Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы XII Боголюбовских чтений



Т. В. Гафар


Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета

СТАЛИНГРАДСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
К вопросу изучения утраченных в годы войны художественных коллекций



История художественного музея в Волгограде - это история утрат и обретений, разрушения и созидания. Трижды в городе создавался художественный музей (галерея): в 1918, 1937 и 1960-м году. Коллекции первых двух музеев считаются утраченными, а музей 1960-го года в 2010 году отмечает свое 50-летие. Одна из самых трагических страниц связана со Сталинградской картинной галереей (далее - СКГ). История художественной коллекции Сталинграда до последнего десятилетия не являлась предметом системного изучения. Все сведения и данные о СКГ, опубликованные до 2003 года в периодических изданиях города и в материалах краеведческой тематики, носили отрывочный, не системный характер. Послевоенные источники, воспоминания горожан позволяли считать, что Сталинградская коллекция обладала большой художественной ценностью, а материалы, ставшие доступными для изучения в последние годы, сделали возможным исследовать и даже атрибутировать произведения из утраченной коллекции. Целью исследований в 2003-2008 годах стало выявление достоверных, документально подтверждённых фактов, свидетельствующих о существовании в Сталинграде до войны художественной коллекции; выявление причин и обстоятельств её утраты; сбор источниковой базы по данному вопросу и составление линейной истории бытования художественной коллекции в Волгограде-Сталинграде-Царицыне.
В 1938 году в Сталинграде открылась картинная галерея. Она была образована в декабре 1937 года , хотя в предисловии к каталогу говорится, что фонд галереи был создан гораздо раньше - в 1920 году. Первые посетители пришли в галерею 15 января 1938 года . Специальное помещение для нее не построили, и произведения разместили в здании бывшей лютеранской кирхи на улице Спасской, ныне - Володарского (здание разрушено в 1942-1943). В 1939 году Областной отдел искусств назначил директором Картинной галереи Александра Борисовича Ивлиева, только что окончившего Сталинградское художественное училище. Ему удалось сблизить работу галереи с деятельностью Сталинградского отделения Союза советских художников (СО ССХ). Ее фонды пополнялись с выставок лучшими работами местных художников.
Основным источником изучения коллекции является каталог СКГ, изданный в 1941 году областным книгоиздательством. Его составил искусствовед Вячеслав Александрович Фильберт под общей редакцией А. Б. Ивлиева и члена СО ССХ Ивана Ефимовича Шангина. По приведенным в нем данным можно судить, что выставлялось в экспозиции в 1941 году для посетителей. Но невозможно узнать полный перечень музейных предметов, поскольку в данное издание не включены произведения, находившиеся тогда в фондах галереи. Каталог был составлен без учета современных требований к изданиям данного типа, в частности, в нем отсутствует датировка произведений, не указаны их размеры. На основе каталога можно сделать вывод, что картинная галерея обладала хорошей коллекцией русского искусства XIX-XX веков (94 произведения). В экспозиции находились картины И. К. Айвазовского "Разрушенный мол", "Ночь", "Море", И. Н. Крамского "Академический рисунок", "Этюд головы", В. М. Васнецова "Мальчик", "Чиновник", "Нищий", "Мальчик с бутылью", А. Н. Бенуа "Венеция", шесть работ С. А. Коровина, а также произведения К. А. Коровина "Огни Парижа", "Осенний пейзаж", "Весна", И. И. Левитана "Река Истра", И. Е. Репина "Портрет Званцевой", В. А. Серова "Натурщица", "Зуав", К. А. Сомова и многих других.
Западноевропейское искусство было представлено живописью (11 произведений) и гравюрами (19 произведений), включая гравюры с работ П. П. Рубенса и Рембрандта. В коллекции СКГ находилась работа голландского мастера XVII века Г. Лейресса "Жертвоприношение Венере" или "Свадебная сцена перед статуей Венеры", которая входила в число картин Императорского Эрмитажа, подаренных Александром II Московскому Румянцевскому музею к его открытию в 1862 году .
С искусством советского периода знакомили произведения сорока трех художников, в том числе В. Бакшеев, В. К. Бялиницкий-Бируля, Н. П. Крылов, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, А. А. Рылов и К. Ф. Юон. Всего по каталогу 1941 года в залах галереи значилось 218 экспонатов, в том числе девять скульптурных работ, три витрины декоративно-прикладного искусства, а полные фонды галереи насчитывали 331 произведение . По данным М. Давыдова и исследователя Т. Игнатович, в СКГ находились работы русских художников-авангардистов Н. Поповой, А. Экстер, А. Родченко, О. Розановой . По сведениям каталога "Культурные ценности - жертвы войны" фонды СКГ составляли 618 произведений.
В каталоге опубликовано 9 репродукций работ, которые экспонировались в галерее: Дессарт "Похищение Европы", А. А. Иванов - этюд к картине "Явление Христа народу", И. Е. Репин "Портрет Званцевой", В. И. Суриков "Казак-гребец", В. Е. Маковский "Стадо", А. Е. Архипов "Старик", С. В. Иванов "Больная", А. В. Моравов "Старик", К. Ф. Юон "Март".
Посетители галереи видели и работы сталинградских мастеров. В конце 1930-1940-х годов СО ССХ являлось одним из самых крупных в Поволжье. В экспозиции СКГ были представлены работы художников: И. К. Архангельской, Ф. П. Басова, И. А. Бирюкова, П. С. Васильева, М. С. Васильева, Н. Н. Любимова, С. А. Щербакова, Ф. П. Лопарева, В. А. Лущинова, А. Плякина, Л. А. Полетико. В 1940 году была организована отчетная выставка работ художников Сталинграда, а в конце мая 1941 года в галерее открылась выставка. По ее итогам было проведено совместное заседание правлений Сталинградского и Астраханского отделения ССХ, на котором был составлен перспективный план творческой работы с целью подготовки к выставке "Наша Родина".
Во время военных действий решением Облисполкома в городе были закрыты музыкальное и художественное училища. СКГ также перестала работать в самом начале войны . Директор А. Б. Ивлиев, мобилизованный в самом начале войны и с осени 1941 года находившийся в действующей армии, постоянно в письмах проявлял живой интерес к судьбе галереи . Он погиб в 1943 году.
По решению исполнительного Комитета Сталинградского областного совета депутатов трудящихся от 24 октября 1941 г. СКГ должны были эвакуировать в с. Иловатку: в трехдневный срок предписывалось покинуть занимаемое помещение и переехать в район . По воспоминаниям А. Н. Николаева, областной отдел по делам искусств поручил Н. Н. Любимову расформировать экспозицию галереи. Картины снимались с подрамников, накатывались на валы, фарфор и мелкую пластику упаковывали в ящики. Коллекция была перевезена в подвал драматического театра имени М. Горького . Но произведения продолжали оставаться в городе вплоть до начала штурма Сталинграда с воздуха 23 августа 1942 года. По свидетельству А. М. Николаева, утром на набережной в центре города он видел грузовую машину драматического театра. Сопровождавший ее художник ТЮЗа Поздняков сообщил ему, что машина с произведениями искусства из собрания СКГ следует для погрузки на пароход - до массированной бомбардировки оставалось несколько часов .
Исследователи приводят различные обстоятельства гибели коллекции СКГ. Краевед Г. Н. Андрианова пишет о том, что экспонаты картинной галереи либо сгорели вместе с вагоном, который был готов к отправке, либо погибли при переправе через Волгу . Московский исследователь Л. А. Пинегина сообщает, что 24 августа 1942 года был потоплен пароход с экспонатами СКГ . Искусствовед И. Трошин просто констатирует факт того, что картинная галерея погибла в период Великой Отечественной войны при бомбардировке города . В работе "Волгоград. Четыре века истории" находим сведения о том, что в городе имелась картинная галерея, а в период войны "перестали существовать… два музея и зоопарк" . Исследователь Т. Игнатович, изучая судьбу произведений из собрания Румянцевского музея, которые передавались в музеи страны с 1919 по 1940 годы, приводит следующие факты. Он считает, что работы из СКГ могли погибнуть не полностью, так как список утраченных экспонатов в материалах Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениями СССР имеет пропуски. Кроме того, неопубликованные сообщения комиссии содержат сведения о немецких мародерах .
В 2008 году стало известно, что в Сталинграде в 1942 году были утрачены не только произведения из коллекции СКГ, но и экспонаты Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. Дело в том, что в 1938 году, после открытия галереи в Сталинграде, в нее были переданы 100 гравюр художников советского периода, о чем свидетельствует акт о передаче, в котором указаны номера произведений по инвентарю Астраханской картинной галереи . Согласно сведениям старой книги выдачи Астраханской картинной галереи в СКГ в июне 1941 года из Астрахани также было направлено 20 произведений русской живописи и графики, однако акт от 12 июля 1941 года возвращен в Астрахань неподписанным. По данным той же книги, в наш город были переданы и утрачены в годы Сталинградской битвы произведения следующих авторов: живописные работы С. Прохорова "Дорога в Малоярославец" (холст, масло), П. И. Петровичева "Осень" (холст, масло), "Этюд" (картон, масло), М. С. Сарьяна "Тыквы" (холст, темпера), К. Ф. Богаевского "Фантастический пейзаж" (картон, пастель), Н. П. Ульянова "Качели" (картон, масло), Л. Н. Веселовского "Лето" (картон, масло), "Стог" (холст, масло), Н. П. Крымова "Вечер (возвращение стада)" (холст, масло), А. Л. Кузнецова "Букет" (картон, масло). А также линогравюры и офорты Е. С. Кругликовой, А. Остроумовой-Лебедевой, С. Прохорова, Д. Фалилеева, Новикова, Строганова .
Из протокола № 10 заседания президиума Астраханского отделения ССХ от 12 июля 1941 года следует, что Астраханской картинной галерее было рекомендовано принять участие в организации совместной с Союзом выставки, скомплектовать ее из репродукций и оригиналов произведений, отражающих историю обороны России. Выставка транспортировалась на теплоходе "Иосиф Сталин". Судьба ее остается неизвестной, но работы астраханских художников и произведения из коллекции Астраханской картинной галереи в Астрахань не вернулись .
Коллекцию СКГ и полученные произведения из астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина принято считать утраченными во время бомбардировки города в период с 23 по 26 августа 1942 года.
Документальным свидетельством, подтверждающим факт гибели коллекции СКГ, на настоящий момент времени является справка о работе учреждений искусства в Сталинграде за январь-февраль 1946 года . Среди культурно-просветительных учреждений, функционировавших до войны и закрытых с ее началом, упоминается картинная галерея, имущество которой погибло во время бомбардировки. Однако детального объяснения обстоятельств данный документ не содержит. Период работы СКГ был кратким - с 1938 по 1941(42) годы. За это время галерея заняла видное место в культурной и социальной жизни региона, но, несмотря на то, что детального расследования обстоятельств гибели не предпринималось, факт утраты городом коллекции был осознан в первый послевоенный год. Исполнительный комитет Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся в ноябре 1945 года принимает решение о необходимости организовать в городе картинную галерею . В 1949 году на заседании горкома ВКП(б) обсуждался вопрос о создании в Сталинграде картинной галереи взамен утраченной в период Великой Отечественной войны. Секретарь горкома ВКП(б) Меньшиков в обширном докладе "О состоянии культурно-просветительной работы в городе" сообщил, что Совет Министров постановил передать 300 картин для формирования новой художественной галереи в Сталинграде , но реальных действий не последовало.
Коллекция СКГ считается утраченной, но ее исследование продолжается, и обнаруживаются новые неожиданные факты. В 2002 году проведена атрибуция утраченной в Сталинграде живописной работы С. В. Иванова, опровергнут факт гибели другой работы этого же известного мастера, в 2003 году обнаружено произведение сталинградского художника Петрова, принадлежавшее СКГ.
Таким образом, в процессе исследования были систематизированы сведения из различных источников (документы архивов, музейные издания, периодическая печать, воспоминания очевидцев) о периодах существования в городе художественных музеев, документально подтверждены факты наличия галереи в Царицыне и художественной коллекции Сталинграда. Развитие культурной жизни в Сталинграде в 1930-е годы и основание музея в 1937 году - процессы взаимосвязанные. СКГ стал центром художественной жизни, его деятельность способствовала развитию культурной среды региона, традиционно считавшегося центром промышленного производства. Но эти усилия по взаимовлиянию художественного музея и социокультурной среды были прерваны войной. Стоит особо отметить, что утрата художественной коллекции в регионе во время Гражданской и Великой Отечественной войн, длительное отсутствие в структуре культурной жизни региона художественного музея, игнорирование на определенном историческом этапе установления причин утрат, позднее введение данных обстоятельств в общий контекст проблем, связанных с потерями культурного наследия в период Второй мировой войны, привели к формированию ситуации разрыва традиции историко-культурной преемственности в регионе, обеднению социокультурного пространства и кризису идентификации области на современном этапе.


1. Сталинградская картинная галерея: каталог выставки. Сталинград, 1941. С. 3.
2. Сталинградская правда. 1938. 14 янв.
3. Игнатович Т. Музей, убитый на войне / / Культура. 2002. № 47. С. 4.
4. Фильберт В. А. Сталинградская картинная галерея / / Сталинградская правда. 1940. 18 мая. С. 4.
5. Давыдов М. Галерея в кирхе / / Новая газета. 1992. 10 окт. С. 5.
6. Культурные ценности - жертвы войны. ГИВЦ Роскультуры. 2006-2009. URL: http://www.lostart.ru/
7. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 71 (Волгоградского городского комитета КП РСФРС). Оп. 6. Д. 54, Л. 21.
8. Воспоминания А. Н. Николаева / / Архив Волгоградского музея изобразительных искусств (ВМИИ). Ч. 1, 2. С. 120.
9. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 2115 (Волгоградского областного совета народных депутатов и его исполнительного комитета). Оп. 3. Д. 19. Л. 157.
10. Воспоминания А. Н. Николаева … С. 101.
11. То же. С. 136.
12. Волгоградская правда. 1989. 30 мая.
13. Пинегина Л. А. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны. М., 1990. Вып. 5/90. С. 16.
14. Трошин И. И. И. А. Бирюков. Волгоград, 1965. С. 13.
15. Волгоград. Четыре века истории / В. И. Томарев [и др.]. Волгоград, 1989. С. 267.
16. Игнатович Т. Указ. соч.


Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева