Алексей Петрович Боголюбов родился 16
марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его
был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812
года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского
революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.

Отец его всю молодость провел в
военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения,
полученного во время Отечественной войны 1812 года.
Мать Боголюбова, Фекла Александровна,
окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П.
Боголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою,
а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою
француженкою... которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе
читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея -
она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.
В 1832 году Алексей Боголюбов был
отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели
в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к
рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...".
"Страсть к рисованию меня тоже губила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы
досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".
Однажды Боголюбов чуть было не
пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но
взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.
В январе 1841 года Боголюбов, имея от
роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и
с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.

С годами любовь к искусству у юного
моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные
заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому
художнику.
Сохранилось несколько картин и
рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат
"Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от профессионального
мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении
натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой
деятельности художника Боголюбова.
Бывая за границей, Боголюбов
знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847
году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в
Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с
гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой.
"Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих
"Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.
В том же году на острове Мадера
произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов
рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы,
которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры,
сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное,
рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил
Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком
искусству.
С современной европейской школой
живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема
и Роттердама.
О живописных работах Боголюбова этого
периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848,
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и
освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз
театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего
удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще
очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает
влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.
В конце 1848 года президент Академии
художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка"
путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого
лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы
быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским
художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность
лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение
принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо
художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему
морская служба.
С осени 1849 года Боголюбов начинает
посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств Боголюбов учится
у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь
сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский,
хотя он н не был профессором Академии художеств.
С Айвазовским Боголюбов познакомился
еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на
квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели
эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я
увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера.
Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."
Первые самостоятельные картины
Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани
в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид
Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана
Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были
удостоены Малой золотой медали.
Тем не менее живопись первых картин
Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые
мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая
фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику
строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов
остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в
Киевском музее русского искусства, дает представление о живой
непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом
восприятии действительности.
Картины Боголюбова академического
периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины
прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к
изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния
в природе.
В 1853 году за три вида Ревеля,
исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов
получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на
заграничную командировку.
Перспективно-видовые картины,
подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной
стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к
другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал
одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года".
Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов
издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает
заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны.
Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку
и сразу же назначают художником Главного морского штаба.

В конце апреля 1854 года Боголюбов
отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с
твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста
Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал
в Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и
Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду
царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами
известного пейзажиста Калама, много путешествовал.
Этюды первых лет пенсионерства не
были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия
дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного
языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально.
Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856)
- этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя
вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство
строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний
план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом
втором плане, третий план тонет в голубой дымке.
Работы Боголюбова на натуре являются
поисками собственного стиля в искусстве.
Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию,
где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает
всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом,
доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов,
Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских
художников, Боголюбов останавливается там.
Весной 1855 года Боголюбов вместе с
товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину,
Сорренто и через Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия
были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и
другие. "Вид Сорренто" Боголюбов написал с того же места, что и его
замечательный предшественник Сильвестр Щедрин. "Дерзость была великая, -
вспоминает он, - но я всегда обожал этого мастера и с любовью копировал его
этюды в нашей Академии. Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов -
и только тогда в Риме я мог окончить эту работу".
В Риме судьба свела Боголюбова с
художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров
академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет
Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра,
Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру
французского пейзажа, глядит на натуру".
Первая встреча с представителями
французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты:
Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень
мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему
овладеть перспективой.
Работа над выполнением царского
заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы
написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав
с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости
Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в
Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя".
В Синопе Боголюбов пробыл месяц,
нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва
отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной.
Боголюбов едет в Париж, где поступает
в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским
художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.
Пользуясь советами опытного мариниста
и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с
тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно,
Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.
В 1859 году Боголюбов переезжает в
Дюссельдорф и начинаем работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах
сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его
картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В
Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых
выделялась "Ярмарка в Амстердаме".
"Ярмарка в Амстердаме" (Русский
музей) - характерная работа Боголюбова, подводящая итог его заграничному
пенсионерству. По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу:
борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот,
остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных
кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством
исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. По
этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке,
насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической
убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать
природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня
современных ему голландских и французских художников, писавших картины на
сходные темы.
Трезвый реализм Боголюбова удивлял
многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату,
замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской
Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а
художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и
менялся с ним этюдами.
В конце 1860 года Боголюбов
возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой
необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила
выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и
не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный,
интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. И. Н. Крамской,
вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было
слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за
границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо
усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было
положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с
современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было
присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, -
говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров
Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества
отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и
старание совершенствоваться".
"Выставка моя посещалась бойко, -
рассказывал Боголюбов, - и стояла целый месяц. . . Я составил себе имя,
которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории
Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году
Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ -
написать историю морских сражений Петра Великого.
После закрытия выставки, принесшей
ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в
круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения
художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства
Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством
известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году такой же атлас Финского
залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном.
В связи с необходимостью побывать на
Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году
путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. П. Боголюбова
"Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли
в основу нескольких видовых полотен Боголюбова.
К этой поездке, вероятно, относится
этюд "Закат солнца в Нижнем" (Русский музей). Боголюбов изобразил берег Волги,
вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы
пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в
красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда
и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи
"Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем снова
повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в
желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким
красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского
города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью
лодку.
Наибольший интерес для выяснения
эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в
городе Пизе (Русский музей), датировка которых до сих пор оставалась неясной.
Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в
дневниках художника. Дело в том, что в связи с болезнью жены Боголюбов провел
в Италии зиму 1862/63 года. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней
природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы
пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного
начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так
контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.
В 1863 году Боголюбов вторично
совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году.
Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив",
"Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а
также огромное количество рисунков.
В 1863 году Боголюбов побывал также
на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над
альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и
25 этюдов.
Пора было подумать и об исполнении
заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в
Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой
работе. Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был
завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих
известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.",
"Гренгамское сражение", "Прорыв русского галерного флота через шведский у мыса
Ганге-Удд", "Гангутский бой", "Ревельское сражение 2 мая 1780 г.", "Выборгское
сражение 22 июня 1790 г.", "Красногорское сражение 22 июня 1790 г.". Картины
"Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г." - это вершины батальной
живописи Боголюбова.
В 50-х годах, воссоздавая историю
Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил
исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и
самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и
живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест среди
произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда,
Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего
современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти
и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и
хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки.
Моряк по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских
просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. А. Иванов, заметив талант
Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у
публики. Он предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и
выражал опасения по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной
шумихой. Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские
драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними
эффектами, Боголюбов резко критиковал.
В своей критике творческого метода
Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность
Айвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин
Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической
истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое
вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского.

Вторую половину 60-х годов Боголюбов
провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по России, затем -
Дюссельдорф, Дания. 1868 год - снова Петербург. В следующем году - третье
путешествие по Волге.
В 1869 году в Петербурге открылась
выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. Бейдемана. После
ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в
Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке,
следует отметить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" (1868,
Центральный военно-морской музей) и волжские виды.
1870-1871 годы художник проводит в
Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.
К этому времени относится пейзаж "Лес
в Вёле" (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще - темный заросший пруд,
на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев
проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную
атмосферу. Это "безлюдная" природа, но кажется, что здесь незримо присутствует
человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и
сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими
произведениями барбизонской школы. Боголюбов предстает перед нами в новом
качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического
романтизма, а как романтик иного - реалистического плана.
Элементы нового отношения к пейзажу -
интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию -
угадывались в творчестве Боголюбова уже в начале 60-х годов и особенно в
итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном
из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Двор
фермы. Осень" (Русский музей).
Нормандские этюды подготовили
художника к созданию картины "Устье Невы" (1872, Третьяковская галерея),
которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники хорошо
понимали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти
Боголюбова, нельзя не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет
заметный шаг вперед. Прежде всего поражает здесь свобода и простота
концепции".
Широкая даль Невы, светлые силуэты
зданий Петербурга, освещенные суда и песчаная отмель реки, изображенные на
этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета,
глубокая реалистическая убедительность и смелый живописный прием,
использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким
передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот почему.
С передвижниками Боголюбова сближала
верность принципам реалистического искусства. Но в истории русского пейзажа
он, как и Похитонов, который впоследствии тоже преимущественно жил и работал
за границей, занимает несколько особое положение. Даже в национальных по теме
и содержанию полотнах Боголюбова всегда преобладает пассивно-созерцательное
начало. При всей изобразительной достоверности живописный и эмоциональный
строй картин Боголюбова имеет мало общего с русским пленэрным пейзажем 70-х
годов, в котором в эти годы все более утверждаются мотивы, выражающие
социальные настроения русского общества.

Идейных позиций передвижников в своем
творчестве Боголюбов не разделял. Программа национально-самобытного искусства,
воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем не
менее, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871
года, в следующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных
членов правления Товарищества и умело использует свое положение, связи и
авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Боголюбов
был вхож к высокопоставленным и царствующим особам. Будучи художником Главного
морского штаба, он неоднократно лично представлял царю заказанные ему картины,
а впоследствии был приглашен давать уроки живописи наследнику и его жене.
Большую роль в сближении с
передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета
консервативной Академии, в который он был избран в 1871 году, и последующая
его активная борьба с Академией в 1876 году по вопросу о создании русской
Академии в Риме.
Глубокую связь, которая существовала
между ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история
создания Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.
Прогрессивное начинание Боголюбова
было горячо одобрено передвижниками. Ознакомившись с проектом организации
саратовского музея, Репин писал Стасову: "Поддержать и развить искусство может
только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах.
Пока их не будет, не будет и настоящего искусства"
Первая попытка демократизации
искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных выставок.
Следующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов, основав первый в России
общедоступный музей.
Мысль о его создании возникла у
Боголюбова еще в 50-е годы, в период заграничного пенсионерства. "С тех пор, -
писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части
предметов искусства и книг. . . немедленно появлялась метка: "Р. М."
(Радищевский музей). Свою художественную коллекцию Боголюбов решил принести в
дар Саратову. И не случайно. Вот как он объясняет это в дневниках: "Мысль об
учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всегда занимала,
тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского века, был
саратовским помещиком и именитым дворянином. . . но. . . независимо от личных
чувств, привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно
Саратов, как один из самых важных центральных пунктов нашего края,
представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в
затеянном мною предприятии". Создавая музей, Боголюбов хотел "оставить по себе
память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, - объяснял он,
- я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое
имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело
юношества".
Много энергии и упорства
потребовалось Боголюбову, чтобы преодолеть трудности, связанные с устройством
музея в Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления
затянули дело основания и открытия музея на восемь лег.
Много препятствий надо было
преодолеть, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея
"Радищевским". И еще долго после этого в придворных кругах не могли
успокоиться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именем
революционера".
Боголюбов связал первый музей в
провинции с именем своего деда, А. Н. Радищева, автора крамольного
"Путешествия из Петербурга в Москву".
29 июня 1885 года состоялось
торжественное открытие первого в России провинциального художественного
музея.
На другой день Радищевский музей был
открыт бесплатно для публики. К 10 часам утра у входа собралась многотысячная
толпа. В здание впускали по пятьсот-шестьсот посетителей. С 10 часов утра до 3
часов дня в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть
его в тот же день. Это совершенно небывалое явление в художественной жизни
России воочию убеждало, насколько важным и необходимым было начатое
Боголюбовым дело.
Стоит еще раз напомнить, что в 1885
году Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея
открылись для широкой публики тринадцать лет спустя после создания музея в
Саратове.
После открытия в 1885 году первого
провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по
всей России прошла волна организации художественных музеев. Вслед за
Саратовским музеем возникают музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и
других городах России.
Саратовский музей был открыт в 1885
году, Русский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет спустя после
Саратовского музея.
После открытия музея Боголюбов с еще
большей энергией продолжает заботиться о музее и пополнении его коллекции, а
также об открытии рисовальной школы при нем. Здесь Боголюбов сталкивается с
еще большей косностью "отцов города".
Он так и не дождался открытия школы,
которое состоялось в феврале 1897 года, спустя три месяца после смерти
Боголюбова. Школа носила в честь его название - "Боголюбовское рисовальное
училище".
Боголюбов завещал любимому своему
детищу - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме
двухсот тысяч рублей.
Прогрессивные устремления Боголюбова,
преданность его русской культуре определили и общественную позицию Боголюбова
во Франции, где он прожил четверть века.

Парижский период его жизни начинается
с 1873 года. Вынужденный покинуть родину из-за серьезной болезни сердца,
художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето
Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами
русского искусства.
В парижской мастерской Боголюбова
постоянно собирались русские художники. Здесь часто бывали Репин, Поленов,
Антокольский, Верещагин, Похитонов и многие другие.
Русские художники также постоянно
бывали у генерала Татищева и в доме знаменитой певицы Полины Виардо, где
слушали превосходную музыку и лучших европейских музыкантов. Боголюбов
вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и многими другими
представителями французской культуры.
"Все шло под эту кровлю высокого
художества, - пишет Боголюбов, - считая честью быть у гениальной певицы и
музыкантши.. . Бывали тут и литературные утра, - продолжает он, -
организованные И. С. Тургеневым для усиления средств русской учащейся в Париже
молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа".
"Вторники" Боголюбова и "четверги"
Тургенева как бы предшествовали организационному сплочению русских художников,
последний толчок которому дала русско-турецкая война. "Радостная весть, что
Плевна пала, - вспоминал Боголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день ее
взятия основать в Париже О-во взаимного вспомоществования русских художников.
Сейчас собрали картины, рисунки для лотереи, которую здесь же разыграли...
написали устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев".
Связь Боголюбова с передовым русским
искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции. Руководимый им
русский художественный кружок в Париже не только объединял художников, живших
вдали от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и
помощь молодым художникам, которым Академия отказывала в своем
покровительстве, русский художественный кружок тем самым противостоял
реакционной Академии и способствовал развитию национального искусства.
"Интересы этого кружка были не парижские, а русские вообще", - как говорил М.
М. Антокольский.
Когда И. К. Репин за границей в 1874
году остался без денег, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и молодой
художник может снова приняться за картину "Садко".
Через посредство Боголюбова очень
часто получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и другие. Цены на
эти заказы обычно устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при этом возможно
более выгодные условия для художников.
В 1874 году целая плеяда молодых
русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были
Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и другие,
находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.
Живя во Франции, Боголюбов, как
всегда, много" и плодотворно работает. О его пейзажной манере этой поры, кроме
упомянутых видов Вёля, дают представление десятки этюдов, хранящихся в
Саратовском музее. Один за другим он создает их в живописных уголках
Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Раньше пейзажи Боголюбова изобиловали
деталями - теперь он стремится к обобщенности форм, передает через образы
природы свои мысли и чувства, достигает большой выразительности в очень
небольших по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры характер
этюдов-картин. Пейзажи "Суда в гавани Дьепп", "Скалы в Фекане", "Мельница в
Вёле", "Прачки в Нанте" полны света и воздуха. Воздух окутывает густую зелень,
тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с бесконечным
разнообразием цветовых оттенков. Близкие по технике исполнения то к
барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем
не менее, очень непосредственны и несут на себе печать его индивидуального
живописного почерка.
Но даже в эти годы, работая по
преимуществу над пейзажем, он все же возвращается к изображению баталий и
видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и
тогда же заканчивает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и
"Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана". Полотно "Дело лейтенанта
Скрыдлова на Дунае" закончено позднее - в 1881 году. А в конце 70-х-начале
80-х годов Боголюбов создает целый ряд панорамических видов - "Нижний
Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница",
"Москва, Волхонка" и др. По сравнению с ранними перспективами они более
живописны и сочетают в себе традиции перспективного видового пейзажа,
унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его
пейзажной живописи с натуры.
Живописное дарование Боголюбова
наиболее полно раскрылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане",
передающий прелесть и обаяние ранней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена,
написанный в сдержанной серебристой гамме, можно назвать шедеврами Боголюбова.
Если в его этюдах 70-х годов цвет играл едва ли не самодовлеющую роль, то
теперь - это один из пластических элементов, помогающих художнику выразить
свои чувства через образ и состояние взволновавшей его природы.
Уже в 60-70-е годы современники
считали Боголюбова художником, великолепно усвоившим современную европейскую
технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда среди его работ более
всего отмечали своеобразно-неповторимые маленькие этюды. Именно в них, и
особенно в последний период творчества, в полной мере развернулось
реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в
эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования
действительности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца
жизни. Даже незадолго до смерти он пишет жизнерадостные, оптимистические
пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совсем маленький
этюд сохраняет прелесть живого восприятия природы и вместе с тем несет в себе
значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных черт
пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особое место в истории русского
пейзажа XIX века.
Совершенно по-новому Боголюбов
изображает в своих последних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне"
(Центральный военно-морской музей) полна суровой правды и совсем лишена
эффектных деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небо
затянуто золотящимися по краям тяжелыми, мрачными тучами. Море, отражая
последние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На
горизонте - едва различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сопоставление
двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря -
исполнено глубокого драматизма.
Не менее значительны и интересны, чем
картины и этюды Боголюбова, его рисунки. Это самостоятельная, значительная
область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хотя бы уже по
тому, что только в собраниях Русского музея в Ленинграде и Саратовского
художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко
не все равноценны.
Виртуозность и мастерство, присущие
рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сразу. Они явились в результате
упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов почти не
расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания или мысли на
всем, что оказывалось у него под рукой: будь то визитная карточка или
каталог последней выставки, тетрадь или миниатюрный блокнот.
Наряду с путевыми случайными
набросками художник создал целый ряд крупных станковых рисунков, к которым он
приходил через многочисленные эскизы и наброски. Таковы его "Взрыв монитора",
"Дело Шестакова и Дубасова", "Буря", "Крушение судна", а также блестящие
отмывки тушью, как "Шевенинген" в Третьяковской галерее, "Венеция", "Барбизон"
и другие в собраниях Саранского художественного музея.
Кроме этого, Боголюбов много работал
над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполнял работы по
стенной живописи.

Последователь академических правил в
своей видовой перспективной живописи даже последних лет, создатель
документально точной истории русского военного флота, Боголюбов еще в молодые
годы испытал влияние французской и немецкой школ пейзажной живописи. Работая в
одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном -
выступал как новатор. Эти стороны творчества, совмещаясь на протяжении всей
его жизни, имели между собой мало общего. "Сочетание в творчестве Боголюбова
двух направлений, - пишет А. А. Федоров-Давыдов, - одного, связанного с
традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, заставляет
сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью
искусства В. Д. Поленова". Подобное сосуществование различных интересов
встречается в творчестве и некоторых других русских художников. Кроме А. П.
Боголюбова и В. Д. Поленова к ним в первую очередь, очевидно, следует отнести
И. П. Похитонова.
Творческий путь Боголюбова -
замечательный пример самоотверженного труда и преданности своему делу,
замечательный пример борьбы за овладение высоким живописным мастерством,
глубоким реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще
считался второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с эффектным
освещением, красивыми замками и развалинами, Боголюбов через свой полувековой
творческий путь уверенно пронес и сохранил большое и глубоко реалистическое
искусство.
Творчество и
общественно-художественная деятельность А. П. Боголюбова - интересная,
своеобразная страница в истории русской культуры второй половины XIX века, в
истории русско-французских связей.