Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея


История Радищевского музея


Музей имени А.Н. Радищева
Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу самых крупных и старейших в стране.

Основанный в 1885 году, он на протяжении долгих лет являлся одним из немногих общедоступных художественных собраний в дореволюционной России.

Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя Александра Николаевича Радищева.
Чём было вызвано намерение А.П.Боголюбова основать Радищевский музей именно в Саратове?

Здесь Вы можете ознакомиться с произведением А.П. Боголюбова - 'Записки моряка-художника'
Боголюбов родился в селе Померанье Новгородской губернии в семье военного. Однако на склоне лет, подводя итог прожитому, он напишет в своих "Записках моряка-художника": "По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева".
Мать Боголюбова, Фекла Александровна, была дочерью А. Н. Радищева. С детства она
А. Н. Радищев
воспитала в своих сыновьях уважение к памяти их знаменитого деда. Это высокое чувство фамильной гордости Боголюбов сохранил на всю жизнь.
Семейные предания называли Саратов родиной А. Н. Радищева. Это убеждение разделял и А. П. Боголюбов, считавший, что будущий писатель родился и провел первые годы в Саратовской губернии. Здесь находилось родовое имение - Верхнее Аблязово. Во второй половине XIX века оно принадлежало потомкам А.Н. Радищева. Боголюбов не раз бывал в Аблязове, путешествуя по Волге в 1860-е годы или приезжая в Саратов в связи с хлопотами по устройству музея, строительству здания и организации экспозиции.
Создание Радищевского музея было делом всей его жизни, которому пришлось отдать немало сил и энергии. Одна из основных трудностей состояла в существовании так называемого "радищевского вопроса": на протяжении многих десятилетий, прошедших со дня трагической кончины великого просветителя, его имя оставалось под запретом.

Понадобились упорство и целеустремленность А.П. Боголюбова, чтобы создать Радищевский музей, чтобы именно Саратову принадлежала честь первым в России свободно произнести имя Радищева - выдающегося мыслителя.

Саратов - второй половины XIX века
Боголюбовское начинание было новым и необычным для Саратова, который в ту пору называли "столицей Поволжья". Крупный торгово-промышленный центр на Волге, он был типичным "купеческим" городом.
В 1877 году саратовцам стало известно о намерении жившего в Париже профессора живописи Алексея Петровича Боголюбова передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать музей, назвав его в память деда Радищевским, чтобы навеки связать имя А. Н. Радищева с делом просвещения народа и художественного образования юношества. Саратовская дума получила предложение организовать не только музей, но и рисовальную школу при нем. Город же должен был предоставить для них "постоянное, неизменное, прочное и приличное помещение".

Саратовским властям понадобилось известное время, чтобы вникнуть в смысл сделанного им предложения. Официальное согласие городская дума дала Боголюбову лишь в 1878 году. Тогда же последовало разрешение высших государственных органов. Однако и после этого еще более семи лет добивался Алексей Петрович воплощения своего замысла.

Только в мае 1883 года состоялась закладка здания, которое должно было изменить облик старой Театральной площади. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И. В.Штрома. Исполнял проект и руководил всеми строительными работами городской архитектор A.M. Салько. Сравнительно быстро было возведено внушительных размеров двухэтажное кирпичное здание, предназначенное для размещения обширных музейных коллекций, чуть больше года продолжалась отделка внутренних помещений.

В начале 1885 года в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течение многих лет. В первых числах июня он приехал в Саратов для организации музейной экспозиции.
В ту пору "Саратовский листок" сообщал: "Вот уже несколько дней, как профессор Боголюбов проживает в Саратове, занимаясь разбором и установкой в Радищевском музее доставленных сюда из Москвы редкостей. Почтенный профессор увлечен
'30 июня музей был открыт для бесплатного обозрения публики...'
своею работой, занят ею целые дни". Первая экспозиция музея была сделана А.П. Боголюбовым.

Наконец все хлопоты по устройству музея кончились. 28 июня А.П. Боголюбов знакомил с музейной коллекцией общественность города, а 29 июня (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея.
"30 июня музей был открыт для бесплатного обозрения публики, - сообщала одна из местных газет. - Еще с утра у здания... собралась огромная толпа народа в несколько тысяч человек. Ввиду невозможности одновременного доступа всех желающих осмотреть музей, впускалось по 500-600 человек".

В первый год его посетило свыше 62 тысяч человек, десятилетие спустя, в 1895-м, в музейных залах побывало около 100 тысяч зрителей.

Музей, первоначально задуманный как подспорье художественной школе, постепенно приобрел самостоятельное значение. Еще задолго до открытия в его судьбе приняло участие множество людей - коллекционеров, художников, частных лиц - всех тех, в ком боголюбовская инициатива нашла поддержку и отклик.
С 1882 года стали поступать заявления о пожертвованиях в пользу Радищевского музея.

В классах Боголюбовского рисовального училища
Что же касается рисовальной школы, то ей не суждено было открыться при жизни А. П. Боголюбова. "Боголюбовка", как ласково называли ее воспитанники, приняла первых своих учеников только в 1897 году, через несколько месяцев после смерти художника. Ее классы и мастерские поначалу размещались в музейном здании.
Уникальная художественная коллекция музея стала школой мастерства для многих поколений выпускников училища.

Смысл и значение замечательного культурного начинания А. П. Боголюбова, которому он, "отдал все, что имел": время, силы, средства, - заключались в том, что его усилиями в русской провинции был создан первый общедоступный художественный музей. Недаром это событие вызвало сильный общественный резонанс.
Открытие Радищевского музея приветствовали передовые деятели русской культуры: писатель И.С. Тургенев, ученый-филолог А.Н. Пыпин, композитор А.Г. Рубинштейн, художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский. Оно было воспринято как крупное событие художественной жизни.

29 июня 1885 года, приветствуя открытие музея как "учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества", "Саратовский дневник" писал: "Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах...
Александр Терентьевич Матвеев и Павел Варфоломеевич Кузнецов
Провинция теперь жаждет развития. . . И Петербург к ней переменился, дает поддержку и добрые пожелания... В цепи совершающихся ныне явлений, знаменующих всестороннее развитие провинции, учреждение в ней первого художественного музея есть наиболее выдающееся... и потому на событие сегодняшнего дня в Саратове должно будет обратить внимание все мыслящее общество в России".

Возникновение музея в Саратове заметно повлияло на развитие культуры края. Оживилась выставочная деятельность, усилился интерес к изобразительному искусству. В 1888 году организовалось Саратовское общество любителей изящных искусств, открывшее впоследствии свою рисовальную студию.

С фактом существования музея связано формирование на рубеже XIX-XX веков замечательной плеяды художников, которых часто объединяют понятием "саратовская школа". К ней принадлежали: В.Э. Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Алексей Карев, Александр Савинов, скульптор Александр Матвеев.
Первые экспозиции музея


Поначалу коллекция росла стремительно. Только за первые три года она увеличилась почти вдвое. Поток подношений и даров не оскудел и позднее. Здесь были картины и гравюры, фотографии и минералы, "кости доисторических животных" и материалы, относящиеся к этнографии. Очень пестрые и разнородные, они, увеличивая коллекцию, одновременно сильно засоряли ее, делали музей похожим на кунсткамеру.




Основатель Радищевского музея - А.П. Боголюбов и его биография История Радищевского музея Хронология Боголюбовских чтений Программа и участники VIII Боголюбовских чтений Информационный бюллетень музея

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева