метрической книге Воскресенского военного собора, расположенного на территории Омской крепости, где сделана запись об отпевании разночинца Ивана Оконешникова, прадеда Михаила Петровича.
Не менее интересна судьба деда В. И. Селюка - Прокопия Андреевича (женатого на Прасковье Михайловне, в девичестве Оконешниковой) - русского офицера, пережившего Революцию и Гражданскую войну и вернувшегося после отбывания срока в одном из сталинских лагерей. В юности Прокопий Андреевич сдал экстерном экзамены "за гимназию", окончил школу прапорщиков и дослужился при Колчаке до командира роты в звании поручика. При советской власти он был репрессирован и отбыл 10 лет в Бамлаге. Несмотря на сложную судьбу, П. А. Селюк сумел сберечь медали, фотографии и документы, хранящие память о деде, солдате Гордее Селюке, участнике Крымской войны 1853-1856-х годов, научив тем самым своих детей и внуков бережному отношению к памяти предков. Все шестеро детей П. А. Селюка воевали на фронтах Великой Отечественной войны, включая и мать Владимира Ивановича, фельдшера медицинской службы Валентину Прокопьевну, попавшую в окружение под Смоленском, откуда она была вывезена в Германию под вымышленной фамилией Вакарина. Фактическим местом рождения Владимира Селюка стала Германия, рабочие лагеря завода Манесманн. Формальное свидетельство о рождении было получено лишь спустя 7 месяцев в Омске, куда Валентина Прокопьевна с сыном сумела вернуться, пройдя через фильтрационные пункты после освобождения пленных союзническими войсками.
Единственной памятью об отце, Иване Васильевиче Сергееве, политруке одного из госпиталей во время войны, погибшего во Франции в лагере для военнопленных, осталась коллекция старых открыток с изображением архитектурных памятников старого Омска, сохраненная близкими. А первым экскурсоводом по городу, наставником и учителем истории, участником которой был и он сам, стал дед Прокопий Андреевич Селюк, сумевший пробудить у внука непреходящий интерес к историческим событиям и их вещественным отражениям. Со временем неосознанная юношеская страсть к коллекционированию переросла в активную и самоотверженную профессиональную деятельность.
Изучая жизненные перипетии родных и близких, работая с семейными бумагами и архивами, почувствовав вкус к общению с прошлым, Владимир Иванович начал собирать многочисленные документы, предметы, детали и атрибуты прошлого, со временем утратившие важность для своих владельцев, но интересующие увлеченного историка-краеведа. Его привлекали не только документальные материалы и старинные предметы быта, изделия литейщиков и кузнецов, гончаров и стекольщиков, предметы украшения интерьера, но и архитектурные детали идущего под снос казачьего форштадта - кирпичи, наличники, скобяные изделия прошлых столетий. За многие десятилетия комплектования коллекции были собраны десятки тысяч предметов, которые условно можно классифицировать по следующим разделам:
- фрагменты архитектурных деталей: наличники, дымники, дверные ручки, скобяные и кованые изделия, кирпичи с клеймами владельцев кирпичных заводов;
- мебель, светильники, граммофоны, патефоны, музыкальные инструменты, коллекция грампластинок, часы (настольные, напольные, наручные), швейные машинки;
- посуда, утварь, подсвечники, самовары, чайники, паровые и нагревательные утюги, весы, бутылки, флаконы;
- одежда, военная форма и рабочий костюм, школьная форма, обувь, головные уборы, зонты, ювелирные украшения, аксессуары костюма, предметы дамского туалета;
- детские игрушки, елочные игрушки, велосипеды, фотоаппараты, письменные принадлежности и бювары;
- боны, монеты, значки, лотерейные билеты, облигации, продовольственные карточки;
- архивы и документы: аттестаты, купчие крепости, наградные листы, послужные списки, паспорта, автографы, письма, фотографии;
- книги, подшивки периодических изданий, альбомы;
- иконы, церковная утварь, произведения отечественной и зарубежной живописи и графики, декоративно-прикладного и народного искусства, эскизы декораций.
По замыслу владельца коллекции, со временем эти предметы должны составить экспозицию музея, иллюстрирующую уклад жизни всех городских сословий дореволюционного Омска: мещанства, купечества, разночинства и других социальных групп. Задуманный как музей уже существующей коллекции, где значительную часть составляют утилитарные предметы бытового использования, будущий музей получил название "Музей городского быта". Он оптимально вписался в омское музейное пространство, где уже существовали учреждения со схожими научными задачами: Государственный историко-краеведческий музей, Музей воинской славы омичей, Музей "Искусство Омска" и Музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля - с отделами, занимающимися комплектованием предметов местной художественной и народной культуры. Хотя концепция формирования нового музея имеет четкие тематические границы, растущая с каждым годом коллекция В. И. Селюка не всегда вписывается в определенные рамки: появляются новые разделы, связанные не только с бытом разных омских сословий, но и с историей города, его культурным наследием. Семейные раритеты омичей, предназначенные для нового музейного собрания, составляют исторические летописи Омска и хранят память о выдающихся руководителях города разных лет (Рождественском, Малунцеве, Полторацком), известных ученых, врачах (Чуловском, Фогель), учителях (Долматовец, Муретовой), деятелях культуры (Некрасове, Потоцком, Самборской).
Отдельные разделы коллекции выходят за грани местных тем, иллюстрируя важнейшие события российской истории начала XX века. Особый блок комплектования составляют архивные материалы, документы дореволюционной России, воспоминания участников "белого движения", книги, семейные раритеты выдающихся русских деятелей науки и культуры, переданные потомками знаменитых русских фамилий из Франции. В них - трагическая история эмиграции "первой волны", тесно связанной с Омском, как с "белой столицей" России. Хранение значительных общенациональных материалов в небольшом провинциальном музее может показаться неправомерным, но именно в этот период Омск, объявленный Верховным правителем России А. В. Колчаком на короткое время столицей "белого движения" России (1918-1919), находился в самом центре исторических событий. Собранные в Омске и привезенные из Франции материалы позволяют создать в музее отдел Гражданской войны и российской эмиграции.
Деятельность В. И. Селюка по возвращении из-за границы памятников русской культуры началась со времени его участия в Конгрессе русских соотечественников, который проходил в Омске в 1992 году. Здесь он познакомился с И. В. Зеленской - дочерью русского дипломата, оказавшегося после Революции в Париже, из знаменитой династии купцов и промышленников Морозовых. Эта встреча положила начало связям В. И. Селюка с русскими эмигрантами - Муравьевыми, Лосскими, Трубецкими, Корниловыми, Врангелями, Мусиными-Пушкиными, Оболенскими, Татищевыми, Палеологами, Ягайло, Куракиными, Шмеман и другими. С этого времени благодаря личным отношениям с потомками знаменитых русских фамилий в фонд будущего музея передаются многочисленные памятники русской истории и культуры. Так попали в Омск архивы кадетских корпусов, Российского Генерального штаба, архивы русского философа Н. О. Лосского (в составе которых письма Н. Бердяева, И. Ильина, С. Булгакова), книги из библиотеки А. Н. Бенуа.
Но часто потомки известных русских фамилий не шли на контакт с представителями "советской России", так не состоялась встреча с Александром Ростиславовичем Колчаком, внуком знаменитого адмирала, слишком тяжелыми оказались воспоминания о трагической судьбе деда. И знакомство с внучкой К. Е. Маковского произошло только тогда, когда она увидела в каталоге Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля произведения своего деда. А сегодня значительный раздел возвращенных предметов составляют мемориальные вещи, документальный архив и библиотека русского художника К. Е. Маковского, попавшие в Омск из семьи его внучки Марины Седрак и её мужа Мориса Фламона, профессора Сорбонны.
На сегодняшний день Музей городского быта еще находится в стадии формирования, а его будущая коллекция, при отсутствии собственной постоянной экспозиции, регулярно выставляется на разных площадках города в составе тематических выставок. Хронику выставочной деятельности омского коллекционера составляют многочисленные экспозиции, отражающие все многообразие его собрания. Даже неполный перечень организованных в разные годы выставок демонстрирует тематические возможности коллекции: "Старинная русская открытка", "Волнующий быт старины", 1989, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; "Омичи в фотографии", 1990, Государственный историко-краеведческий музей; "Встречи со старым Омском", выставка, посвященная 275-летию Омска, 1991, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; "Русский дом", 1992, Региональный центр по связям с общественностью; выставка к 275-летию учреждения прокуратуры России, 1997, Дом культуры завода имени Баранова; "Парижские находки. Из истории русского зарубежья", 1998; "Константин Маковский: Возвращение в Россию", 1999, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля; реконструкция кабинета А. В. Колчака, 2008, Особняк купца Батюшкова - резиденция Временного Правительства в 1919 году; "Они сражались за Родину", 1995, "И помнит мир спасенный", 2007, Музей воинской славы омичей; "Крохотки", 2003, "Воскресенский собор: святыня омской крепости", 2009, "Секрет ее очарованья", 2010, "Великое поколение", 2010, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Отсутствие экспозиции не останавливает процессов комплектования фондов будущей музейной коллекции, которые формируются в значительной степени за счет даров особой категории дарителей - жителей Омска в третьем поколении, объединившихся в Общество коренных омичей и сохранивших в своих семейных архивах материалы, ставшие интересными для музейных собраний. Диапазон экспонатов разнообразен: от фрагментов разрушенных домов и обломков кирпичей с клеймом изготовителя до ювелирных изделий из драгоценных металлов, изготовленных всемирно известными фирмами. В. И. Селюк многие годы собирал документы: купчие, метрики, счета, датированные XIX веком, значение которых для истории замечали лишь немногие. Настоящего коллекционера от простого собирателя всегда отличает особый талант, позволяющий разглядеть полустёртые следы истории на ветхих визитках или пожелтевших письмах, в стопках вчерашних газет и на пыльных страницах дамских альбомов, услышать отзвуки прошлой жизни, разгадать её загадки и тайны.
Музею городского быта пока достался лишь дом с разрушенными стенами, требующий восстановления и серьёзной реставрации. Деревянный дом купчихи Евдокии Егоровны Козьминой (архитектор Терлецкий), построенный в центре города в 1911 году и обреченный под снос как неподлежащий восстановлению, был сохранен лишь благодаря настойчивости В. И. Селюка, убедившего мэра Омска в необходимости передачи строения под будущий музей. За время своего существования дом сменил многих жильцов. Бесцеремонно отобранный революционной властью у прежних хозяев, сначала он был передан организации военнопленных венгров, затем - детской больнице, детсаду, подстанции скорой помощи. Перед новыми владельцами стоят сложные задачи: реставрация здания, систематизация и обработка коллекции, создание тематико-экспозиционного плана экспозиции. А перспектива размещения нового музея в сохраненном памятнике символична как сохраненное прошлое, без которого невозможно будущее.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Колина О. Селюк из рода Селюков / / Омская правда.1989. 11 авг.
Селюк В. Главное - свое дело (фрагменты из записной книжки коренного омича) / / Омская муза. 2000. С.80-85.
Тимкова Л. Возвращение Константина Маковского в Россию. Омск - Париж. Находки В. И. Селюка / / Музейный вестник. 2001. № 2 (7).
Васильева С. Поэзия омского быта / / Вечерний Омск. 2007. 28 марта.
Чекмарев В. Музей начинается под собственной крышей / / Третья столица. 2007. 18 янв. № 3.
То же. 22 февр. № 9.
Панасенков В. Особняк в стиле ропет / / Стройгазета. 2007. 9 июля. № 25.


1. Селюк Владимир Иванович родился 06.10.1943 в Германии (по официальным документам - в Омске). Отец, Сергеев Иван Васильевич (1919-1945), - преподаватель русского языка; мать, Селюк Валентина Прокопьевна (1918-1995), - фельдшер. Учился в Рижском художественном училище, отделение краснодеревщиков (1958-1961), Свердловском юридическом институте (1971-1976). Работал юрисконсультом. Организатор Клуба филателистов (нач. 1960-х). Член возрожденного Общества охраны памятников истории и культуры (1960-е). Организатор Клуба любителей старины (с 1985). Инициатор создания и учредитель Омского городского общественного собрания (1992-1994). Основатель и председатель Общества коренных омичей (с 1997). Президент омского Французского культурного центра, с 1993 зарегистрирован в МИД Франции. Директор Музея городского быта (с 2006). Автор публикаций об истории омских улиц, памятников истории и архитектуры, очерков о деятельности известных омичей.


Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева