Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


Материалы XII Боголюбовских чтений



Н. Н. Грамолина


Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

ПОЛЕНОВЫ - ДИНАСТИЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ


Василий Дмитриевич Поленов - замечательный русский художник, блистательный педагог, гениальный строитель, незаурядный музыкант, интереснейший театральный художник и увлечённый коллекционер 15 октября 1892 года вошёл в свой вновь отстроенный дом на Оке. Ему в то время было 48 лет. Его семья - жена Наталья Васильевна, урождённая Якунчикова, и трое детей. Первыми вошли в дом двое старших: дочь Екатерина и сын Дмитрий. Именно им пришлось сыграть особую роль в истории будущего Поленовского музея.
Однако почему будущего? Ещё до того, как был отстроен дом, Поленов мечтал о домике над Окой, о том, что он будет там плодотворно работать и разместит коллекции четырёх поколений поленовского рода. Коллекции поленовской семьи, действительно, разнообразны, ценны и интересны. Они собирались, прежде всего, людьми большого вкуса и эстетического чутья.
Прадед художника Алексей Яковлевич Поленов (конец XVIII в.) - законовед, чьим портретом мы не обладаем, положил начало собирательской традиции. И можно сказать, что первый экспонат попал в коллекцию поленовского рода именно благодаря нему. У каждой картины, каждого предмета есть своя история, связанная не только с его местом в семейной коллекции, но и с историей Отечества, историей других стран и людей, которые, так или иначе, входили в круг поленовской семьи.
А для того, чтобы понять, откуда могли прийти те или иные вещи, нужно обратиться к поленовской генеалогии. По линии отца Поленова, это уже упомянутый Алексей Яковлевич Поленов; его сын Василий Алексеевич - адмирал, служивший при армии П. В. Чичагова; Дмитрий Васильевич Поленов - отец художника, историк, дипломат, библиограф, страстный собиратель древностей. Андрей Львович Поленов - нейролог и нейрохирург; Лев Андреевич Поленов - капитан первого ранга, командир легендарной "Авроры".
По линии матери - это Николай Александрович Львов - величайший русский архитектор; Гавриил Романович Державин - поэт, воспитавший Пушкина; Алексей Васильевич Воейков - генерал, герой войны 1812 года. Мария Алексеевна Поленова - мать художника, урождённая Воейкова, замечательная художница и автор прекрасных детских книг.
И, наконец, поколение художника: сам Василий Дмитриевич Поленов, сестра его Елена Дмитриевна, братья Алексей, Константин и сестра Вера. Все мемориальные коллекции музея связаны с их именами.
Собрание живописи, графики, многочисленные коллекции декоративно-прикладного искусства: дерева, русской и восточной керамики, оружия, мебели, предметов крестьянского быта; археологические коллекции (древнегреческая и египетская), палеонтологическая коллекция - всё это собиралось семьёй с помощью друзей и знакомых для первого народного музея в русской деревне, который и был основан 15 октября 1892 года.
Коллекционирование началось с небольшой картины немецкого художника Франка (Франс Франкен II, XVII век) "Воздвижение креста". В 1767 году картина была куплена в Германии прадедом художника Алексеем Яковлевичем Поленовым на свои студенческие сбережения и привезена им в Россию.
Собрание западноевропейской живописи невелико, но представлено достаточно интересными работами: "Мадонна с младенцем" (Сиенская школа, XIV век) - Поленов приобрёл её в 1890 году в Париже; "Мадонна со Св. Иоанном" (школа Мурильо, XVII век) - эту картину Поленов привёз из Рима в 1894 году. А небольшой эскиз "Борьба Иакова с Богом" (Паоло Веронезе, XVI век) привезён был из Италии В. А. Жуковским, подарен слепому поэту И. И. Козлову, у родственников которого Поленов его и купил много позже.
Поленов хорошо знал западноевропейскую живопись и, за неимением возможности приобретать подлинники, собрал великолепную коллекцию старых репродукций, которую разместил в своём музее. При этом он говорил: "Глядя на них, я как будто бы прохожу по лучшим галереям Европы". К этой же коллекции можно отнести и копии, сделанные В. Д. Поленовым с любимых им мастеров: Пейнакера, Гольбейна, Рембрандта.
Коллекция русской живописи, наверное, началась с работы И. Е. Репина "Голова индийской красавицы". Даря этот этюд, Репин высказал пожелание, чтобы именно с него началась будущая Поленовская галерея. Зная, что Василий Дмитриевич собирает коллекции для первого народного музея в русской деревне, друзья-художники и ученики с удовольствием отдавали Поленову свои работы. Даже И. И. Шишкин, который дарил картины и этюды редко и с большим выбором, передал в галерею Поленовского дома свои этюды "Сосновый лес" и "Бор в Сестрорецке". Поленов очень любил эти этюды и считал их одними из ценнейших в своём собрании.
Интересна судьба другого подарка - эскиза В. М. Васнецова к картине "Богатыри". В то время было обычаем у художников дарить друг другу понравившиеся работы. Когда Поленов восхитился эскизом к "Богатырям", Васнецов тут же его и подарил. Но Поленов отказался принять нравившуюся ему вещь, сказав, что примет подарок только тогда, когда с эскиза будет написана картина. Ждать пришлось 20 лет, но в 1898 году, по окончании большой картины, эскиз к "Богатырям" пришёл в Поленовский музей.
Поленовские ученики представлены работами К. Коровина, И. Левитана, А. Архипова, С. Виноградова. Особое место занимает этюд Боголюбова "Экуен. В окрестностях Парижа", подаренный Поленову автором для его собрания. А в фондах музея есть ещё боголюбовские рисунки и сепии.
Коллекция графики, в основном, состоит из работ тех же авторов, что и коллекция живописи. Друзья-передвижники, ученики, студенты Училища живописи, ваяния и зодчества частенько собирались на "поленовские рисовальные вечера" и оставляли в доме учителя свои работы.
Но особое место в поленовской графической коллекции занимают рисунки матери художника - Марии Алексеевны Поленовой. Эта галерея портретов её современников из простонародья, которых она рисовала талантливо и с большим уважением к личности того, кого она изображает. Её рисунки часто путешествуют по выставкам, ибо это не лица,- а, скорее, "лики России": столь одухотворёнными и значительными они перед нами предстают.
Коллекцию народного декоративно-прикладного искусства В. Д. Поленов в экспозиции своего дома выделил как бы в отдельный музей, отдав под его экспонаты - столовую. Изделия, собранные семьёй Поленовых в северных и центральных областях России, чрезвычайно ценны и интересны. Это расписные деревянные игрушки и солонки, резьба по дереву и бересте, керамика Севера, Скопина, Калуги и Тулы. Предметы, скорее, декоративны, нежели утилитарны, и вырабатывались для ярмарок и базаров, проходящих как в столице, так и в провинции. Там же и приобретались.
Начало коллекции было положено Поленовым и Репиным, купившими в д. Репихове, близ Абрамцева, резную доску, часть которой находится в Поленове, а часть в Абрамцевском музее. Впоследствии Поленов скупал доски с барж, ходивших по Оке и называвшихся "Унжаками". Фрагментарно, почти на каждом строении Поленовской усадьбы, есть эти доски - это наша визитная карточка.
На Нижегородской ярмарке 1896 года Поленов купил восточную коллекцию керамики и металла.
Интересы Поленова, а впоследствии и его детей были разнообразны. Продолжая традицию, заложенную отцом Дмитрием Васильевичем, который привнёс в семью любовь к археологии и собрал две коллекции: греческую и египетскую, - Василий Дмитриевич составил великолепную коллекцию мелкой пластики, а поселившись на Оке, заинтересовался палеонтологией. После весеннего половодья на окских отмелях можно было найти очень много интересного. Для определения той или иной находки художник, а потом и его сын (биолог по образованию) приглашали лучших специалистов - палеонтологов и археологов. Кстати, коллекция окских находок пополняется до сих пор.
Последней коллекцией, появившейся в Поленовском музее, стали работы дочери В. Д. Поленова - Марии Васильевны, переданные её сыном Александром Александровичем Ляпиным, гражданином Франции. Мария Васильевна уехала во Францию в 1924 году. Будучи талантливым человеком, она, в традиции своего Поленовского дома, занималась с детьми русских эмигрантов театром, изготовлением кукол, вышивкой, резьбой по дереву, аппликацией.
В 2008 году, когда коллекция сделанных ею вещей приехала в Поленово, в свою землю вернулась и Мария Васильевна. Её прах с кладбища Сент-Женевьев-де-Буа (под Парижем) перенесли к могиле отца и матери на сельское кладбище села Бёхово. Собралось очень много народа: приехали ученики Марии Васильевны со всей России, из Америки, Бразилии, Франции, Германии и Чехии.
Одна из учениц, восьмидесятидвухлетняя представительница рода Лопухиных, сказала замечательные слова: "Мария Васильевна не шила для нас кукол. Она шила для нас Россию. Мы остались русскими, благодаря ей". Эти же слова можно отнести и ко всем собирателям поленовской семьи: "Мы остаёмся русскими, благодаря им". И многим другим, замечательным людям, которые сохранили для нас лучшее, что было и есть в России. Не растерять бы!



Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева